MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Свобода прессы и свобода слова — очень разные лозунги

15.06.2004   
Сергей ГУЗЬ, председатель Независимого медиа-профсоюза

9 марта состоялась журналистская акция под лозунгом «Свободу слову!». Несмотря на попытки оппозиционных сил представить ее как протест против власти, сами журналисты говорят о давлении со стороны как провластных политиков, так и оппозиционных.

Начать хочу с акции журналистов, которая состоялась во вторник, 9 марта. Не могу сказать, удалась акция или нет: плохо, что пришло около 50-ти журналистов и было еще где-то 100 колег, которые работали рядом с колонной. А хорошо, так как хотя бы 50, но пришло — это означает, что ситуация достигла настолько критического уровня, что надо начинать хотя бы небольшим коллективом.

Надеемся, что в следующий раз людей будет больше, ибо, например, на этот раз отказался от участия Национальный союз журналистов Украины, а члены Независимого медиа-профсоюза сами принимали решение об участии. Вдобавок, не очень удачно был избран день, так как во вторник многие были на работе. Но эта акция доказала, что у журналистов и политиков различные взгляды на свободу слова и свободу прессы.

По моему мнению, основным лозунгом все-таки должна быть свобода прессы. Не имеет значения, кому принадлежит та или иная газета или тот или иной телеканал: главное, что медиа должны быть свободными и не ощущать ни политического, ни экономического давления. Свобода прессы — это право журналистов быть свободными. А свобода слова — это более широкое понятие, это то неотъемлемое право, которое имеет каждый человек в этой стране.

И я надеюсь, что эта дата станет новой точкой отсчета для журналистов, ибо все осознали, что мы должны бороться как раз за свободу прессы, а политики пусть борются за свободу слова. Только так страна будет продвигаться в демократическом направлении.

Последние события хорошо проиллюстрировали различие между журналистами и политиками. Верховная Рада не поддержала мораторий на проверку средств массовой информации налоговой инспекцией и другими структурами во время избирательной кампании. С одной стороны, понятна позиция политиков, которые боятся, что во время кампании с телеэкранов и с газетных полос выльется много грязи, а с другой стороны, мы, журналисты, хорошо понимаем, что на нас будет использован весь возможный аппарат давления.

Опасной тенденцией последних месяцев стали закрытие или угроза закрытия ряда средств массовой информации: Радио «Континент», Радио «Рокс»; выпали из эфира «Общественное радио», «Голос Америки», Би-би-си, «Немецкая волна» и много других; под угрозой закрытия «Сельские вести». И как раз это является сигналом того, что в борьбе за свободу слова мы просмотрели свободу прессы. Ибо журналисты в упомянутых ситуациях страдают за грехи своих основателей, своих собственников.

Именно такая ситуация сложилась с Радио «Континент». Чем провинился перед нашими властями тот же «Голос Америки»? Просто возникли проблемы с лицензией. Несмотря на заявления Президента, за три года Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания не сделал ничего. И сейчас то, что происходит с «Континентом», выглядит исключительно как политическая расправа за согласие на трансляцию Радио «Свобода».

Почему наши власти воспринимают как вражеские все заграничные средства массовой информации? Лично мне не понятно. Наша официальная политика направлена на вступление в Европейский союз. Тогда каким образом «Немецкая волна» может быть враждебной для Украины?

Кстати, проблемы, связанные с лицензированием, существуют не только у оппозиционных СМИ. Если внимательно ознакомиться с выводами специальной Комиссии Комитета Верховной Рады по вопросам информации и свободы слова, то можно увидеть, что проблемы есть и у каналов «1+1» и «Интер». Возможно, это такой инструмент давления на эти каналы для распространения тех же «темников», внедрения каких-то политтехнологий и т. п. И для нас, для Независимого медиа-профсоюза, самой важной задачей является размежевание журналистов и собственников средств массовой информации. И начинать надо с каких-то неотложных мероприятий относительно Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, иначе можно будет закрыть любую радиостанцию и любой телеканал. Что наиболее неприятно в этой ситуации, так это полное законодательное обоснование.
Теперь относительно ситуации, которая сложилась с исками против СМИ. К сожалению, здесь прикладывают свою руку как провластные политики, так и оппозиционые.

Например, ситуация вокруг «Сельских вестей». Большинство журналистов, с которыми мне пришлось общаться, считают, что газета была наказана за вину ее руководителя. Никто не спорит, что публикации, которые привели к закрытию, — это грубое, грязное нарушение журналистской этики и профессиональных стандартов. Но почему закрывают газету, а не привлекают к ответственности руководителей, которые санкционировали эти публикации?

Дальше. Ситуация с Романом Зваричем, блок «Наша Украина», вообще-то он оппозиционер. Возбудил иск на 10 миллионов гривен к ТРК «Третья студия» на Ивано-Франковщине. Понятно, что для региональной телекомпании это откровенное закрытие. И что наиболее досадно, господин Зварич даже не скрывает, что его целью является прекращение функционирования ТРК. Так в чем тогда обвинять провластных политиков?

К этому сейчас присоединился и бизнес: например, иск ТНК к «Голосу Украины». Сумма вообще невероятная как для СМИ. Может, для нефтяников нормально. Сам автор спорной публикации пишет, что ему придется платить иск на протяжении 28 (!) лет.

На данном этапе очень тяжело обнаружить издания, которые бы подвергали критике и власть, и оппозицию. На телевидении это «5-й канал» со стороны оппозиции и «ICTV» со стороны власти. В газетах такого почти нет. А в целом наиболее нормальная ситуация, это когда журналисты не участвуют в политической жизни и политических баталиях, а лишь наблюдают и рассказывают о этом читателям

 Поділитися