MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Нападения на прессу в 2002 году / Украина. Из обзора Комитета защиты журналистов (CPJ)

05.12.2003   
В 2002 году отношения президента Леонида Кучмы (Leonid Kuchma) с Соединенными Штатами опустились до беспрецедентно низкого уровня из-за подозрений, что Кучма продавал Ираку высокоточные радарные системы. Внутри страны, президентство Кучмы оказалось под угрозой в результате судебного решения (позже отмененного) о возбуждении против него уголовного дела по обвинению в причастности к смерти журналиста Георгия Гонгадзе (Georgy Gongadze), убитого в 2000 году. Чувствуя обостряющуюся изоляцию, Кучма напустился на своих критиков в прессе.

При подготовке к мартовским парламентским выборам правительство допускало вопиющие нарушения свободы прессы и подвергало СМИ цензуре. Кучма лишил своих политических оппонентов доступа к СМИ, а поддерживавшие президента влиятельные частные и государственные СМИ были обращены в его рупор. Журналисты Киева сообщали о получении недвусмысленных указаний или "темников" (списков тем) от администрации президента, предписывающих, какие предметы и как именно им следует освещать.

Популярность интернета как источника информации продолжала расти быстрыми темпами, и государственные чиновники продолжали призывать к регулированию критических публикаций в интернете. Хотя другие СМИ подлежат регулированию, в настоящее время украинское законодательство не предусматривает регулирование интренет-СМИ, делая их значительно менее уязвимыми для государственной цензуры и прессинга.

В 2002 году Украина продолжала оставаться опасной для прессы страной, где журналисты, осмеливавшиеся критиковать или освещать коррупцию или организованную преступность, часто становились объектом травли. Например, в конце января неизвестный злоумышленник облил кислотой редактора делового издания в юго-восточном городе Бердянске, предположительно в отместку за публикуемые в газете материалы, в результате чего она получила повреждение лица и глаз. Кроме того, в течение всего 2002 года налоговые службы запугивали, арестовывали и избивали журналистов.

Произошедшее в 2001 году убийство журналиста Игоря Александрова (Igor Aleksandrov) оставалось одной из главных тем в прессе. В мае суд оправдал Юрия Вердюка (Yuri Verdyuk), подозреваемого в совершении этого убийства. Через два месяца, за несколько дней до того, как Верховный суд вынес решение о возобновлении расследования этого убийства, Вердюк умер от сердечного приступа. В то же время генеральный прокурор Святослав Пискун (Svyatoslav Piskun) объявил, что органы установили личность организатора убийства и что у них есть его фотография, но никакой дополнительно информации не предоставил.

Поначалу официальное расследование совершенного в 2000 году убийства журналиста Георгия Гонгадзе продвигалось медленно, несмотря на то, что в ноябре 2000 года были обнародованы аудиозаписи, свидетельствующие о причастности Кучмы к этому убийству. Собственно говоря, власти фактически не допустили создания международной комиссии по расследованию этого дела и свели на нет попытки Федерального бюро расследований США оказать помощь следствию. Не полагаясь на украинское правосудие, вдова Гонгадзе Мирослава (Myroslava) обратилась в Европейский суд по правам человека с иском против генеральной прокуратуры Украины.

Расследование как будто ускорилось после того, как в июле должность генерального прокурора занял Пискун. Он передал дело другой группе следователей и обвинил районного прокурора и следователя в подтасовке улик и злоупотреблении властью. Дело против этих двух должностных лиц поступило в суд в декабре, и к концу года его рассмотрение продолжалось.

16 сентября исполнилось два года со дня исчезновения Гонгадзе, и независимые журналисты, члены оппозиции и тысячи других людей собрались на антикучмовские митинги по всей стране, чтобы почтить память журналиста. Киевская государственная вещательная компания и некоторые региональные вещатели не транслировали митинги своевременно, так как, согласно официальным объяснениям, в этот день вещание было прервано в связи с проводимой профилактикой. Ранее в том же месяце Пискун заявил, что обезглавленное тело, найденное в лесу под Киевом, принадлежало Гонгадзе. Мать журналиста, не доверяя результатам экспертизы, потребовала позволить французскому судебному эксперту произвести новую экспертизу. Генеральная прокуратура в конце концов согласилась на новое освидетельствование. К концу года новый патологоанатом еще продолжал свою работу в Швейцарии.

В октябре Украина потеряла еще одного журналиста. Тело Михайло Коломийца (Mykhailo Kolomyets), директора агентства новостей "Українські новини" (Ukrayinski Novyny), было найдено висящим на дереве в лесу, в соседней Белоруссии. Генеральная прокуратура стала расследовать версию о том, что Коломиец был доведен до самоубийства. Коллеги журналиста считают, что его могли убить в связи с профессиональной деятельностью, но официальное расследование все еще продолжалось в конце года.

Участившиеся заявления о вмешательстве государства в дела прессы побудили парламент 4 декабря провести слушания на тему "Общество, СМИ, власть: свобода слова и цензура в Украине". Журналисты приводили свидетельства существования цензуры, в том числе "темников" и тактики запугивания. Представитель администрации президента отрицал причастность правительства к противоправной деятельности, но признал факт использования "темников", хотя заметил, что это были не директивы, а просто предложения. Хотя слушания и предоставили журналистам возможность высказать свои жалобы, никаких мер к исправлению ситуации за ними не последовало.

Можно отметить и положительные моменты. Усиливающееся давление со стороны правительства по-видимому сплотило представителей СМИ. В октябре группа журналистов выпустила "Манифест украинских журналистов", подтверждающий существование политической цензуры. Группа угрожала провести забастовку по всей стране и учредила "Киевский профсоюз независимых СМИ". На сегодня около 500 украинских журналистов подписали этот документ и несколько сот вступили в профсоюз.

http://cpj.org/attacks02/russian/ukraine_rus.html
 Поділитися