MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

"На душе становится так тяжко, что спасу нет"

08.04.2004   

"На душе становится так тяжко, что спасу нет", — писал домой солдат срочной службы Антон Гордиенко (фамилия изменена), избиваемый 19-летним замкомвзвода.

Теплой августовской ночью 20-летний солдат А. Гордиенко, дежуривший в суточном наряде на КПП военной части, дислоцирующейся в Василькове (Киевская обл.), неожиданно оставил пост и, захватив с собой табуретку, направился в парк на территории части. Спустя час сослуживцы, обеспокоенные долгим отсутствием товарища, бросились на поиски — они нашли Антона повесившимся на собственном ремне на дереве неподалеку от КПП.

Отсутствие предсмертной записки и замкнутый характер погибшего солдата сильно усложнили расследование", рассказал начальник отдела военной прокуратуры Северного региона Украины Андрей Подосинов. При исследовании тела погибшего эксперты обнаружили многочисленные следы побоев, которые, согласно выводам специалистов, были нанесены ему тупым предметом за несколько часов до смерти.

Призванный весной Антон успел прослужить в армии всего три месяца. Согласно выводам судебно-психологической экспертизы, проведенной после смерти солдата, он отличался замкнутостью и неразговорчивостью, предпочитал слушать и близко ни с кем из сослуживцев так и не сошелся. Его интеллектуальные возможности ограничивались незаконченным средним образованием, физически он был здоров.

Внимание психологов привлекли письма Антона к родным. В них он хоть и не жаловался на армейскую службу, однако отдельные фразы наводили на мысль о том, что причины его смерти необходимо все же искать в стенах военной части. Допросив сослуживцев Антона, следователи пришли к выводу, что к трагедии может быть причастен замкомвзвода Юрий Фесюк, с которым, кстати, погибший встречался накануне своей смерти, продолжил Андрей Александрович.

Помогавший в расследовании прокурор-криминалист прокуратуры Северного региона Олег Животов предложил Фесюку пройти тест на детекторе лжи, и из результатов тестирования стало ясно: этот военнослужащий неискренен в своих показаниях. И только узнав, что следствие взялось за замкомвзвода всерьез, "молодые" солдаты" поведали обо всех его "подвигах".

Методы, которыми Фесюк пользовался для "воспитания" молодого поколения, многие призывники испытали на себе с первых дней службы. Он начал с того, что установил ежемесячную таксу, которую "молодые" были обязаны ему платить. Ответственными за сбор податей он назначил двух солдат. Причем даже начавшееся в связи с самоубийством Гордиенко следствие не помешало ему аккуратно взимать мзду по 10 гривен. Собственный доход Фесюк пополнял на 250-300 гривен в месяц. Чтобы разбудить уснувшего "без разрешения" солдата, замкомвзвода бил его тапкой по лицу. Красные следы на лбу у одного солдата служили уроком для остальных. На суде Фесюк частично признался в подобном издевательстве над подчиненными, однако, по его словам, он заставлял просыпаться лишь тех солдат, которые храпели. Среди тех, кто решился положить конец систематическим поборам и издевательствам Фесюка, оказался и рядовой Антон Гордиенко. Однажды он рассказал командиру роты о действиях старшего солдата. Деньги Фесюк вернул, однако издевательства над рядовыми стали более изощренными. Антон был не первым, от кого руководство части узнало о преступной деятельности Фесюка. Однако козлом отпущения замкомвзвода выбрал именно Гордиенко. И, надо сказать, ему таки удалось сделать армейскую жизнь правдолюба невыносимой.

Для начала старший солдат в присутствии других сослуживцев назвал Антона "стукачом" и запретил молодым солдатам с ним общаться. По его приказу рядовые должны были полностью игнорировать Гордиенко. Никто не имел права делиться с Антоном сигаретами или даже стоять рядом. Но и этого наказания 19-летнему тирану показалось недостаточно, и тогда он запретил Антону сначала курить, а затем и смотреть телевизор. Во время утренней зарядки, при выполнении какого-либо задания и даже тогда, когда остальные солдаты отдыхали, Фесюк заставлял Гордиенко делать различные физические упражнения, доводя его до полного изнеможения. Даже во время своих увольнительных Фесюк приходил в часть, чтобы проверить, как "молодые" выполняют его приказы. По словам А. Подосинова, дело о самоуправстве военнослужащего в Василькове вызвало широкий резонанс среди общественных организаций. В прокуратуру стали поступать жалобы на то, что следователь якобы получил крупную взятку за то, чтобы направить следствие по ложному следу и в итоге посадить в тюрьму невиновного. К своим акциям общественные организации пытались привлечь даже народных депутатов. Правоохранители, имеющие опыт с преступлениями на почве неуставных отношений, отмечают, что деспотизм по отношению к новобранцам, как правило, проявляют лишь те, кто в свое время на себе испытал жестокие издевательства.

("Факты", №211, 14 ноября 2003 г.)

 Поділитися