MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Суть современной цивилизации — в использовании возможностей, которые дает информация: выдвижение новых людей, идей, проектов. Так считает профессор Георгий ПОЧЕПЦОВ, руководитель Управления стратегических инициатив Администрации Президента. Наш корреспондент поинтересовался его взглядом на проблемы информационной политики Украины

15.06.2004   
(«Украина и мир сегодня», №20, 28 мая 2004 г.)

— Георгий Георгиевич, не секрет, что наша страна имеет не очень привлекательный вид при взгляде из-за рубежа. Интересно, а занимаются ли наши государственные мужи планированием имиджа Украины?

— Планирование стает возможным при наличии условной бюрократической ячейки, отвечающей за это. Когда же эта работа концентрируется в одной точке ответственности, тогда можно ставить задачи и выделять под них финансирование. Но имидж — это проблема каждой страны. Наибольшее падение, например, выпало на долю США, сильнее бренда которой как нации в мире не было. Активно за свой новый имидж борется Хорватия. Но путь для всех один: исследование — финансирование — профессионализация в этом направлении.
— В чем особенности отечественной информационной политики?

— Надо постепенно развести экономическую составляющую и политическую. Поскольку сегодня информационная сфера не является прибыльной, в нее идут политические деньги, которые требуют политических возвратов. В результате происходит определенное искривление информационного пространства в пользу её «спонсора».

— В чем, в связи с этим, заключаются потенциальные угрозы?

— Это и есть одна из угроз. Процессы информирования следует деполитизировать. Еще одной угрозой является неспособность информационной сферы формировать сферу виртуальную — свою картину мира, которая свойственна любой нации. Из-за отсутствия оной нам трудно сформировать общие цели, которые бы тянули страну в разные стороны, как это происходит сегодня.

— Недавно посол США отметил улучшение ситуации со свободой слова в Украине. Как вы думаете, с чем связано такое неожиданное заявление?

— В данной сфере стандарты часто создаются теми, кто берет на себя функции проверяющего. Может ли наша система заглушить чьё-то мнение? У нас любое оппозиционное мнение отображено в информационном пространстве. Недавно американские газеты писали, что в Украине оппозиция представлена всего 10—20% от общего числа упоминаемых мнений. Но ведь оппозиция по-другому и не может быть представлена, ведь раз это оппозиция, то она по определению является меньшинством. Американцам это трудно понять, поскольку у них соотношение между оппозицией и властью приблизительно 49% и 51% соответственно. Поэтому им наши цифры могут казаться неестественными, но они отражают другие реалии.

— В полной ли мере наша страна использует ресурсы информационного общества? Есть ли у нас для этого возможности?

— Да, возможности есть, но не хватает свежих идей. Из-за этого наше общество немного запаздывает. Информационное пространство позволяет «ковать» идентичность, которую мы так и не сформировали после распада СССР. Идентичность создается за счет массовой культуры. Например, пока у нас не будет своего бестселлера или мыльной оперы, пусть даже на русском языке, у нас не произойдет кристаллизации единой точки зрения. Из-за того, что у нас нет единой модели мира, стране трудно двигаться к единым целям. Именно этим Украина отличается от других стран.

— Как вы оцениваете профессионализм украинских СМИ?

— Они профессиональны, но по сравнению с американскими, российскими или польскими масс-медиа нам не хватает четкости, новизны идей, взглядов. То, что происходит у нас — тиражирование повтора. А это плохо тем, что мир резко изменился, стал более динамичным, к этому нужно адаптироваться ускорением всех процессов. Если же мы один из важных участков будем задерживать, то это обернется минусом для общества. Например, у нас полностью отсутствует научно-популярная журналистика. Нужно, чтобы и наши головы «включились» и работали на совершенно других скоростях. Кстати, так же замедленно у нас продвигается наука и образование, они не помогают сегодня развитию, а замедляют его. Без ускорения у нас произойдет большой разрыв с миром.

 Поділитися