MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Роман Скрыпин оценивает свою работу на твердую "тройку"

09.05.2005   
Беседовала Анна Пароваткина
На популярном “канале честных новостей” грядут большие перемены. Об этом, да и просто о ситуации в медийном пространстве Украины, корреспондент “ВВ” беседовала с креативным директором и телеведущим “5 канала” Романом Скрыпиным.

— Я знаю, что буквально на днях вы вернулись из Польши. Наверняка, поездка была связана с переменами, которые готовятся на вашем канале?

— О переменах лучше спрашивать у нашего руководства. Но Польша и то, что происходит на нашем канале, — вещи действительно взаимосвязанные. Еще в декабре 2002-го журналисты разных украинских телеканалов собрались, чтобы обсудить, каким, с нашей точки зрения, должен быть идеальный канал, на котором именно мы хотели бы работать? Оказалось, что в целом он очень напоминает польский TVN-24. Свой проект мы передали владельцам ТРК “Экспресс-Информ” (название “5 канал” появилось позднее). Сегодня я очень рад констатировать, что выработанный нами еще в 2002 году стратегический план развития работает. Два года тому мы мечтали делать именно информационное телевидение. И вот, наконец-то, вышли на тот этап, когда первыми в Украине будем создавать сугубо информационный телеканал.

— Чем наше информационное телевидение будет отличаться от польского? Ведь не секрет, что ТВ разных стран имеет свою специфику…

— Национальной специфики у информационных телеканалов не существует.

Есть просто разные форматы. Скажем, на Euro News в принципе отсутствуют ведущие, а новости следуют в режиме нон-стоп. У BBC больше общего с CNN. К нашему “5 каналу”, который будет развиваться как информационный, позже, скорее всего, как практикует и CNN, присоединятся другие специализированные телеканалы.

— На создававшийся “5 канал” ведущие шли с условием, что смогут реализовать свои авторские проекты. Сегодня формат меняется. Не означает ли это, что вскоре мы сможем увидеть новые телепроекты Романа Скрыпина?

— Идей всегда много, желание тоже есть. Но вместе с тем, я — креативный директор 5-го, и работы по его “переодеванию” сейчас как никогда много. Возможно, к марту вы нас просто не узнаете: изменится все — от оформления студий до стиля информационного вещания, который будет приведен к общему знаменателю. Более информативным станет и наш сайт. В общем, как вы понимаете, времени на то, чтобы запускать еще и собственные новые проекты, у меня пока просто не остается. Предвидя ваш следующий вопрос, скажу еще такое. Я сужу объективно: тот продукт, который мы делали до сих пор и по-прежнему делаем сейчас, “тянет” на твердую “тройку”. Максимально качественное ТВ требует другой техники, большего количества людей — банально, других денег. Но мы хотим изменить канал в лучшую сторону, и сделаем это. Уже в марте информационный вечер на “5 канале” будет начинаться в 20.00, и заканчиваться — в 23.00.

— Число художественных фильмов в связи с этим уменьшится?

— Их вовсе не будет. Но мы считаем, что именно такой подход — специализация — наиболее перспективен стратегически. ТВ любой страны строится по законам рынка. Сегодня в Украине 8 “семейных” телеканалов, эдаких “клонов” “1+1” или же “Интера”. Эта ситуация ненормальна, а значит, она будет меняться. Уже сейчас начинается определенная рубрикация — каждый из каналов пытается занять собственный сегмент. “Новый”, к примеру, явно переориентируется на чисто развлекательный формат. СТБ пытается позиционировать себя уже не как “семейное” телевидение, а все чаще ориентируется на людей, которые больше времени проводят дома: домохозяек, пенсионеров и т.д. А информационное вещание всегда востребовано, и во время сверхординарных событий информационный канал однозначно будет занимать первые позиции в рейтингах, что и подтверждают социсследования. А рейтинги — это, простите, деньги.

— Какие механизмы предусмотрены, чтобы даже в теории новостийный “5 канал” не стал со временем рупором одной, определенной политической позиции?

— А он таким когда-нибудь был?

— Я спрашиваю о другом.

— У меня такое впечатление, что сейчас мы с вами откатились далеко в прошлое, что всего предыдущего разговора просто не было. Эти механизмы на 100% действуют сейчас, они никогда никуда не пропадали. Если вы имеете в виду тот факт, что во время оранжевой революции ведущие позволяли себе какие-то эмоциональные высказывания, или, скажем, взять в эфир оранжевого цвета ручку… Это были просто человеческие эмоции конкретных, живых людей. Хотя такие вещи наша редакционная политика запрещает. После парламентских слушаний мы встретились с владельцами канала и потом — с будущим Президентом, который лично выступил политическим гарантом свободы слова, невмешательства в редакционную политику. Все эти договоренности соблюдены и сегодня. Договор о невмешательстве в наш творческий процесс владельцев канала, Основы редакционной политики — эти документы вообще сделали большое дело. Сейчас (тем более, что у нас новый вице-премьер по гуманитарным вопросам) я более чем уверен, что соглашения, подобные этим, будет заключать большинство украинских телеканалов. И все телевизионные журналисты получат реальную свободу слова. Нет, еще раз повторю: “5 канал” никогда не скатится к цензуре — перспективы стать рупором определенных политических сил у нас просто нет. И этого же я искренне желаю всем своим коллегам не только по телерадиоэфиру, но и пишущим журналистам. Мы все должны помнить об ответственности за написанное и сказанное, а значит, просто обязаны договориться о правилах игры и жестко их придерживаться. А не “прогибаться”. В том, что происходило с медиа до определенных политических событий, я считаю, виноваты сами же журналисты. В “удобную” позу многие становились самостоятельно… Надеюсь, я исчерпывающе ответил на ваш вопрос?

— Во время минувших выборов наше общество оказалось поляризированным. Какие механизмы предусмотрены для обеспечения равнозначного освещения позиций всех сторон информационным телеканалом?

— Максимальный баланс при освещении событий — чтобы зритель видел объективную картину происходящего. Это краеугольный камень редакционной политики “5 канала”. Мы всегда стараемся дать комментарии обеих сторон, а в придачу еще и мнение нейтрального эксперта. Другое дело, что в реалиях Украины не каждый раз можно получить комментарии. Но, честно говоря, я даже не очень понимаю, о чем мы с вами говорим? Если утверждать, что нами кто-то руководил таким образом, что “оранжевых” мы показывали — так, а “сине-белых” — только этак… Такого у нас никогда не было! Поверьте мне, сторона Януковича сама сделала все, чтобы испортить свой имидж! Владельцы “5 канала” никогда не вмешивались в редакционную политику! И, повторяю еще раз, для нас никогда не стоял вопрос, давать или не давать слово противоположной стороне. Эти люди всегда присутствовали в эфирах нашего канала. Вы просто сами посчитайте, сколько раз на “5 канале” выступал Петр Алексеевич Порошенко и сколько — Нестор Иванович Шуфрич? Я могу вам сказать, что у второго будет огромное преимущество. Те, кто олицетворял вчерашнюю власть, вообще чаще всего появлялись на “5 канале” именно потому, что мы всегда стараемся поддерживать пресловутый баланс.

— Роман, так уж повелось, что десятки лет, с Кучмой или до него, мы все играли по известным правилам. Что, с вашей точки зрения, необходимо сделать сегодня, чтобы не было даже минимального шанса нового превращения искреннего порыва людей в обязательные к исполнению славословицы?

— Еще раз повторяю: я — не романтик, сейчас я мыслю категориями бизнеса. Если мы будем воспевать только одну сторону, то заведомо проиграем, канал просто умрет. Как только Ющенко сделает первый же неправильный шаг, мы обязательно об этом скажем. Просто, на сегодня такой необходимости не возникало. А чтобы захваливать новую власть — Боже нас избавь! Если пресса не будет “кусать” правителей, я просто не знаю, кто еще это сделает. Советской журналистикой я, в отличие от некоторых, не занимаюсь, ничьих указок “сверху” не выполняю. У меня в студии были и Тимошенко, и Кинах, и Порошенко. И все они спокойно в эфире себя не чувствовали! Может быть, симпатики Тимошенко восприняли все так, будто Скрыпин занялся политическим киллерством? Должен вам сказать, что никогда не буду заниматься этим. Просто поблажек не будет ни для кого, и фамилии тут не играют никакой роли!

— Договорились. Давайте немного пофилософствуем. Как, по вашему мнению, в Украине обстоят дела с пресловутой свободой слова? Я ни в коем случае не намекаю на ваш канал — это “общий” вопрос. Просто, уже сейчас мнения звучат просто-таки полярные…

— В формулировке “пресловутая” уже содержится намек на желательный ответ…

— Да нет же!

— Спорить, есть или нет, бессмысленно. Реальная свобода слова во всех странах измеряется в так называемых индексах, которые слагаются из многих показателей. Так вот, в Украине такой индекс кардинально вырос. Есть ли пределы роста? Нет, конечно. Посмотрите на украинский сегмент Интернета — он вообще никак не регулируется законодательством! Свобода там максимальная. Если снять все законодательные ограничения со всех медиа, и все начнут играть без правил… Знаете, дух свободы может опьянить до такой степени, что будет полная “чернуха”. Свобода для нашего канала — это практика. И — ответственность. А за другие медиа я не могу говорить. Могу ли я лично без идиосинкразии смотреть эфиры других телеканалов? Да, сегодня могу. Хотя до последнего времени просто выключал телевизор — мне физически сложно терпеть ложь.

(“Вечерние вести”, 23.02.2005)

 Поділитися