MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Только диалог между цивилизациями спасет нас от террора.

16.12.2002   
Инна Сухорукова, г.Харьков
Во все эти трагические дни не раз звучал вопрос: как могло такое случиться, чтобы несколько десятков вдов, осиротевших подростков решились на такое чудовищное преступление. Но вопрос обычно касался технических деталей, ответ на него дало бы только добросовестное следствие, а у нас с вами нет для этого достаточной, достоверной информации. Я предлагаю вам и себе, каждому из нас, простому гражданину, писателям, журналистам, Президенту ответить на вопрос: какова наша вина, в чем состоит наша ответственность за случившееся?

Теракт в Москве унес жизни 167 человек. Я намеренно не разделяю заложников и террористов, потому что и те, и другие – жертвы. Нет, я не пытаюсь приуменьшить вину чеченской группировки, захватившей заложников.

Террор – одно из самых страшных преступлений нашей эпохи. И чеченцев, захвативших здание ДК "Кристалл", иначе как преступниками не назовешь. Весь мир с ужасом следил за развитием событий. Среди погибших в Москве трое наших сограждан. Странно слышать от официальных лиц Украины слова благодарности российскому правительству и спецслужбам – спасибо, что не погибли все 37, – так, что ли? Но заметим, что по официальной версии от огнестрельного ранения, т.е. от рук боевиков-террористов во время штурма погиб один заложник. Остальные погибли от отравления газом, который использовали спецподразделения во время штурма, чтобы этих самых заложников спасти. Ничего более бездарного, жестокого и противоречащего морали и разуму мы не видели.

Российские власти и спецслужбы сработали не хуже террористов. Однако, страны, пережившие террор – Америка, Израиль – поспешили заявить, что спецслужбы России действовали адекватно, что во всем виноваты террористы, и что другого выбора у российских властей не было. Неужели?

Давайте попытаемся разобраться в том нагромождении дезинформации, которая льется на нас с экранов ТV.

Известнейший правозащитник, Лариса Иосифовна Богораз в своем заявлении, которое опубликовано ниже, назвала террористов преступниками, но тут же добавила, что в теракте участвовали вдовы и сироты, у которых позорная война в Чечне отняла все. Акт террора был актом отчаяния, и, безусловно, террористы были готовы к переговорам с российскими властями, иначе кто-нибудь из них успел бы взорвать себя со всем театром, заложниками и бойцами "Альфы". Если смертник-шахид хочет только мести, он не ждет ни переговоров, ни штурма, он находит большое скопление представителей того народа, которые для него сплошь враги, и взрывается сам, унося с собой жизни своих жертв. Заложники, выступавшие по телевизору, говорили буквально одно и то же: какое-то время, до засыпания, газ вызывал у них чувство удушья, нехватки воздуха и прочие симптомы, развивающиеся в течение некоторого, пусть и короткого, времени.

Часть террористов, по словам зам. министра внутренних дел России, скрылись. Почему же они не привели в действие взрывные устройства и не взорвались вместе с теми, кто находился в захваченном здании? Вероятно, у них не было цели непременно себя уничтожить. Но и жизнь в Чечне для них была адом. Мы знаем о бесчисленных нарушениях прав человека в Чечне, мы знаем, что эта война не щадит мирное население. Мы знаем, что в России, за исключением нескольких десятков человек, против этой войны никто всерьез не борется. Доведенные до отчаяния чеченцы пошли на преступление, которое крайне негативно отразится на их международном имидже. Никак иначе, чем безумием, действия террористов не назовешь – ибо требовали они прекращения войны в Чечне. Но от кого они требовали? От руководства России, которое гуманностью до сих пор не страдало, положив в Чечне немало молодых жизней солдат, призванных в армию, не говоря уже о мирном населении.

Давайте сопоставим действия чеченцев с действиями террористов в Америке и Израиле. Просят ли о переговорах палестинцы, взрывающие себя в автобусах, ресторанах, на остановках в Израиле? Нет. 11 сентября прошлого года в Нью-Йорке, где теракт был просто внезапной атакой на мирных жителей, шахиды гибли вместе со своими жертвами без всякой попытки что-либо потребовать от правительства США. Это тоже была месть.

Чеченские боевики вели себя прямо противоположным образом. С самого начала они хотели переговоров на самом высоком уровне. Самолюбивое российское руководство, естественно, решило быть выше этого. Все, начиная от лозунга Путина, – "никаких переговоров с террористами", до бездарно организованной операции по "освобождению" заложников, демонстрировало полное пренебрежение к человеческим жизням.

Темная история с гибелью подлодки "Курск", когда так же гордо российское руководство отказалось от помощи зарубежных спасателей, повторилась в новом контексте, продемонстрировав, что "Москва слезам не верит". Подумаешь сотня с лишком сограждан и зарубежных гостей – какие мелочи. А террористов, застреленных спящими, – кто их вообще за людей считает? Зато мировое сообщество хором похвалит российское руководство, президента Путина лично за решительный отпор террористам, нагнетая в очередной раз антимусульманские страсти, и не понимая, что одно это – нагнетание антимусульманских настроений – втягивает мир в цивилизационную катастрофу. Противостояние двух цивилизаций уже очевидно, однако политики предпочитают силовые решения, хотя и ясно, что это не принесет ничего хорошего, и такие методы ничего не решают. Ситуация в Израиле в этом убеждает. Что может любая страна, даже самая развитая, противопоставить человеку-бомбе, идущему на смерть во имя своих убеждений? Выход можно искать только в цивилизационном диалоге, в поисках причин террора и устранении этих причин на мировом уровне. Тем более опасно смешивать в одну кучу всех и вся: палестинцев, афганцев, Иран, Ирак и Чечню. В каждом отдельном случае нужно разбираться на уровне ООН. И если США спровоцировало террор против себя – существования огромной западной сверхдержавы, несущей чужие мусульманскому миру ценности, то Россия спровоцировала события 23-26 октября беспощадной войной в Чечне. Израиль же просто поставлен в практически безвыходное положение, т.к. Арафат на самом деле имитирует переговоры, а не ведет их. Власти Израиля не могут найти не силовые решения, а силовые решения, как мы видим, бессмысленны. Сколько мирных жителей еще должны погибнуть от рук террористов, чтобы мировое сообщество догадалось разобраться в причинах и исторической подоплеке террора? Почему части мусульманского мира так плохо живется на земле, что они готовы умереть, но отомстить нам всем, т.е. западным странам? Что такое исламский фундаментализм в наше время? Если мировое сообщество не даст ответы на эти вопросы – теракты, а на самом деле, это мировая война, только в измененной форме, будет продолжаться до бесконечности.

Возвращаясь к событиям в России, приходится признать, что здесь мы имеем дело с фундаментализмом с обеих сторон. Российские власти в последнее время сознательно идут на массовые нарушения прав человека, что ясно показали события в Москве: неподготовленный штурм с массовыми жертвами среди заложников, использование тяжелого отравляющего вещества во время операции по освобождению заложников, сокрытие информации, даже от родственников пострадавших, не говоря уже о прессе – все это тревожные симптомы, которые все чаще появляются в политике соседней страны. А мировое сообщество почему-то закрывает на это глаза. Трудно понять логику политиков, но, пожалуй, это происходит потому, что рост терроризма приводит к ограничению демократии и усилению роли спецслужб, к усилению государственного прессинга на гражданское общество – и это в странах развитых демократий. Что говорить о России, где демократия не успела созреть и научиться себя защитить?

Терроризм стал удобным словом, оправдывающим любое государство, нарушающее права человека под видом борьбы с ним. Поэтому страны, которые пошли по этому пути, так легко выдают друг другу индульгенции.

Можно под видом борьбы с терроризмом терроризировать население своей же страны, размывая жесткие критерии общепринятых Деклараций и Конвенций. Но ничего лучшего, чем эти документы, человечество не придумало. Только единые стандарты в подходе к правам личности до сих пор оберегали нас от мировой войны. Первое же испытание – столкновение со странами, в которых коллективные права на первом месте, показало как хрупки и несовершенны наши международные стандарты. Но развитие человечества в том и заключается, чтобы искать пути взаимопонимания и основы для мирного сосуществования. Иначе новое столетие окажется не менее страшным, чем прошлое.

 Поділитися