MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

По кровавому кругу. В деле по убийству журналиста Александрова вновь ищут стрелочников?

02.06.2005   
Сергей Коробчук

Весть о том, что в г. Артемовске Донецкой области закончился суд над двумя бывшими сотрудниками органов внутренних дел майором Олегом Тамбовцевым и капитаном Евгением Дроздовым (соответственно, 6 и 6,5 лет заключения), была встречена украинским обществом, честно говоря, с поразительной апатией. Скорее всего, народ просто перестал надеяться на то, что истинные виновники резонансного преступления — убийства Александрова будут публично названы и понесут наказание.

“Шестерки” платят?

Напомним читателям предысторию артемовского процесса. Сразу после смерти журналиста Игоря Александрова горожане однозначно определили мотив преступления: профессиональная деятельность убитого, касающаяся раскрытия коррупции в местных правоохранительных органах. Естественно, вариант с разоблачением в планы преступников в погонах не входил. И тогда затевается грандиозный спектакль, в котором милицейские чины “назначают” на роль киллера бомжа Вередюка.

Роль ныне осужденных в Артемовске ментов была в общем-то, второстепенной: они подыскали водителя такси Сергея Павлюченко и принудили того дать ложные показания: дескать, он подвозил в тот роковой день к месту преступления человека, похожего на обвиняемого Вередюка.

Впрочем, суд к противоречивым признаниям частного извозчика отнесся с недоверием. И вскоре сенсационно оправдал “убийцу по собственному желанию”.

Как хотелось бы в этом месте воскликнуть: “Да здравствует наш суд — самый справедливый суд в мире!”. Увы, многочисленные вопросы, все еще остающиеся в этом деле, заметно охлаждают преждевременный оптимизм.

Ловись, рыбка. Большая!

Есть одна принципиальная “непонятка” в данной истории: зачем “дело Александрова” надо было разделять на целую серию локальных судебных процессов. Ведь одновременно с артемовским процессом в Луганске ни шатко ни валко судят предпринимателей из Славянска — братьев Рыбаков. Они, согласно обвинительному заключению, заказали и сами же организовали нападение на журналиста Александрова. В следственном изоляторе ГПУ находится еще один бывший краматорский милиционер капитан Игорь Криволапов, которому якобы и пришла в голову “гениальная” идея заставить бомжа Вередюка взять на себя убийство журналиста. Еще два высоких милицейских чина — начальник УВД г. Макеевки Винничук и старший оперуполномоченный управления уголовного розыска УМВД Украины в Донецкой области майор Шломин ныне якобы дают сенсационные признания на тему, как они отравили лжеубийцу Вередюка. Все эти люди на тот момент служили в одном краматорском горотделе милиции и вряд ли действовали разрозненно. Однако и следствие и суд упорно продолжают делать вид, что имеют дело с абсолютно не связанными между собой преступлениями. Почему?

Молчание больше, чем жизнь

Сегодня родные погибшего журналиста, многие его коллеги уверены, что правоохранители ведут дело не столько к разоблачению всех виновных, сколько к ускоренному его закрытию. Любой ценой. Ведь новая власть в столице задекларировала свое желание поставить точку в затянувшейся истории с убийством независимого журналиста. И провинциальные чиновники услужливо бросились его выполнять. Раз вариант с Вередюком не выгорел, они сейчас готовы “сдать” Фемиде мелких сошек из собственной среды. Самое страшное для них в нынешней ситуации — если следствие, не дай бог, потянет за ниточки, ведущие на верхние, столичные этажи правоохранительных структур. Ведь за истекшие годы многие активные фигуранты “дела Александрова” были отмечены (по-видимому, за проявленное особое прилежание) завидными повышениями по карьерной лестнице.

И еще: многие законники Украины, терпеливо отслеживающие перипетии этого дела, считают, что ключевой фигурой в нем сейчас является славянский предприниматель Александр Рыбак, которого ныне судят в Луганске за организацию заказного убийства журналиста. Но на воле Рыбак считался бизнесменом с разветвленными деловыми связями, в том числе и во властных сферах. И мало кто верит, что этот весьма влиятельный человек по собственной воле избрал бейсбольные биты в качестве инструмента улаживания конфликта с прессой. В ходу иная версия: Рыбака принудили организовать криминальный акт устрашения его высокие покровители, которым провинциальный “деловар” не мог отказать. И пока не будут названы их имена, справедливость вряд ли можно считать восторжествовавшей. Однако “Рыбак отлично знает правила игры: он живет, пока молчит”, — на днях заметила вдова убитого журналиста Людмила Александрова. Видимо, так подсказывает горький опыт этой женщины.

(“Вечерние вести”, 31.05.2005)

 Поділитися