MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Подібні статті

Газетний погром

Газетный погром

28.08.2008   
Галя Койнаш
Говорят: ходят слухи. Бывает, конечно, но чаще всего их разносят – со злым умыслом или по неосторожности, ради броского заголовка, громкой сенсации, лучшего рейтинга или ещё чего

29 июля во Львове случился банальный, но безусловно неприятный конфликт. Действующие лица – двое активистов еврейского молодёжного центра "Шалом Хаверим" и их соседи – супружеская чета пенсионеров. До конца непонятно, почему г-н пенсионер вдруг вздумал ворваться в квартиру ненавистных ему соседей.  Сообщалось вначале, что из-за шума.  Его встретила наверняка испуганная г-жа П, осмотрительно вооружившись баллончиком со слезоточивым газом.  Госпожа пенсионерка бросилась якобы  защищать мужа. Она прихватила с собой черпак, которым по дороге выбила два окна в квартире молодёжного центра.  С этим же черпаком она напала на г-на Н., вышедшего помочь г-же П. 

Можно ли это назвать «антисемитским нападением?».  Смотря, что мы под этим понимаем – молодые люди, безусловно, евреи, и видимо, их соседи-пенсионеры позволяли себе в адрес центра антисемитские высказывания. Неприятно, конечно, но на полномасштабное нападение, вроде, не тянет, тем более, что не знаем, на кого ещё они изливают свою злобу. Известно, что  остальные соседи пенсионеров не поддерживали.  

Милиция прибыла через 15 минут. Приехал и помощник Министра внутренних дел по правам человека в Львовской области Тарас Гаталяк, и вдобавок ещё «скорая», хотя она не понадобилась. Пострадали, но не сильно, только бурные пенсионеры. Судебное заседание по этому делу состоялось на прошлой неделе, и на пенсионеров наложили штраф. 

Сенсационного, конечно, мало. Зато в дальнейшем развитии «событий» столько знакомых черт, что трудно испытывать настоящее удивление.  Скорее привычное огорчение.

1 августа появились сообщения в Jewish News («Дождались погрома!»), на Интерфаксе, сначала на русском, потом на английском, а потом, под подписью Ярослава Юнко на польском.  Куда-то исчезли двое агрессивных пенсионеров, утверждалось, что «группа львовских антисемитов устроила погром». Черпак превратился в «железные прутья», и будто бы  группа, «выкрикивая антисемитские лозунги, ворвалась в здание еврейского центра, круша все на своем пути. Двое рабочих, находившихся в центре "Шалом Хаверим" были жестоко избиты погромщиками».

В первой заметке ссылаются на «одного из активистов еврейской общины Львова».  Подхватившие сенсацию остальные названные СМИ повторяют или дословно переводят тот, с позволения сказать, «источник». Правда, в английской и польской версиях информация уже исходит из Федерации Еврейских Общин СНГ. Причём пан Юнко сообщает своим польским читателям, что информацию подали украинские СМИ,  и это якобы они ссылаются на Федерацию.

Это несколько расходится с тем, что тот сам пан Юнко пишет в «Украинской правде» 4 августа, но задержимся ещё на вопросе о происхождении и использовании источников/  

Речь идёт о вполне конкретном событии, на сообщение о котором откликнулись не только следственно-оперативная группа, но и помощник Министра внутренних дел  по правам человека.  Имеем ещё и решение суда.  Что касается версий от 1 августа, есть первоисточник, который ссылается на анонимного «активиста».  Тот же текст перекочёвывает по сайтам, и по дороге обрастает ещё одним «источником». 

А к 4-му августу у пана Юнко авторитетные источники информации уже размножились. Правда, в силу их полной анонимности не можем знать, были ли они у него 1 августа, когда он дословно повторил информацию с Интерфакса (ссылаясь на «украинские медиа). 

Судя по тексту, журналист не видит особую потребность в конкретной информации от конкретных и не анонимных людей.  Он «не знает всех подробностей события», но видел такие еврейские общины в Варшаве, поэтому считает себя вправе нарисовать целую картину. Есть даже предыстория, где набожные и опрятные евреи наводят порядок во львовском доме, тем самым раздражая других соседей, которым якобы не нравится ещё и то, что «еврейские дети изучают свою собственную традицию».

Полагаю, читатель знаком с картинами Шагала, произведениями Шолома Алейхема или старыми еврейским песнями.  Наверняка испытывал скорбь по уничтоженному миру.  Юнко собственно тот мир и описывает.  Можно только сожалеть, что, решив дать своей статьё название, которое ассоциируется со страшной трагедией 1941 года, и рассказать байки о несостоявшемся погроме, он забыл другое.  Мог бы ведь помнить, как легко нагнетать напряжённость, разжигать рознь и распускать слухи, от которых гибнут невинные люди.

 Я пишу Юнко, но подразумеваю все его анонимные источники. Хотелось бы, чтобы уважаемый корреспондент объяснил, откуда у него такая ошибочная информация о милиции, которая как раз, в отличие от него, присутствовала.

Не смею, разумеется, навязывать журналисту свои соображения относительно надёжных источников информации.  Скажу только, что не помешало бы сравнить подачу информации о «погроме» с материалами о ещё одном несостоявшемся событии – выступлении Василя Тымчины.  В ноябре прошлого года корреспондент Интернет-издания МИГньюз, написал, что этот джентльмен (кстати, тоже пенсионер) обещал, что вода Днепра станет красной от крови. Дальше не цитирую слова журналиста не потому, что страшно такое писать (хотя это не то слово), а потому что он (или же его анонимные источники) их высосал из пальца.  Журналиста МИГньюз, по его словам, больше всего огорчило молчание всех представителей власти.  Они-то молчали по одной банальной причине – выступления же не было.  Не знаю, почему 1 августа г-н Юнко ссылался на украинские медиа, но когда, спустя три дня, он сетует на то, что украинские журналисты не писали о «погроме», я бы уважительно напомнила, что есть другое объяснение.

Очень удобно, конечно, подстраховаться, жалуясь сразу на молчание и отсутствие реакции со стороны милиции или власти вообще.  Все оглядываются, пытаясь понять, кто же их обдуривает.  А может, всё-таки менты врут, суд ошибается, пенсионеры не пенсионеры, и всё большой обман?

Говорят: ходят слухи. Бывает, конечно, но чаще всего их разносят – со злым умыслом или по неосторожности, ради броского заголовка, громкой сенсации, лучшего рейтинга или ещё чего.  Разносят они микробы, заражая всех враждой, недоверием и ненавистью.  Из-за анонимности заразу установить практически невозможно.  Я бы настоятельно просила журналистов и редакции любых изданий поаккуратнее себя вести, ведь мы все обязаны избегать чумы.

 Поділитися