MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Заявление ЛОО КИУ: «Референдум» 11 мая – не выбор народа

12.05.2014   

Члены Луганского областного отделения Комитета избирателей Украины являются жителями региона, поэтому организация имеет достаточно информации для выводов по некоторым проблемам проведения «референдума» 11 мая.

1.                  Отсутствие какой-либо легальной нормативной базы. В условиях отсутствия закона и при наличии политической воли проводить референдум вопреки этому  организаторы должны были бы  принять какой-либо собственный нормативный документ, который обеспечивал бы понятность и единообразие процедур. Как это было сделано в Крыму. В Луганской области это сделано не было, и избирательные комиссии  работали, как считали нужным. Даже время проведения референдума в разных городах было разным: в Перевальске он проводился с 8 до 20, в Алчевске с 8 до 22, в Северодонецке с 6 до 20, в Кременной с 11 до 15.  По-разному осуществлялись процедуры голосования, причем о том, как их осуществлять, решения принимали участковые комиссии непосредственно в ходе выполнения.

2.                  Способ формирования комиссий по проведению «референдума» не позволяет доверять результатам голосования. Такие комиссии формировались окружными комиссиями из добровольцев  сторонников независимости Луганской области. В их составе не было людей, у которых по этому вопросу отрицательное мнение, и они представляли только часть, а не всю территориальную громаду. Более того, состав комиссий по проведению референдума не был общедоступен для территориальных громад. В силу этого естественное предположение о возможности манипуляций с результатами голосования не может быть опровергнуто.

3.                  Отсутствие независимого наблюдения не позволяет доверять результатам голосования. Работа комиссий по проведению «референдума» была закрыта для независимых наблюдателей и представителей СМИ. Что не позволяет сделать независимые оценки как по результатам голосования, так и по количеству людей, принявших в нем участие. А там, где для независимого наблюдения (журналистов) были сделаны послабления, полученные ими данные по числу проголосовавших сильно отличаются от объявленных.

4.                  Отсутствие кабин для голосования и требования комиссий опускать бюллетени не свернутыми может расцениваться как осуществление голосования под давлением. На многих участках отсутствовали кабины для голосования, на многих участках комиссии просили голосующих опускать бюллетени, не сворачивая их. Волеизъявление при этом является открытым, а не тайным. Что в условиях, когда голосующие иначе могут быть определены как «правосеки» и подвергнуты наказанию, должно оцениваться как голосование под давлением.

5.                  Неограниченная возможность для кратных голосований и голосований за других лиц дискредитирует данные голосования. На многих участках наблюдалась выдача нескольких бюллетеней в одни руки (за других лиц). Внесение избирателей в дополнительные списки ничем не ограничивалось, а иногда производилось без предоставления документа с пропискою. Получить бюллетени можно было не только на своем участке, но и на другом – путем внесения в дополнительный список. На некоторых участках списков избирателей не было вовсе, и сведения о людях, получающих бюллетени, записывались членами комиссии. Все это создавало неограниченные возможности для кратных голосований для радикально настроенных сторонников государственной независимости Луганской области. Что ставит под сомнение результаты голосования.

6.                  На части территорий проводился не референдум, а опрос. Результаты которого приплюсованы к результату референдума.  В Троицком, Сватовском, Кременском, Новопсковском, Марковском районах, в некоторых других населенных пунктах избирательные участки не открывались, а голосование происходило на улице. Результаты таких «голосований» не выдерживают критики, и не могут быть критерием для установления свободного выбора народа.

В ЛОО КИУ отмечают, «референдум» проходил (включая голосования под открытым небом) во всех городах и районах Луганской области, в нем приняло участие большое количество жителей Луганской области. В то же время многие жители области в «референдуме» участия не принимали. Из-за указанных выше проблем невозможно точно установить, сколько людей проголосовало и сколько отказалось от участия в «референдуме». В связи с чем, его результаты нельзя расценивать, как результаты «выбора народа».

 

PS от «Прав людини»: и.о. Президента Украины Александр Турчинов заявил 12 мая 2014 г., что в так называемом «референдуме» в Донецкой и Луганской областях приняли участие менее трети граждан, имеющих право голоса: «По данным МВД и экспертов, в фарсе приняли участие в Луганской области 24% от населения, имеющего право голоса, в Донецкой – 32%».

Одновременно Турчинов подчеркнул, что данный «референдум» не может, и не будет иметь никаких юридических последствий. 

 Поділитися