MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Об автобиографической прозе Станислава Асеева (Васина)

14.11.2017   
Инна Сухорукова
Читая его автобиографическую прозу, понимаешь, насколько мышление этого человека не совпадает с тем, что навязывается людям в ДНР. Прежде всего, поражает его самобытность и нетривиальность мышления.

Станислав Владимирович Асеев (пишет под псевдонимом – Васин) родился в 1989 году в Донецке. Затем его семья переехала в Макеевку, где он и окончил общеобразовательную школу, затем поступил в Донецкий университет на факультет «Философия и религоведение», учился по специальности «Информатика и искусственный интеллект. Бакалаврат окончил с отличием.

В 2010 году поступил в магистратуру Донецкого национального технического университета на факультет «компьютерных наук и технологий» Получил диплом с отличием магистра религиоведения, однако по своей специальности никогда не работал. Его автобиографическая книга «Мельхиоровый слон или человек, который думал» была переиздана два раза.

Первая публикация была в №№1-6 московского журнала «Юность», вторая – в виде отдельной книги, вышедшей в этом году в издательстве «Каяла» в Киеве.

По словам однокурсника Станислава, бывшего народного депутата Егора Фирсова, Асеев считал своим журналистским долгом оставаться в Донецке и объективно описывать, происходящие события. Проживая в Донецке, он постоянно писал статьи в Интернете, был активным блогером. Как журналист, он сотрудничал с газетой «Зеркало недели», журналом «Український тиждень» и «Радио Свобода» под псевдонимом Станислав Васин. По-видимому, смысл и содержание его статей никак не вписывались в «Русский мир», который насаждался в Донецке сепаратистами и российскими оккупантами. Поэтому 2 июня 2017 года он был задержан ДНР-овским МГБ и сейчас находится в тюрьме в Донецке. Его обвиняют в шпионаже, но никакие подробности обвинения неизвестны. На наш взгляд, это типичное политическое преследование – за убеждения, и, поскольку Станислав Асеев не совершил никакого правонарушения, то он должен быть признан узником совести.

То, что случилось со Станиславом, – не удивительно. Читая его автобиографическую прозу, понимаешь, насколько мышление этого человека не совпадает с тем, что навязывается людям в ДНР. Прежде всего, поражает его самобытность и нетривиальность мышления. Эта автобиографическая повесть рассказывает нам, прежде всего, о том, как мыслит её автор, о чем он думает в своей странной и, я бы сказала уникальной, жизни. Мышление автора по сути своей метафизично. О чем бы он ни рассуждал в своей книге, все имеет глубокий метафизический подтекст. Хотя пишет он действительно автобиографию: о своем детстве, о родителях, о своей юности и о более зрелом периоде своей жизни. Но все это имеет глубочайший подтекст. За свою недолгую жизнь он работал и грузчиком, и упаковщиком, и оператором на почте. Он сменил не менее дюжины работ, потому что работал только, чтобы заработать деньги и на что-то жить.

С юности он чувствовал свое призвание в том, чтобы писать – пьесы, рассказы. Но их никто не печатал, и никаких денег писательским трудом он заработать не мог. Станислав так запутался в своих мыслях о жизни, о бытии, что пытается сбежать от самого себя. В 2012 году он уехал во Францию и попытался там вступить в Иностранный легион. Мечты о том, что он будет воевать где-то в Африке и может там даже погибнуть, уводят его от мыслей о быте, о повседневности. Но и в Легионе он пробыл только три дня, а затем, бросив все, вернулся домой. Вернулся, чтобы опять писать, меняя работу за работой и не находя своего призвания ни на одной из них.

Даже с родными и близкими он не находил себя. Его воспитывали мать и две бабушки, отец, стопроцентный алкоголик, умер рано. Но и до его смерти отношения у Станислава с отцом не складывались. Женщин, которые воспитали его он, конечно, любил, но это была странная любовь, соединенная с непринятием их взглядов на жизнь и презрением к их чисто женскому слезливо требовательному отношению к нему. Возможно, именно поэтому у него сложилось еще в юности неприятие семьи, брака. Он не хотел ни семейной жизни, ни детей. Единственная девушка, как он называл ее – Джейн, привлекла его своей интеллектуальностью. Но и в ней он скоро увидел чисто женскую истеричность, и его привязанность довольно быстро угасла.

Одинокий мыслитель в нежелающем думать мире, он продолжал писать, только в этом находя удовлетворение, и то смешанное с постоянными рефлексиями о смысле того, чем он занимается. Последняя глава книги о мыслях – иначе не скажешь, посвящена Майдану, революции, и реакции на это людей востока Украины – Донбасса. Нельзя сказать, что он воспринял революцию, как воспринимали ее те, кто участвовал в ней. Рефлексии и тут одолевают автора. Он пишет о людях Донбасса, как о тех, кому в жизни нужна только стабильность их серого и лишенного мыслей существования. Но и Россию он внутренне не принимал, видя в ней нечто совершенно далекое от всякого смысла и интеллекта.

После начала военных действий он, тем не менее, остается в Донецке, и чем для него это кончилось, я уже написала в начале.

Арестованный донецкими спецслужбами, он уже полгода находится в застенках Донецкого МГБ, и пока все попытки обменять его и таким образом вызволить из тюрьмы пока не имеют успеха.

А его книга «Мельхиоровый слон или человек, который думал» напечатана, и думаю, что будет иметь большой успех у читателей. Книгу можно заказать, написав по адресу издательства: [email protected]

 Поділитися