MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

12-20 липня 2001 р

07.04.2004   
ПРАВА ЛЮДИНИ

Законодавство

Починаючи з 29 червня цього року, всі питання щодо обмеження конституційних прав і свобод громадян вирішуються винятково судами, повідомив на прес-конференції Голова Верховного Суду України Віталій Бойко. Відтепер лише суди вирішують питання про застосування до підозрюваного (обвинуваченого) запобіжного заходу у вигляді взяття під варту і продовження строків утримання під вартою, про надання згоди на проведення огляду приміщення чи іншого володіння особи, обшуку і виїмки, про накладення судами арешту на кореспонденцію та її виїмку, зняття інформації з каналів зв’язку. Бойко сказав, що станом на 11 липня органи прокуратури звернулися до судів про надання санкцій на затримання 100 громадян. Суди надали 90 санкцій на затримання громадян, 5 — на перебування під заставу, 5 — на підписку про невиїзд.

(“Україна молода”, №125, 14 липня 2001 р.)

Резонансні справи

На этой неделе около 4-х часов утра в Киевском районном отделе милиции Симферополя произошла кровавая драма, в результате которой погиб один и ранены два человека. ЧП случилось в кабинете для допроса. Подозреваемый в ограблении гражданина ударил ножом в грудь старшего сержанта и потерпевшего. Истекающий кровью 29-летний милиционер застрелил преступника. Прокуратура признала действия милиционера правомерными. Раненые находятся в одной из больниц Симферополя.

(“Комсомольская правда в Украине”, №125, 13 липня 2001 р.)

***

Такова была версия милиции... А под вечер 12 июля у главка МВД Украины в Крыму собрались крымские татары. По их версии, Нияза Гафарова пытали, а потом инсценировали драку и тремя выстрелами в спину убили юношу. По словам многочисленных очевидцев, на теле погибшего есть ссадины и кровоподтеки. Прокуратурой Симферополя заведено уголовное дело. Согласно последним данным, ход расследования взял под контроль Генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько. В Крым выехала группа следователей из Киева.

(“Комсомольская правда в Украине”, №126, 14 липня 2001 р.)

***

Как заявил заместитель прокурора АРК Владимир Ребров, у работников прокуратуры есть “очень много вопросов к милиции относительно законности ее действий, начиная с момента задержания” (Н. Гафарова — ХПГ). Судебный эксперт Андрей Кравец, приехавший в поселок Каменка на собрание жителей и присутствовавший на вскрытии, подтвердил наличие на теле Н. Гафарова ссадин и кровоподтеков, нанесенных тупым твердым предметом.

(“Труд-7”, №53, 18 липня 2001 р.)

***

Адвокат Андрей Федур заявляет, что был избит работниками Генеральной прокуратуры, а его подзащитный Вадим Агафонов, сын народного депутата Николая Агафонова, вновь арестован. Адвокат сообщил, что инцидент произошел в субботу, 14 июля, около 16.00 возле стен Лукьяновского СИЗО, когда он ждал выхода на свободу В. Агафонова, освобожденного накануне из-под ареста решением Печерского районного суда столицы по ходатайству А. Федура.

“Мы не успели даже поздороваться, как к СИЗО подъехал микроавтобус, и работники Генеральной прокуратуры начали заталкивать в него Вадима... Их было 6 человек во главе с генералом Валерием Кареловым, который возглавляет следственную группу по “делу Агафонова”, — сказал Андрей Федур и подчеркнул, что остальных нападавших он знает в лицо. Адвокат потребовал предъявить решение суда о задержании, однако документ предъявлен не был.

Заместитель Генерального прокурора Николай Обиход назвал заявление А.Федура провокаторским и абсолютно не соответствующим действительности. Кроме того, по словам заместителя Генерального прокурора, В.Агафонов задержан по подозрению в совершении другого преступления.

(“Труд-7”, №53, 18 липня 2001 р.)

***

Адвокат Андрей Федур заявил, что еще до избиения на него оказывалось давление и поступали угрозы в его адрес. Он полагает, что ему “никогда не простят” дел Гонгадзе, Замковенко, Агафонова. Доказательством в судебном деле по факту избиения 14 июля, по словам Федура, может быть видеопленка из камер внешнего наблюдения Лукьяновского СИЗО.

Тем временем Киевский областной апелляционный суд удовлетворил апелляцию Генеральной прокуратуры на решение Печерского районного суда об освобождении Вадима Агафонова. Суд мотивировал свое решение тем, что действующее законодательство не предусматривает право местных судов отменять решения следователей и прокуратуры, в частности, об избрании меры пресечения. Киевский городской суд также принял решение о проведении служебного расследования действий Печерского районного суда, который рассматривал “дело Агафонова” и вышел за рамки своих полномочий.

(“Труд-7”, №54, 20 липня 2001 р.)

***

Квалификационная комиссия судей общих судов г. Киева начала дисциплинарное производство в отношении председателя Печерского районного суда столицы Николая Замковенко и судьи коллегии по уголовным делам Киевского городского суда Юрия Василенко.

Поводом для привлечения Николая Замковенко к дисциплинарной ответственности стало представление прокуратуры: прокуратура г. Киева расследует уголовное дело о халатности Замковенко.

На судью Василенко подал представление председатель Киевского городского суда Григорий Зубец. Поводом для этого стало неправильное, по мнению председателя, рассмотрение Юрием Василенко известного уголовного дела по факту убийства Людмилы Тишковец. Василенко известен также своей публикацией “Грязное белье отечественной Фемиды”, в которой он раскритиковал отечественное правосудие, назвав его несправедливым и основанным на взятках.

На несостоявшемся пока заседании присутствовал и заместитель Генерального прокурора Кудрявцев. Как заявил Замковенко, по процедуре он не имеет права находиться на подобном мероприятии, и если ему будет разрешено и в следующий раз появиться в зале заседаний, Замковенко заявит об отводе членов квалификационной комиссии вместе с ее председателем Косенко.

В случае принятия решения об увольнении судей, комиссии нужно будет получить согласие Высшего совета юстиции и Верховной Рады Украины.

(“Сегодня”, №158, 19 липня 2001 р.)

***

Высший совет юстиции Украины принял решение внести представление Президенту Украины об освобождении от должности председателя Печерского районного суда столицы Николая Замковенко. К такому решению “подтолкнули” своим представлением 24 народных депутата, среди которых Наталья Витренко, Владимир Марченко, Владимир Моисеенко и другие.

Высший совет юстиции в представленной журналистам справке приводит конкретные факты нарушений, допущенных Николаем Замковенко. Среди них: ненаправление рассмотренных дел в кассационные инстанции, непредоставление копий приговоров участникам судебных процессов, отказ в ознакомлении с протоколами судебных заседаний, безосновательное затягивание рассмотрения дел, принятие решений без проведения судебных заседаний, исследования доказательств и выхода в совещательную комнату.

(“Сегодня”, №159, 20 липня 2001 р.)

***

Судья Верховного Суда Украины Владимир Коновалов отказал в рассмотрении жалобы адвоката лидера УНА-УНСО Андрея Шкиля Татьяны Монтян на решение судьи Печерского районного суда Елены Первушиной о законности санкции на арест Шкиля, выданной прокуратурой.

(“Сегодня”, №158, 19 липня 2001 р.)

Здоров’я нації

По информации Министерства здравоохранения Украины, за 6 месяцев 2001 года в Украине зарегистрировано 2527 ВИЧ-инфицированных, 151 взрослый и 5 детей умерли от СПИДа. Среди ВИЧ-инфицированных — 1537 наркоманов. На 1 марта этого года в Украине было официально зарегистрировано 37588 ВИЧ-инфицированных граждан, в том числе 2136 детей и 289 иностранцев. На сегодняшний день больны СПИДом 2103 взрослых и 66 детей. С начала эпидемии умерли от СПИДа 1032 взрослых и 47 детей.

В 1995 году в стране было зарегистрировано 250 случаев инфицирования, в 1998-м — уже более 8000.

(“Труд-7”, №53, 18 липня 2001 р.)

***

Кожні 25 хвилин від туберкульозу в Україні помирає одна людина. Останнім часом на 55% збільшилася кількість хворих на туберкульоз, а смертність від нього зросла практично вдвічі.

Лікарі не мають єдиної думки щодо доцільності введення закону про примусове лікування хворих на туберкульоз. У прийнятому Верховною Радою 5 липня Законі “Про боротьбу із захворюванням туберкульозом” прописано механізм, який стосується хворих, що перебувають під вартою. Згідно із законом, з місць позбавлення волі в обов’язковому порядку повинна поступати заявка у районний диспансер про кількість хворих на туберкульоз, які вийшли на волю. Кожен з них повинен стати на облік. У разі ж ухиляння хворого від лікування його справою будуть займатися місцеві судові органи. Сумнівною видається робота цього механізму, як і багатьох інших, визначених у законі.

Згідно із законом, держава гарантує безкоштовне лікування, включаючи і санаторне, хворих на туберкульоз, забезпечення їх набором необхідних медикаментів, а також передбачає профілактику для членів сім’ї хворого.

За словами Миколи Приза (Комітет Верховної Ради з питань охорони здоров’я, материнства і дитинства), гроші є тільки на безкоштовні медикаменти для хворих. Крім того, закон викликав шквал обурення з боку Міністерства фінансів, яке виступає проти пільг лікарям-фтизіатрам, праця яких визнана серед медиків однією з найнебезпечніших. Пільги ж полягають у наданні безкоштовних путівок і 36-денної оплачуваної відпустки. А хворі на туберкульоз лікарі мають право на покращення житлових умов і збільшення відпустки.

(“День”, №126, 19 липня 2001 р.)

Виробничий травматизм

За 6 місяців цього року на шахтах України загинуло 114 осіб.

(“Голос України”, №127, 20 липня 2001 р.)

 

СВОБОДА ВИСЛОВЛЮВАНЬ

ЗМІ і влада

Дзержинский районный суд г. Харькова обязал ТРК “Симон” выплатить депутату Харьковского городского совета Геннадию Кернесу сумму в 800 тысяч гривен. Именно в эту сумму оценил суд честь и достоинство Геннадия Адольфовича.

Юрий Сидоренко, собкор телеканала “1+1”:

“... Геннадий Кернес, оценив мой интерес к данному делу, сказал в личной беседе: “Ты, Юра, неправильно себя ведешь... И если будешь продолжать в том же духе, то корреспондентом канала “1+1” ты скоро не будешь...”. При этом он не объяснил, ни когда мы перешли на “ты”, ни какую должность он занимает на киевском канале “1+1”, ни почему эта должность позволяет ему решать, кому работать в Харькове спецкором, а кому нет...”

(“Объектив-Но”, №27, 12 липня 2001 р.)

***

Всеукраїнська громадська організація “Незалежна асоціація телерадіомовників” ініціювала і провела 17 липня засідання “круглого столу”, приводом для якого стало ухвалення Верховною Радою Закону “Про внесення змін до деяких законів України за результатами парламентських слухань “Проблеми інформаційної діяльності, свободи слова, дотримання законності та стану інформаційної безпеки”.

Голова правління асоціації Тетяна Лебедєва висловила занепокоєння з приводу норми прийнятого закону, яка передбачає, що телеорганізація для отримання ліцензії на місцевий канал мовлення має надати до Національної Ради з питань телебачення і радіомовлення клопотання органу місцевого самоврядування про доцільність видачі їй ліцензії.

“Після затвердження цієї поправки у місцевої влади руки будуть розв’язані. Один критичний сюжет — і мер відмовить у клопотанні, адже у майже кожного мера є своя муніципальна ТРК, а всі інші сприймаються як конкуренти. Це — пряме обмеження свободи слова і 34-ї статті Конституції України”.

(“День”, №126, 19 липня 2001 р.)

Злочини проти журналістів

11 июля, около 11 часов вечера, было совершено нападение на волынского журналиста — президента ОАО “Корпорация “Аверс” Олега Величко. Сейчас Олег Величко пребывает в больнице с сотрясением мозга и переломом двух ребер. Возбуждено уголовное дело. Правоохранители не исключают того, что покушение связано с профессиональной деятельностью пострадавшего — один из нападавших обронил фразу: “Как ты уже нас достал!”. Дело в том, что возглавляемая Величко независимая телекомпания “Аверс” часто показывает сюжеты, которые не всем по нраву.

(“Комсомольская правда в Украине”, №127, 17 липня 2001 р.)

***

За последние 2 года это уже второе нападение на руководителей корпорации “Аверс”. Летом 1999 года похожее было совершено в отношении директора телекомпании “Аверс” Владимира Синкевича. По этому факту было возбуждено уголовное дело, однако расследование зашло в тупик.

(“Сегодня”, №154, 14 липня 2001 р.)

***

Представители правоохранительных органов Волынской области отбрасывают версию о профессиональной деятельности как мотиве избиения президента Луцкой медиа-корпорации “Аверс” Олега Величко.

(“Труд-7”, №54, 20 липня 2001 р.)

***

Прокуратура Крымской автономии подняла из архива уголовное дело по факту гибели журналиста газеты “Крымская правда” Владислава Рябчикова. Он скончался в апреле 2000 года в результате наезда на него автомобиля. В августе прошлого года уголовное дело закрыли — отсутствовали признаки преступления. Но после журналистского расследования с привлечением независимых экспертов, которые установили, что прежнее заключение экспертов является “ложным”, прокуратура автономии отменила прошлогоднее решение. Версия о возможной связи факта гибели журналиста с его профессиональной деятельностью не расследовалась.

(“Киевские ведомости”, 14 липня 2001 р.)

Новини про Інтернет в Україні

Председатель СБУ Владимир Радченко опроверг сообщение ряда СМИ о намерении спецслужб контролировать Интернет.

“Что касается СБУ, мы хотим, чтобы была регистрация всех входящих в Интернет лиц”, — заявил Радченко на брифинге в Киеве. Он пояснил, что такая “регистрация аналогична существующей телефонной книге, в которой указаны все телефонные номера владельцев и пользователей телефоном”. Это, по его словам, необходимо для того, чтобы “избежать” анонимных сайтов и пиратского использования трафика.

(“Комсомольская правда в Украине”, №127, 17 липня 2001 р.)

Право на інформацію

Резонанс в журналистской среде вызвали заявления министра внутренних дел Украины Юрия Смирнова на пресс-конференции 14 июля по поводу работы СМИ. Юрий Александрович, в частности, отметил, что журналисты, как и работники милиции, сознательно выходят на тропу войны с определенными людьми и структурами, провоцируют их своими публикациями. Г-н Смирнов предупредил, что представители прессы должны чувствовать опасность, которой они себя подвергают. Опасную информацию надо давать на проверку правоохранителям, а только после этого обнародовать ее.

(“Киевские ведомости”, 17 липня 2001 р.)

 Поділитися