MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Облавы в Харькове

29.06.2015   
Евгений Захаров, Инна Сухорукова
Статья о том, как пытаются выполнять план мобилизации в Харькове.

24-26 июня в Харькове произошли события, не только неприемлемые в демократической стране, но и способные дискредитировать украинское государство в глазах всего цивилизованного мира. Милиционеры и люди в штатском, представляющиеся работниками милиции, задерживали молодых людей на улицах, рынках, станциях метро, в учебных заведениях во время сдачи ЗНО и получения дипломов под разными предлогами – установления личности, ввиду похожести на подозреваемого в совершении преступления и т. д. Задержание процессуально не оформлялось. Задержанных привозили сначала в райотделы, а затем везли в райвоенкоматы, или же, гораздо чаще, отвозили после задержания прямо на сборный пункт Харьковского областного военкомата (ХОВК) по ул. Котлова, 205. Там выписывали и вручали повестки (при отсутствии документов повестки заполняли со слов задержанных). А со сборного пункта уже никуда не выпускали и вывозили в воинскую часть – служить. Родственников не уведомляли.

Однако родители разыскивали своих сыновей, и каждый вечер у у сборного пункта собирались десятки родителей и родственников задержанных. Милиции там было не меньше, чем родителей. Последние требовали встречи с детьми, встречи с военкомом, но увидеться с сыновьями удалось немногим родителям – после активного протеста против происходящего беззакония. Их вывозили автобусами из сборного пункта, так и не дав попрощаться с родными. Призыв в армию обычно был торжественным событием, даже в годы Второй мировой войны люди провожали своих близких как героев, а сейчас это превратили в секретную акцию. Некоторые родители обратились в Харьковскую правозащитную группу, несколько ее адвокатов приехали, но и их не допустили к задержанным для оказания правовой помощи. Адвокаты вызвали наряд милиции, но так и не были допущены. Они написали заявления в суд и военную прокуратуру о незаконном задержании, незаконном содержании под стражей в сборочном пункте ХОВК и препятствовании адвокатской деятельности в интересах нескольких задержанных.

И действительно, нельзя призывать студентов, пока они не закончили вузы. Нельзя задерживать людей без каких-либо оснований, такое задержание может быть квалифицировано как похищение человека. Нельзя так грубо нарушать законодательство о призыве и превращать сборный пункт  областного военкомата в место лишения свободы, ведь по своей воле никто из доставленных парней не мог оттуда уйти, и даже возможности встретиться со своими близкими им не давали. Кормили их там кое-как, ребята были голодные, довольствовались тем, что смогли передать родители через КПП сборного пункта, разделив передачи на всех, как в следственном изоляторе.

Обоснование этих действий мы услышали от военных позже. Мол, действующее законодательство, согласно которому нужно выписать и доставить повестку, на корешке которой призываемый распишется, а потом его вызовут в райвоенкомат, дает много возможностей уклониться от призыва, а поэтому и прибегли к таким действиям, поскольку план по мобилизации в Харькове выполняется очень плохо. Нужно выполнять свои конституционные обязанности и защищать страну от агрессора.

Однако большинство родителей, с которыми говорили сотрудники ХПГ, утверждали, что их сыновья собирались идти в армию и ранее повесток не получали. И, конечно, все были возмущены таким варварским способом выполнения плана мобилизации, позорящим и армию, и милицию, и государство в целом.

Заметим, что медкомиссия в сборочном пункте была пустой формальностью, всех признавали годными. Родители рассказывали, что представленные документы о непригодности их сыновей к воинской службе службе были проигнорированы, и больных парней отправляют служить.  В толпе перед сборным пунктом рассказывали также о том, что призвали инсулинозависимого, взяв инсулин у матери, что призвали молодого человека, которому вызывали «скорую» из-за приступа эпилепсии. Эти данные нуждаются в подтверждении, но вот то, что призвали жителя Луганска, больного астмой, который не может существовать без ингалятора, – это факт. Но зачем армии больные люди?!

Особенно характерной в этом беззаконии и массовом нарушении прав человека выглядит история М., жителя Алчевска, который окольными путями, через Белгород приехал с бабушкой (мальчик вырос без родителей)  в Харьков, чтобы сдать ЗНО и поступить в институт. 24 июня М. сидел в аудитории и сдавал тест, а бабушка ждала его у входа в здание, но не дождалась. В аудиторию зашли двое в штатском, задержали М. и вывели через другой вход. Несчастная бабушка искала внука по всем райотделам милиции, пока ей кто-то не подсказал искать его в сборном пункте ХОВК, где он и оказался. Ей не позволили увидеться с внуком, и она провела ночь на вокзале. 25 июня в толпе перед сборным пунктом она встретилась с юристами ХПГ, и на следующий день наши сотрудники с большим трудом выяснили в облвоенкомате, что 25 июня М. отправлен в учебный центр «Десна». Заявление адвоката Олега Максименко в суд в порядке статьи 206 о незаконном лишении свободы и незаконном содержании под стражей в сборном пункте было рассмотрено Ленинским районным судом вечером 26 июня. Судья Леонид Проценко сделал запрос в Ленинский райотдел милиции и получил ответ, что М. в период 24-26 июня не задерживался. Представитель ХОВК также заявил в суде, что М. не задерживался и под стражей не находился. Он сообщил в суде, что М. призван на срочную службу и добровольно ее проходит на основании Указа Президента. Разумеется, достоверность пояснений представителей органов власти о том, что парень приехавший из Алчевска для сдачи ЗНО добровольно явился на сборный пункт ХОВК, который даже местному жителю найти весьма проблематично, вызывает сомнения даже не у представителей юридической профессии. Тем не менее, судья отказал в удовлетворении жалобы адвоката.

Заметим, что призывать в армию жителей других областей облвоенкомат вообще не может. А таких случаев было немало – задержали и двух жителей Мариуполя, и вышеупомянутого луганчанина с  астмой, и жителей других регионов.

Военный конфликт на юго-востоке страны должны был бы побуждать украинские власти сплотить население, оно должно быть заинтересовано в максимальной поддержке государства и армии. Все украинцы должны разделиться на две части – те, кто защищает страну от агрессора, и те, кто им помогает. Но кто захочет поддерживать государство, которое грубо нарушает права человека и действует как этот самый агрессор (вспомним точно такие же облавы, которые устраивали в России, чтобы послать солдат на вторую чеченскую войну)? Ничего более вредного для Украины на радость российской пропаганде нельзя и придумать, даже лгать не надо.

И откуда такая уверенность в том, что украинцы будут уклоняться от призыва? В прошлом году было 78 тысяч повесток, призвали 50 тысяч человек. Было возбуждено около 7 тысяч уголовных дел за отказ от призыва – менее 10%! Мы полагаем, что это хороший результат. По-видимому, остальные (21 тысяча) или имели отсрочки от призыва, или оказались негодными по состоянию здоровья. Сейчас же мы слышали о цифре в 10 тысяч таких уголовных дел. Зачем же преследовать в уголовном порядке тех, кто отказывается служить? Не лучше ли расширить основания для прохождения альтернативной службы в соответствующем законе, который действует с 1991 года и охватывает только верующих протестантских церквей, чтобы не лишать отказников свободы, а направить их помогать армии на строительстве, санитарами в госпиталях, в других местах, где нужна рабочая сила? При этом нужно было бы организовать массовое обучение владению  оружием, чтобы в случае полной мобилизации, если уж она будет необходима, все могли бы защищать свою страну. В этом случае ни альтернативная служба, за редкими исключениями, ни воинский налог вместо службы, который тоже распространен во многих странах и введение которого сейчас дебатируется у нас, будут недопустимы.

Сейчас незаконные задержания в Харькове как-будто прекращены, в этом нас уверил начальник областного главка МВД Анатолий Дмитриев, хотя информация о применении описанного выше способа «призыва» в армию продолжает поступать. Какие же методы будут теперь применять харьковские чиновники для выполнения плана?

 Поділитися