MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Права человека в Крыму

16.03.2016   
Борис Захаров
Краткий обзор ситуации с правами человека в оккупированном Крыму и правами вынужденных переселенцев из Крыма

Создание атмосферы страха, бессилия и безнадежности, террор против инакомыслящих, военные преступления, грубейшие нарушения прав и свобод, презрение к человеческому достоинству, подмена непреложных ценностей доктриной «русского мира», тотальная пропаганда. Вот краткая характеристика политики РФ в оккупированном Крыму. Все говорит о том, что в России, и особенно на оккупированном полуострове, создается субтоталитарный режим.

Идет активный процесс исторического ревизионизма Сталинского режима. Он проявляется не только в заявлениях политиков и в шумных празднествах с вывешиванием портрета «вождя». В сталинском стиле происходят задержания, аресты, обыски и пытки задержанных, которым инкриминируют выдуманные преступления. Так было в делах Сенцова, Кольченко, Афанасьева, Черния, в деле Костенко и во многих других политических процессах.

Пытаясь создать в глазах международного сообщества представление о якобы полной поддержке крымчанами аннексии полуострова, оккупационные власти бросают все силы на недопущение любых проявлений недовольства со стороны населения. Политика России на оккупированном полуострове направлена на подавление любых проукраинских настроений, на запугивание и преследования всех, кто не согласен с оккупацией.

Раскручивается маховик политических репрессий. Одними из самых резонансных политических процессов против граждан Украины в оккупированном Крыму стали дело «26 февраля» и дело активиста Евромайдана Александра Костенко. В обоих делах российское «правосудие» по уровню беспредела превзошло само себя. Оно обвиняет украинских граждан за действия в Украине, (а Костенко – вообще за действия в Киеве), в феврале 2014 года, когда даже по российским законам Крым не был частью РФ. Таким образом, российские власти применяют универсальную юрисдикцию, и признают обратную силу закона, нарушая собственную конституцию, принципы права и здравый смысл. Всего в рамках дела «26 февраля» к уголовной ответственности привлекается 9 человек. Ахтем Чийгоз обвиняется в организации массовых беспорядков, остальные в участии.

Эти и другие дела поддержаны Центром стратегических дел Украинского Хельсинкского союза по правам человека. Всего наша организация ведет 20 дел в Крыму, 10 из которых находятся на рассмотрении в ЕСПЧ.

В Крыму также идет давление на все религиозные общины, кроме РПЦ, закрываются церкви других конфессий, преследуются мусульмане. Закрываются также все оппозиционные СМИ. Широко используется практика запугивания журналистов путем проведения у них обысков, допросов, задержаний и открытия против них уголовных дел. Большинство религиозных общин и СМИ просто не прошло перерегистрацию. При этом по всем существующим в оккупированном Крыму каналам ведется активная пропаганда.

Осуществляется процесс латентной депортации крымских татар (дела о запрете въезда в Крым Мустафы Джемилева, Рефата Чубарова и Исмета Юкселя). Создаются невозможные условия для существования крымскотатарского народа на полуострове: репрессии, попрание культурных и религиозных прав, закрытие крымскотатарских СМИ. Идет процесс отрыва крымскотатарского народа от своей элиты: лидеров выдворяют из Крыма, представителей Меджлиса и активистов жестоко преследуют. Музыканты, художники, журналисты вынуждены покинуть Крым из-за репрессий и невозможности реализоваться. О свободе собраний нечего и говорить – крымским татарам запретили проводить даже митинг памяти жертв депортации 18 мая. Сейчас идет политический процесс о признании Меджлиса крымскотатарского народа экстремистской организацией. Такое судебное решение может повлечь за собой уголовное преследование не только крымских татар, участвующих в работе Меджлиса, но и вообще всех его сторонников. Эта политика имеет целью уничтожить крымскотатарский народ, лишив его этнической и религиозной идентичности.

Россия совершает на оккупированной территории Крыма военные преступления: перемещение государством-оккупантом части ее собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию; принуждение населения оккупированного полуострова к службе в вооруженных силах неприятельской державы; незаконное уничтожение и присвоение имущества и другие.

Задействована практика советских спецслужб в виде внесудебных расправ над инакомыслящими: убийства, похищения, пытки, избиения, запугивание. При этом оккупационные власти не расследуют факты исчезновений и убийств людей и не демонстрируют заинтересованности в установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности. Украинская прокуратура АРК заявляет о 30 производствах по факту исчезновений людей в Крыму.

В то же время и политика Украины в отношении оккупированных территорий является непродуманной и непоследовательной. Складывается впечатление, что правительство все время плетется за событиями вместо того, чтобы их упреждать. Такая политика имеет негативные последствия как для лиц, проживающих на оккупированных территориях, так и для внутренне перемещенных лиц из Крыма.

В частности, государство продолжило практику ограничений свободы передвижения. КМУ принял постановление № 367, которое незаконно ограничивает въезд (выезд) на оккупированную территорию для граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, и фактически лишает журналистов и представителей международных правозащитных организаций возможности посещать Крым для информирования, мониторинга и защиты прав человека.

Прекращение транспортного сообщения с оккупированными территориями, так называемая «блокада Крыма», отличилась нарушениями прав жителей оккупированного полуострова и жителей материковой Украины. Установленный порядок перемещения товаров в Крым лишил людей возможности эвакуации имущества из Крыма. Лица, имеющие регистрацию в Крыму, подвергаются дискриминации и ограничению в реализации своих экономических прав, права собственности, права на образование, избирательных  и иных прав.

Жесткая политика государства относительно непризнания каких-либо документов, выданных оккупационными властями, является источником нарушения многих личных неимущественных прав, порождает многочисленные проблемы с документированием фактов рождения, смерти и т.д.

Наша организация подготовила пакет законопроектов, направленный на преодоление дискриминации жителей Крыма и людей, его покинувших. Мы очень надеемся на поддержку наших западных партнеров в адвокации этих законопроектов.

И все же, главным источником катастрофического положения с правами человека на полуострове является оккупация Крыма Российской Федерацией. Это беспрецедентное нарушение международного права и вызов всему цивилизованному миру. Но мир пока не дает адекватного ответа. Нужно понять и запомнить: «русский мир» остановится только там, где его остановят.

 

Текст подготовлен на основе раздела о правах человека в Крыму в годовом докладе правозащитных организаций "Права людини в Україні - 2015"

 Поділитися