MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Пресс-конференция заместителя прокурора Запорожской области Владимира Мазурика и начальника отдела за соблюдением законов при выполнении судебных решений Алексея Стулова носила несколько необычный характер и была посвящена тем, кто сидит в местах лишения свободы

22.05.2004   

Владимир Соловов:

У нас в области на сегодняшний день 9 исправительно-трудовых колоний, два следственных изолятора, 30 отделов государственной исполнительной службы. Сейчас идет гуманизация по отношению к отбывающим наказания, которых насчитывается 12 тысяч человек. Это люди, которые совершили различные правонарушения и в зависимости от степени преступления раньше сидели в различных колониях, где было несколько режимов содержания: общий (за нетяжкие преступления); усиленный (для такой же категории, но совершивших тяжкие преступления); строгий (это для ранее сидевших); особый (для особо опасных рецидивистов). Теперь же колонии общего режима отныне будут колониями минимального уровня безопасности с общими условиями. Усиленный и строгий режим — это теперь средний уровень безопасности. А тюрьма для приговоренных к пожизненному заключению и для «особистов» — это максимальный уровень безопасности. Ликвидированы штрафные изоляторы как мера дисциплинарного воздействия. Максимальный срок пребывания в помещении камерного типа сокращен с 6 до 3 месяцев. Краткосрочные свидания продлены до четырех часов. На длительные свидания теперь могут приехать гражданские супруги, если у такой пары есть совместные дети. Разрешена переписка с родственниками, которые отбывают срок в другом месте. Денежные переводы зэкам не ограничены. Время работы в период отбывания срока теперь будет засчитываться в трудовой стаж для начисления в пенсионный фонд.

Зашел разговор о питании заключенных. Норма потребления — не менее 3470 килокалорий в сутки на одного заключенного. В связи с тем, что прошлый год был неурожайный на зерновые, в некоторых колониях эта норма потребления снижалась до 1700 калорий. В связи с этим приняты необходимые меры.

Зам. прокурора области Владимир Мазурик сообщил также, что в прошлом году прокуратурой области возбуждено в отношении работников колоний три уголовных дела, в этом году — одно, составлено пять протоколов о коррупции. Был поднят вопрос о существовании туберкулезной больницы для зэков, расположенной в 55-й Вольнянской колонии, и о безопасности населения Вольнянска. Как отметил зам. прокурор, эта проблема является надуманной.

После пресс-конференции я подошел к начальнику отдела Алексею Стулову и попросил его ознакомиться с письмом нашего читателя Петра Ванюшкина и заодно прокомментировать прочитанное. Если вкратце речь вести о тексте написанного, то оно сводится к следующему. Петр Савельевич считает, что свои 58 лет он прожил в хорошее время, с верой в будущее. А сегодня ему обидно уже не за свое поколение, а за детей, будущее внуков.

«Вглядитесь в молодежь, — пишет он, — тусклые глаза, пьяные улыбки, тоска и зависимость от денег. Отсюда и бандитизм, воровство, проституция. Недалеко от вашей редакции расположен следственный изолятор. Там сидят молодые люди, дети, женщины. Вот где ломаются судьбы. В каких условиях они живут? Таких не было даже в военное время. Ведь этих воришек, наркоманов, проституток породило наше перестроечное время, и их надо не озлоблять, а воспитывать.

Если говорить о СИЗО, то даже внешне он вызывает отвращение. Окон нет — просто железные листы с просверленными дырочками. В камерах сырость, вонь, вши, клопы. Солнце сюда не пробьется, отопления нет, бетонный пол, нары. В камере от 10 до 28 человек с поломанными судьбами, психикой. Спят по очереди, едят то, что передадут родственники раз в 15 дней. Стирают и сушат в камере. Запрещается передавать газеты, книги, только на библиотеку. Считаю, зло порождает зло. Ведь выйдя оттуда, они за подобное обращение «отыграются» опять же на нас, нашем обществе. В истинно демократических странах преступники получают и образование, и специальность. А в наших «исправилках» можно учиться только друг у друга. Мы сами порождаем преступность. А каких только болезней нет в СИЗО — от бронхита до туберкулеза! А сколько несправедливости заключенные видят от следователей, охраны! Последняя дежурит возле СИЗО, ловят тех, кто переговаривается с заключенными, хотя нигде нет предупреждающих знаков, вызывают наряд, забирают записки, деньги. Я где-то читал, что экономику города определяют по базару, чистоту — по дальним улицам, а безопасность — по количеству заключенных. Вот и вся статистика!»

Конечно, в этом письме немало эмоций, но и немало правды, от которой никуда не уйдешь. Поэтому и хотелось, чтобы Алексей Александрович более подробно остановился на фактах, сообщенных читателем.

— В последний раз мы проверяли следственный изолятор с новым прокурором области, — сказал А.Стулов. — Валерий Викторович специально захотел посмотреть осужденных женщин и детей. В СИЗО есть дети, которые не первый раз совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Их не так много. Но они есть. Другое дело, в каких условиях они содержатся. Конечно, они не такие, в которых я бы хотел содержать своего ребенка, чтобы были чистые простыни, свежий воздух, калорийное питание. Но ведь заключение это и не предусматривает. И в то же время, всю гуманитарную помощь, что мы получаем, направляем в первую очередь на стол детям. И ни разу от них не было ни одной жалобы на питание. Это один фактор. Другой — в какой семье они живут, что толкнуло их на преступление. Многие из них жили в неблагополучных семьях. Они не виноваты, что у многих родителей депрессия — нет работы, свои профессиональные навыки они уже не смогут применить в жизни, да и возраст поджимает. Главное, сейчас у молодежи нет четко поставленных в жизни целей: хорошо учиться, приобрести профессию, достичь чего-то в жизни. Немало проблем у нас и с персоналом в СИЗО. Людей не хватает. Да, были у нас мобильные группы, которые реагировали на нарушения. Сейчас таких уже нет.

Более подробного интервью у нас с Алекеем Александровичем не получилось. Но и без того ясно, что не все благополучно в пенитенциарной системе. И разговор об этом стоит подробного анализа.

(“ВЕРЖЕ”, г. Запорожье, №17, 23 апреля 2004 г.)

 Поділитися