MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Психи и дистрофики в украинской армии

07.12.2005   
Лариса Холманская, «Вечерка»

Осенний призыв 2005 года носил достаточно грязный характер и отличался от предыдущих невиданным количеством обращений и жалоб. Такой вывод сделали гражданские лица — члены Харьковского областного союза солдатских матерей (ХОССМ). За одиннадцать лет существования организации они не видели ничего подобного.

Мониторингом качества призыва занимаются независимые общественные организации, так что никто не может упрекнуть их в заангажированности или робости перед государственными органами и военными. “Солдатские матери” признают, что итоги исследования стали для них самих неприятной неожиданностью.

В течение пяти лет активисты ХОССМ проводили мониторинг качества призыва, основываясь на ответах командиров войсковых частей, в которых проходят службу призывники Харькова и области. Из многих частей были получены не только ответы на анкеты, но и письма командиров и их заместителей по воспитательной работе. Это понятно — брак при призыве влияет на состояние личного состава части и темным пятном ложится на погоны командиров. Жалобы и предложения офицеров были проанализированы и систематизированы. А итоги мониторинга были озвучены на состоявшемся в среду “круглом столе”.

На что жалуетесь?

В Министерстве охраны здоровья Украины “солдатские матери” узнали страшную статистику: с каждым годом в стране происходит увеличение различных патологий среди призывников (1986 год — 252 заболевания на тысячу осмотренных, 1997 год — 1215, 2003 год — 1426). В Харьковской области — 1231 заболеваний на тысячу осмотренных. Таким образом, практически каждый юноша призывного возраста имеет одно или несколько заболеваний.

Подтверждают это и военные. В ответ на обращение матерей Департамент по вопросам охраны здоровья Минобороны Украины сообщил, что во время приписки в призывных пунктах выясняется, что треть 17-летних допризывников нуждается в лечении. Комплектование Вооруженных Сил Украины здоровым, физически сильным молодым пополнением становится проблематичным.

Страдают молодые бойцы язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, поражениями опорно-двигательного аппарата. Но чаще всего, подчеркивает сопредседатель ХОССМ Мария Шуталева, у новобранцев выявляются психические заболевания (1,4% из 6866 обследованных по ответам из в/ч) и болезни желудочно-кишечного тракта (0,9%).

По халатности врачей призывных комиссий в армию попадают юноши, склонные к суициду. Командир в/ч А1352 (призыв — осень 2004 г.) обращает внимание Союза солдатских матерей на то, что из 45 прибывших харьковчан 12 (то есть 26,6%) требуют особого внимания офицеров части. В другой части — №3005 — двум харьковчанам командиры вообще определили “службу без оружия”. Зачем, удивляются члены ХОССМ, этих ребят вообще призывали в Вооруженные Силы страны?

“Нас удивляет, — в один голос говорят солдатские матери, — как принимают психиатры некоторых райвоенкоматов. Их осмотр начинается и заканчивается одной фразой: “Покажи руки”. По их мнению, если юноша не потребляет наркотические вещества и не режет себе вены — он годен к военной службе. А если он жалуется на головные боли, невропатолог отвечает: “У всех голова болит”.

Женщины отмечают проблему психиатрического обследования призывников, проживающих в области. Единственное учреждение — областная психбольница — находится на границе с Россией, в поселке Стрелечье Харьковского района. Родители из отдаленных районов отказываются оставлять там детей на обследование, так как не имеют средств на проезд, посещение и содержание юношей в стационаре. ХОССМ неоднократно обращался в Облздрав и к начальнику Харьковского гарнизона с предложением обследовать призывников из районов в специальном “подростковом” отделении Харьковской областной клинической психиатрической больницы №3 (старое название — 15-я больница). Это учреждение, по словам членов ХОССМ, не имело ни одного “прокола” — возвращения военнослужащего, комиссованного из армии из-за психзаболевания.

Желтушные дистрофики

Любопытные данные содержатся в мониторинге ХОССМ по поводу еще одной страшной болезни — болезни Боткина — гепатита, или в просторечии желтухи. Начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны Украины в сентябре 2003 года сообщил харьковским матерям: “В последние три года значительно повысилось количество военнослужащих срочной службы, уволенных по поводу хронического гепатита В и С (1999 год — 52 человека, 2002 год — 257). Значительная часть военнослужащих (43,6%) была больна хроническим вирусным гепатитом В или С до призыва (!) на срочную военную службу. Медицинская служба Вооруженных Сил неоднократно обращалась в Министерство охраны здоровья Украины с просьбой… об обязательном обследовании призывников на СПИД и маркеры гепатитов В и С. Но из МОЗ сообщили, что исполнение этих мероприятий находится в компетенции местных государственных администраций и должно совершаться за счет местных бюджетов.

Пораженные этой жуткой статистикой, члены ХОССМ обратились в Харьковское областное управление охраны здоровья. И получили ответ, что “носительство” не есть болезнь и что обследование призывников на гепатит проводить невозможно, так как реактивы на “носительство” этих вирусов очень дороги. А такие деньги бюджетом не предусмотрены. Солдатские матери посетили госпиталь Харьковского гарнизона и выяснили, что из 41 военнослужащего, которые лечились в то время в госпитале, 23 юноши были комиссованы с диагнозом “хронический вирусный гепатит”.

Еще одна тема, всплывшая в ходе пятилетнего мониторинга харьковских матерей, — наличие в армии дистрофиков. Командир одной из воинских частей (призыв — весна 2000 года) пишет, что 27 человек из 260 прибывших в часть харьковчан имеют значительный дефицит веса тела — более 15 кг. При этом члены ХОССМ отмечают, что они не согласны с расхожим мнением, что в армии “хлопцы возмужают”. Армия — это не санаторий. Они считают, что Харьковская облгосадминистрация и Харьковской горсовет могли бы найти средства для того, чтобы 50 ребят прошли курс медицинского обследования, лечения и реабилитации в условиях санаториев, “чтобы не позорить город и область, направляя в армию дистрофиков”. Кроме того, считают матери, недостаточный вес бывает проявлением заболевания, которое можно выявить только при тщательном обследовании. Больные юноши, как правило, являются детьми из малообеспеченных семей. И именно они составляют большую часть наших Вооруженных Сил.

Пустите служить!

Как ни странно, среди призывников харьковские матери обнаружили ребят, которые всеми правдами и неправдами стремятся служить в армии даже при наличии хронических заболеваний. То ли мамкина каша хуже солдатской, то ли парень подружился с романтикой, но такое случается достаточно часто. По словам членов ХОССМ, сотрудники военкоматов убеждают ребят, что в случае признания юноши непригодным к службе в армии с соответствующей отметкой в военном билете он в дальнейшем не сможет работать в государственных учреждениях и силовых структурах. ХОССМ считает такую “агитацию” прямым нарушением прав человека.

Сколько стоят призывники?

Члены ХОССМ обратились в гражданские медучреждения и райвоенкоматы с вопросом, какие суммы выделяются для проведения обследования призывников.

Оказалось, что, например, Первомайская центральная районная больница расходует на обследование одного призывника (допризывника) 38-58 грн. “В условиях чрезвычайно жесткого бюджета и недофинансирования, — сообщает общественникам главный врач Первомайского района, — это дается непросто, в ущерб остальным категориям населения”. А вот сметой Барвенковской райгосадминистрации за 2003 год выделение средств для обследования призывников не было предусмотрено вовсе. Все обследования проводились на собственные средства призывников и их родителей.

Кстати, о ценах. Харьковская городская клиническая больница №26 в марте прошлого года расписала суммы, необходимые для проведения исследований. Клинический анализ крови одного призывника стоил 0, 23 грн., мочи — 1,80 грн., флюорография — 1,74 грн., рентгенограмма органов и систем — 1,69 грн. Теперь умножьте сумму на 2657 (столько было подростков) — и получите кругленькую сумму в 18997,55 грн.

Диагноз

ХОССМ пришел к выводу, что действующая система призыва в армию, а именно проведение медицинских экспертиз, не отвечает требованиям времени. Ответственность за качество призыва должна нести одна структура — медицинская. Следует ввести административную ответственность врачей призывных медкомиссий за призыв больных юношей. ХОССМ настаивает на законодательном введении в состав комиссий медработников — представителей тех войсковых частей, куда направляются призывники для прохождения службы.

По каждому призывнику комиссия должна иметь обоснованную схему обследования, по которой видно, на что именно расходуются деньги. В случае жалоб юношей производить развернутую биохимию, УЗИ и другие исследования. Из-за роста эпидемии СПИДа и гепатитов А, В и С проводить обязательную проверку всех призывников на эти болезни.

Тех призывников, которые высказывают явное желание служить, обследовать более тщательно. Предупреждать юношей и их родителей об ответственности за сокрытие каких-либо болезней, медицинских документов, обследований. Ввести особую ответственность для членов призывных комиссий, которые признали пригодными ребят, возвращенных домой в первые три месяца службы из-за болезней.

Харьковские матери считают, что необходимо инициировать закон о ежемесячной выплате сумм за частичную или полную утрату трудоспособности из-за травмы или заболевания, связанного с прохождением военной службы. Если бы государство было вынуждено платить значительную сумму компенсации за жизнь военнослужащего, то больше бы заботилось о сохранении его жизни, ибо “сейчас жизнь военнослужащего практически ничего не стоит”.

Армия продолжает быть заложницей нищей украинской медицины — делают вывод харьковские матери из ХОССМ. Реформирование армии надо начинать с призыва.

Резюме

Как удалось выяснить членам этой общественной организации, будущий весенний призыв обещает быть неурожайным. А значит, этой осенью военкоматы пытались восполнить количество “озимого поколения” в ущерб качеству, штампуя клеймо “годен” даже на ярко выраженных дистрофиках.

(“Вечерний Харьков”, №126, 11 ноября 2005 г.)

 Поділитися