MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

30-летний Сергей Р. даже не подозревал, что жизненная ошибка обойдется ему столь дорого. За совершение в общем-то пустяковой кражи "по пьянке" он попал на нары в камеру изолятора временного содержания, где вместо пяти человек находилось десять. А несколько месяцев спустя молодому, цветущему мужчине поставили диагноз - туберкулез.

06.07.2004    джерело: ("Правда Украины", 2004.06.24)

Владимир Широченко:

Сегодня Сергей уже почти два года отбывает наказание в местах лишения свободы, где медики безуспешно лечат практически неизлечимую форму туберкулеза, которую, как утверждают специалисты, с трудом излечивают даже в самых лучших западных клиниках. Кто же виноват в его беде?

Туберкулез - одна из страшнейших и старейших болезней человечества, которая в старину опустошала целые города. Причина столь быстрого распространения болезни заключена в ее природе. Ведь туберкулез элементарно передается по воздуху и его можно подхватить, даже постояв пару секунд возле больного человека. Известен нашумевший факт, когда осенью 1998 года один иммигрант из Украины, летевший из Парижа в Нью-Йорк, якобы заразил десятки людей, находившихся с ним в одном самолете. Причем болел он формой туберкулеза, устойчивой к медикаментам. Впрочем, украинские официальные лица после соответствующих публикаций в западной прессе назвали этот факт "сплетнями".

Однако шила в мешке не утаить при всем желании - эпидемия туберкулеза в Украине набирает обороты. Ныне у нас болеет туберкулезом 1,4 процента населения, то есть почти 800 тысяч граждан, хотя неофициальные подсчеты специалистов фиксируют цифру, вдвое большую. Как отмечалось в ходе парламентских слушаний на тему "Эпидемия туберкулеза в Украине и пути ее преодоления", прошедших год назад, в мае 2003-го, ситуация в стране непрерывно ухудшается, а показатели заболеваемости у нас в 10-12 раз выше, чем в развитых странах мира.

Казалось бы, при такой угрожающей ситуации наше государство и власть предержащие должны предпринять все меры для того, чтобы хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию, которая давно вышла из-под контроля, а фтизиатрическая служба оказалась не в состоянии выполнять возложенные на нее задания. Но увы... Более того, некоторые наши чиновники своими действиями... способствуют дальнейшему наступлению заразы на общество. Видимо, кому-то это выгодно. Но кому?..

Сергей Р., как и тысячи ему подобных, даже не подозревает, что стал, по сути, жертвой чиновничьих игр и ведомственных интересов. Скорее всего, Сергей - смертник. И можно предположить, что виноваты в этом, в первую очередь, Государственный департамент по вопросам исполнения наказаний (ГДВИН) и наш доблестный... Минздрав. Дело в том, что лица, взятые под стражу по подозрению в совершении того или иного преступления, в соответствии со статьей 155 Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК) могут пребывать в изоляторах временного содержания (ИВС), находящихся в ведении МВД, не более трех суток, а в районах, где отсутствует следственный изолятор, - не более десяти суток.

По истечении этого времени подозреваемых обязаны перевести в тот или иной следственный изолятор, которые вот уже шесть лет находятся в ведении ГДВИН.

Однако, вопреки требованиям статьи 4 Закона Украины "О предварительном заключении" и вышеупомянутой статьи 155 УПК, руководство ГДВИН издало ряд ведомственных нормативных документов, в результате чего возник ряд ограничений в приеме спецконтингента. В частности, совместный приказ ГДВИН и Министерства здравоохранения Украины №3/6 от 18 января 2000 года, приказ ГДВИН №192-2000 и указание №24/44 от 3 января 2003 года запрещают принимать в следственные изоляторы больных с алкогольными психозами, а также лиц, страдающих тяжелыми соматическими или инфекционными заболеваниями. Понятное дело, что в число таких подпадают люди, больные туберкулезом. Так, на протяжении прошлого года по вышеупомянутым причинам в помещении в СИЗО было отказано 793 арестованным. Таким образом, на сегодняшний день в изоляторах временного содержания, абсолютно не приспособленных для нахождения в них людей, больных опаснейшей болезнью, ежедневно содержится более 200 туберкулезников. Эти лица с момента задержания до вступления приговора в законную силу находятся в основном в милицейских ИВС, а в исключительных случаях охраняются милицией в "гражданских" больницах, которые не приспособлены для этого. Поэтому сотрудники органов внутренних дел вынуждены для охраны будущих зэков выделять усиленные наряды, что приводит к грубым нарушениям санитарно-эпидемиологического режима и распространению "криминальной" заразы среди работников милиции. Так, в прошлом году в результате этого туберкулезом заболели более 20 милиционеров-охранников. О том, что в камерах ИВС от больных непрерывно заражаются десятки и сотни здоровых людей, травмируется их психика, говорить и не приходится.

Поразительно, но факт. В отдельных случаях противозаконная практика ограничения приема в СИЗО даже признается... положительным опытом. Более того, ныне при принятии спецконтингента от органов внутренних дел на каждого человека представители пеницентиарного ведомства без каких-либо законных оснований требуют предоставить флюорографическое обследование и справку врача-фтизиатра, а при их отсутствии отказываются принимать арестованных. В частности, 26 октября 2003 года в СИЗО №15 города Симферополя отказали в приеме 29 взятых под стражу и осужденных, привезенных сюда из различных ИВС горрайотделов ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым, мотивируя это отсутствием в 22 личных делах заключений врачей-фтизиатров и 7 флюорографических снимков...

Понятное дело, что ГДВИН руководствуется сугубо ведомственными интересами, желая "сэкономить" и без того скудные средства, выделяемые на поддержание пеницентиарной системы. А в конечном итоге страдает общество, ибо круг контактов с инфекционными больными непрерывно расширяется, в больницах нарушается режим и царит тяжелейшая моральная обстановка, ибо каково человеку вольному лежать рядом в одной палате с тяжелобольным убийцей? Помимо этого, в Украине постоянно и фактически вынужденно массово попираются права человека, так как из-за того, что СИЗО не принимают больных, изоляторы временного содержания работают с постоянной перегрузкой. Однако в суть этой причины и по сей день так почему-то не удосужились вникнуть и принять соответствующие меры ни Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева, ни работники прокуратуры...

...А в это время Сергей Р., попавший за решетку здоровым и сильным, превращается в немощного человека и медленно угасает. Долгая и мучительная смерть - не слишком ли суровое наказание за кражу старого велосипеда и самодурство бездумных чиновников, заботящихся только о призрачных узковедомственных интересах?

Из досье "Правды Украины"

В 1991 году показатель заболеваемости туберкулезом в СССР составлял 34 случая на 100 тысяч человек. И хотя он в три раза превышал показатели США (10,4 случая), все же был далек от эпидемии. Ныне в мире ежегодно фиксируется от 7 миллионов впервые выявленных случаев заболевания, от которого ежегодно умирают около 3 миллионов человек. Общее количество больных туберкулезом на Земле составляет около 60 миллионов. В Украине же ежедневно регистрируется 82 новых случая заболевания туберкулезом, а от 30 до 48 больных умирают. За один год туберкулез уносит в мир иной около 10 тысяч наших соотечественников.

Считается, что в Украине за год один туберкулезный больной инфицирует около 100 человек.

Справка "ПУ"

На сегодняшний день в изоляторах временного содержания внутренних дел Украины ежедневно содержится в среднем 6,5 тысячи взятых под стражу лиц, из которых свыше тысячи человек постоянно находятся здесь с нарушением установленного законом десятидневного срока содержания. Половина из этих людей - осужденные, и их место не в ИВС, а в местах лишения свободы.

 Поділитися