MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Умови утримання в окремих закладах

17.12.2002   

До попередніх публікацій:

Про етапування ув’язнених жінок з Кривого Рогу до Дніпропетровська та зміни у їхньому становищі – див "Популярные ведомости", №36, 6 вересня 2001 р.

* * *

Как свидетельствуют результаты проверок Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Нины Карпачевой, обеспечение питания лиц, находящихся в местах предварительного содержания, оставляют желать лучшего. В ходе проверок омбудсмен отмечала, что в изоляторах временного содержания и в комнатах для задержанных при райотделах милиции задержанных не кормят. В райотделах за счет бюджета людей не кормят вообще, а в ИВС предоставляется только двухразовое питание в сутки вместо трехразового. Голод задержанных, считает Нина Карпачева, является грубым нарушением прав человека, наносит серьезный вред здоровью, а также может быть средством давления на задержанных со стороны правоохранительных органов.

Г-жа Карпачева обратилась к премьер-министру Анатолию Кинаху и спикеру парламента Ивану Плющу с просьбой предусмотреть в бюджете на 2002 год расходы на питание временно задержанных как защищенную статью расходов, обеспечив 100%-е ее финансирование.

("Сегодня", №220, 2 жовтня 2001 р.)

* * *

Прокуратура и Горловский ОБОП совместно расследуют факт должностного подлога (ст. 366-1 УК Украины) в Ждановской исправительной колонии №3 ("тройке"). По предварительным данным, с марта по август этого года 12 человек были освобождены оттуда. мертвыми. Через несколько дней после смерти человека якобы освобождали по ст. 408 УПК (освобождение от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью). Данная статья, как правило, "светит" тем, кто обречен. По сути, осужденных освобождают, чтобы они умирали дома. Некоторые из двенадцати, в частности, Мариненко, Герасимов, Мищук, еще при жизни по несколько раз просили об освобождении и были представлены суду как подпадающие под действие ст. 408. Однако судья был неумолим. Одному отказал утром, а в обед осужденный скончался, после чего тем же судьей был якобы освобожден. по ст. 408. Ждановская "тройка" считается колонией-больницей, куда направляются осужденный с диагнозом "туберкулез" из других учреждений. На 1 декабря здесь находилось 1620 человек. В нынешнем году, по данным Донецкой областной прокуратуры, в колонии скончались 53 осужденных. За тот же период минувшего года – более 60. В связи с создавшейся ситуацией, по Донецкому областному управлению Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний был издан приказ, согласно которому из органов уволены два начальника спецотделов и два – медотделов. Наказаны другие должностные лица.

("2000", №50, 14-20 грудня 2001 р.

* * *

З листа:

"Пишет вам заключенный Алчевской зоны №13. Просим вас о помощи. Когда начальником тюрьмы был Напольских, а затем Янголенко, жилось нам хоть и не завидно, но все же терпимо. А сейчас начальник зоны Кизинов, и все, что происходит, не поддается описанию. На промзоне, где работаем, отключили отопление. Морозы были сильные, мы жгли костры в помещении. Зато с нас все это время исправно удерживали за электроэнергию. Что касается питания, то есть просто невозможно Мы, конечно, не имеем права претендовать на ресторанную еду, но пусть бы начальство хоть позволяло принимать продукты, которые привозят родственники. Зона эта туберкулезная.

Не называю свою фамилию – хочу добыть срок и выйти живым, если, конечно, получится."

("Правда Украины", №26, 19 лютого 2002 р.)

* * *

Эта зона находится в пос. Макошино на Черниговщине. Сегодня в колонии усиленного режима №91 содержат осужденных сотрудников правоохранительных органов: милиционеров, эсбеушников, судей, прокуроров. Она создана в 1992 году. Сейчас в "ментовской зоне" 373 сидельца. Из них более половины получили по приговору 13-15 лет. В основном – за убийства. Что касается состава – выше подполковника и начальника штаба областного МВД никого нет. Мельчает контингент: сержанты, прапорщики. Очень много патрульно-постовой службы. То есть – самая-самая низкооплачиваемая категория работников МВД. В основном же – оперуполномоченные, следователи, инспектора. Приблизительно такой же уровень работников прокуратуры и спецслужб. Один из руководителей зоны заявил: "Сегодня у нас на крупную "рыбу" сети не ставят. У кого большие деньги – тот в наши заведения не попадает. Нередко срок отбывают те, кто бескомпромиссно боролся с криминалом, но "переусердствовал" при исполнении обязанностей". А в основном же статьи, по которым сидят силовики – это взятки и превышение служебных полномочий. Из осужденных милиционеров половина – работники ГАИ. Трудом заняты 70-80% зэков, да и то не полный рабочий день. На питание выделяют 2 гривны в день. Выручает автомастерская, где трудятся специалисты. Вторая надежда и опора "ментовской зоны" – сидящие здесь же зэки-инвалиды 1-й и 2-й групп (их здесь около полутысячи). Точнее, их пенсии, которые, по положению, не выдаются им на руки, а накапливаются на депозитах в местном отделении банка. По личным заявлениям осужденных значительная часть этих средств (в порядке возвратной финансовой помощи) используют на приобретение продуктов питания. Учреждение берет их у инвалидов в кредит. Все ли вовремя возвращается – трудно сказать. В прошлом и нынешнем годах их уже умерло более сотни. 24 августа 2000-го года было приказано выдворить 200 зэков по амнистии. Но денег в кассе не было даже на дорогу. Зэки-инвалиды подсобили колонии немалой суммой – 140 тысяч гривен.

("Франт", Куп’янськ-Вузловий, Харківська обл., №6, 31 січня 2002 р.)

 Поділитися