MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

О призыве без иллюзий

22.12.2004   
Наталья Гончарова, "Объектив-Но"

«Отбирать, а не набирать» — под таким девизом проходит уже не первая в Украине призывная кампания. Военные чиновники утверждают, что нынешнему призывнику надо очень постараться, чтобы стать солдатом: в армию, по их словам, теперь отбирают только самых здоровых граждан, имеющих, к тому же, как минимум среднее образование.

Тенденция к сокращению численности армии в рамках реформирования Вооруженных Сил Украины сохраняется. Если осенью 2003 года количество призванных на срочную воинскую службу составляло 41290 человек, то весной 2004 года служило 35810 человек, а нынешней осенью будут призваны 28816 человек. Только в Харькове и области последний призыв на триста человек меньше, чем предыдущий. По словам областного военного комиссара Алексея Середы, военкоматы компенсируют количество качеством, отбирая в армию лучших из лучших. Однако, по мнению правозащитников, в действительности все выглядит не так оптимистично: «лучшие» призывники, отобранные военкоматами, по прибытии в воинскую часть нередко оказываются совершенно непригодными для службы в армии — здоровье не позволяет. К примеру, из двух тысяч харьковчан предыдущего, весеннего призыва медкомиссии воинских частей признали таковыми 14 человек, пятеро из них комиссованы.

—  Существует целый комплекс причин, по которым в армию попадают призывники, абсолютно непригодные для прохождения службы, — говорит Майя Крюкова, член правления Харьковского областного союза солдатских матерей. — Мы считаем, что в этом виноваты, прежде всего, родители. По закону они имеют полное право присутствовать на медкомиссии в военкомате и сообщить врачу об имеющихся у сына проблемах со здоровьем, предоставить соответствующие справки, результаты альтернативных обследований. У нас родители часто сами не подозревают о существовании у ребенка серьезных хронических заболеваний. Кроме того, врачи призывных комиссий далеко не всегда добросовестно и квалифицированно обследуют этих ребят. По закону через призывную медкомиссию в течение одного дня должно проходить не более пятидесяти человек. На самом деле их проходит и сто, и двести человек. Естественно, врач не в состоянии достаточно серьезно обследовать каждого призывника. Кроме того, у нас еще есть недобросовестные врачи, для которых значительно важнее выполнить план. Вот данные весеннего призыва по Харькову: каким образом в армию могли попасть призывники с такими диагнозами, как язва двенадцатиперстной кишки, энурез, сердечные, психические заболевания? Не заметить таких заболеваний врач не мог. Скорее всего, их вообще не обследовали. Посмотрите, как у нас проходят медкомиссии в военкоматах. Врач должен осматривать каждого призывника индивидуально, в отдельном кабинете. У нас получаются исключительно коллективные осмотры, ребята идут потоком: кто при посторонних скажет, что у него, например, энурез? Естественно, многие ребята просто скрывают свои заболевания и с этой проблемой уходят служить. Очень часто бывает так, что по-настоящему ребят обследуют не на призывной комиссии, а уже в воинской части. Мы отправляли запросы в воинские части, где служат харьковчане, призванные весной этого года, и получили ответы, в которых говорится о недостаточно квалифицированных выводах медкомиссий. Из учебной роты Чернигова нам ответили, что из двухсот пятидесяти харьковских призывников сорок девять оказались «проблемными»: кто-то употреблял наркотики, у кого-то были суицидальные попытки, психические отклонения — и все это обнаружилось только в воинской части, об этом не было сведений ни в характеристиках из школ, ни в медицинских справках. Что командир части должен с этим делать? Конечно, по сравнению, например, с 2000 годом ситуация улучшилась: если тогда из призванных в армию абсолютно непригодными к службе были признаны 16 человек — 7,2 %, то в этом году из весеннего призыва комиссовали 5 человек — 2,49 %. Нельзя сказать, что проблема качества призыва игнорируется военкоматами. Но мы еще очень далеки от того, чтобы говорить, что в армию набираем лучших из лучших.

(Объектив-Но», г. Харьков, № 45, 11 ноября 2004 г.)
 Поділитися