MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА: В УКРАИНЕ ВСЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ

27.12.2000   
А. Букалов, г.Донецк

«Донецким Мемориалом» получены статистические данные о деятельности судов Украины и ряда регионов за 1 полугодие 2000 года. Сведенные в таблицу № 1, в которой помещены также данные и за три предыдущих года, эти сведения позволяют сделать некоторые выводы об изменениях (или об отсутствии таковых) в системе уголовной юстиции нашей страны.

Из приведенных данных (за 1997г. — Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний, за 1998 и последующие годы — данные Минюста) следует, что существенных изменений наступивший год не принес. Лишение свободы остается главным видом уголовного наказания и его доля на протяжении десятилетия остается очень значительной (в 1988 году — 32%, в 1992 году — 33.7% от числа осужденных). Новый Уголовный кодекс, который мог бы позволить судам шире применять меры наказания, не связанные с лишением свободы, до сих пор бродит по Верховной Раде. Впрочем, есть опасения, что его принятие не скажется существенно на работе судов. И причина для опасений состоит в том, что уже существующий УК позволяет применять наказания, не связанные с лишением свободы. Увы, к сожалению, украинские суды не спешат воспользоваться даже этими ограниченными возможностями.
Таблица № 1.

 

1997

1998

1999

1 полугодие 2000

Число осужденных лиц

257 790

232 598

222 239

115 902

в том числе к лишению свободы, человек

% от общего числа осужденных

85 396

33.13

86 437

37.16

83 399

37.53

42 151

36,37

к штрафу, % от общего числа осужденных

9.04

5.96

3.95

3.41

число осужденных подростков, человек,

% от общего числа осужденных

нет дан.

18165

7.81

17652

7.94

10 212

8.81

в том числе подростков к лишению свободы, человек

% от общего числа осужденных подростков

нет дан.

4945

27.2

4444

25.2

2 464

24.1

число осужденных женщин, человек

% от общего числа всех осужденных

нет дан.

35 140

15.11

32 175

14.48

15 798

13.63

Число приговоров к лишению свободы до трех лет

49 145

51061

49032

25 016

% приговоров до 3-х лет от общего числа приговоров к лишению свободы

57.5

59.07

58.79

59.35

Число оправдательных приговоров

нет дан.

884

774

375

% от общего числа приговоров

 

0.343

0.348

0.32

Число смертных приговоров

128

131

120

48*

* с 2000 года — к пожизненному заключению

С тревогой можно констатировать, что преступность неуклонно молодеет. Доля подростков среди осужденных продолжает расти. За первую половину нынешнего года «за решетку» отправилось уже почти две с половиной тысячи ребят. Это очень серьезный симптом — кто знает, какая часть из них после пребывания в местах лишения свободы «твердо станет» не на путь исправления, а на преступную тропку?

Продолжает оставаться огромным и число осужденных женщин — более 15 тысяч за полугодие.

И, пожалуй, еще одно очень грустное число – число приговоров к лишению свободы на срок до трех лет, т.е. за нетяжкие преступления. В последние годы эта цифра почти на меняется — около 59 %. В нынешнем году уже более 25 тысяч человек были наказаны «недлительным» лишением свободы. Сравните: ожидается, что к концу августа по амнистии, которая теперь как день рождения, бывает «только раз в году», из мест лишения свободы должны выйти всего около 13 тысяч человек. Подавляющее большинство из них — из тех самых нетяжких — 59% ежегодно осуждаемых преступников. Как отмечает первый заместитель начальника Департамента по вопросам исполнения наказаний Александр Пташинский, после освобождения из амнистированных в 1999 году 19-ти тысяч человек вновь совершили преступления всего 35 человек. И такая картина каждый год. Увы, этих неопасных для общества правонарушителей суды десятками тысяч отправляют «за решетку» — туда, где нет работы, лекарств, где очень скудное питание и информационный голод.

Как это ни печально, но приходится вновь — в который уже раз! — высказывать сожаления о том, что никто пока не подсчитывал те громадные убытки, которые наносятся и так нищему нашему обществу подобными «наказаниями». А ведь очень часто ущерб, причиненный этими людьми, многократно меньше средств, необходимых для их содержания в колонии на протяжении двух-трех лет.

Вместе с тем неуклонно снижается наказание штрафами.

Остается неестественно низким число оправдательных приговоров — 375 за полугодие и, как правило, менее тысячи — за год. Это свидетельствует о том, что если кто-то попал под подозрение и стал обвиняемым, то обвинительный приговор ему, хоть какой-нибудь, да обеспечен. На оправдание шансов практически нет.

Любопытен другой показатель — число приговоренных к пожизненному заключению — некий эквивалент наказания в виде смертной казни. Противники отмены дикого наказания пугали общество тем, что только смертная казнь удерживает потенциальных убийц от преступлений и ее отмена «развяжет им руки». Ратификация Протокола № 6 к Европейской Конвенции прав человека (об отмене смертной казни) не развязала руки «убийцам» и не привела к росту числа убийств. Собственно, именно об этом все время говорили противники применения смертной казни. Более того, число приговоров, как бы заменивших смертную казнь, уменьшилось! Впервые за последние годы число самых суровых приговоров может не достигнуть и сотни в год.

Имеющиеся в нашем распоряжении данные некоторых областных Управлений юстиции за 1-е полугодие позволяют провести сравнение работы судов и суровость выносимых судьями приговоров в различных регионах Украины. В качестве показателей мы выбрали два — доля приговариваемых к лишению свободы от общего числа осужденных (графа «осужденные, лишенные свободы») и тот же показатель — но только для несовершеннолетних (графа «подростки»). Эти данные приведены в таблице № 2.

Таблица № 2.

Регион

осужденные, лишенные свободы

подростки, лишенные свободы

Волынская область

30.3 %

21.3 %

Львовская область

32.2 %

22.0 %

Житомирская область

32.6 %

20.7 %

Николаевская область

38.3 %

24.0 %

Одесская область

39.1 %

27.9 %

Луганская область

34.1 %

25.0 %

город Киев

48.7 %

35.2 %

Донецкая область ( 1999 год)

42.0 %

 

в среднем по Украине

36.37 %

24.1 %

Традиционно более жестко наказывают судьи на юге и востоке Украины. Особняком выделяется Киев, хотя в соседней Житомирской области (а по данным 1999 года и в Черниговской) показатели заметно ниже среднеукраинских. Суды же в центральных и западных областях Украины более сдержаны в применении лишения свободы как наказания.

Следует отметить, что на запросы «Донецкого Мемориала» по поводу статистических данных всегда аккуратно отвечает Министерство юстиции Украины, а также ряд областных управлений юстиции. Некоторые областные управления наши запросы «не замечают», нарушая при этом Закон «Об информации». Но иногда мы получаем и очень любопытные ответы. Например, заместитель начальника управления юстиции в Черкасской области Б.М. Гук пишет в ответ на наш запрос: «Черкаське обласне управління юстиції на Ваші листи регулярно надсилає Вам не статистичну інформацію, а роз’яснення, що надати інформацію по зазначеному переліку питань може лише Мінюст України. Ми Вам інформації не надавали і в подальшому не маємо наміру цього робити з причин зазначених вище, тому просимо Вас не зобов’язувати нас витрачати державні кошти на листування.» Возможно, что именно таким образом Черкасское облуправление юстиции пытается найти средства для реформирования уголовной юстиции в стране.

В заключение остается лишь констатировать, что небольшие различия, характеризующие работу судов в различных регионах страны, не меняют общей картины системы уголовных наказаний в Украине. Эта система продолжает оставаться чрезмерно жестокой по отношению к человеку. Она вряд ли способствует реальному снижению уровня преступности в стране, а кое в чем даже, возможно, способствует его росту. Эта система фактически слабо защищает права жертв преступлений. В то же время она способствует нарушению прав человека для тех, кто попадает в места лишения свободы, ибо осужденные лишены возможности осуществлять право на охрану здоровья, право на образование, право на свободный доступ к информации. В отношении многих из них нарушается право на защиту от пыток, жестокого, нечеловеческого и оскорбляющего достоинство обращения или наказания. Это при том, что по приговору суда они лишались лишь права на свободу.

Система уголовной юстиции в Украине продолжает оставаться во многом бездушным механизмом осуществления мести вместо превращения в систему, главная функция которой — обеспечение безопасной жизни для граждан общества.

 Поділитися