MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Приказ Минздрава №360: мнение практических врачей

09.09.2005   

В широких врачебных кругах этот Приказ обсуждается не менее интенсивно, чем в свое время проект «Программы КПСС».

Мнение врачей однозначно: очередной вопиющий бред воинствующих непрофессионалов, пришедших к власти. Но отбросим эмоции. Предлагаю Вашему вниманию резюме этих обсуждений.

1. Список безрецептурных препаратов до сих пор отсутствует. Когда он появится – неизвестно, скорее всего, в последние дни. Никто ничего не знает, и это порождает массу слухов среди больных и врачей, как, например, продажа анальгина только по рецепту, и не более шести таблеток (!). Список препаратов, подлежащих безрецептурному отпуску, обязан был быть составной частью Приказа, иначе все декларативные положения совершенно безадресны.

2. Неужели на препараты группы А (ядовитые), которую никто не отменял, теперь достаточно только врачебной печати? Треугольная вообще не нужна? А круглую печать без подписи главврача (заместителя) никто не поставит, а они работают не круглосуточно, да и печать эта также доступна не круглые сутки.

3. Даже предлагаемые размеры рецептурного бланка (105 х 150 мм) достаточны только для одного препарата, а их надлежит поместить три. Ведь не у всех эскулапов микроскопический почерк, и не у всех провизоров идеальное зрение. Лупу им теперь будут выдавать, что ли? Мелочь, но наглядно демонстрирует формальный административный подход.

4. Новый срок действия рецепта – 10 дней – крайне недостаточен. Чем был плох прежний – 2 месяца? Что конкретно даст эта норма «10 дней»? Лишнюю беготню пациентов с требованием «обновить рецепт»?

5. Строгий учет обычных рецептурных бланков не позволит применять «заготовки» наиболее употребительных прописей, что значительно упрощает практическую деятельность врача и соответствует принципам научной организации труда.

6. Резкое возрастание очередей у врачебных кабинетов неизбежно. Особенно сейчас – в преддверие сезонного роста ОРЗ. Это вряд ли приведет к улучшению качества врачебной работы.

7. Совершенно невыносимыми станут условия работы фармацевтов и провизоров, вынужденных постоянно подвергаться атакам возмущенных (и совершенно справедливо!) пациентов. Они не будут писать письма Министру, а будут конкретно требовать у работника аптеки отпустить за свои кровные (и немалые!) деньги жизненно необходимый препарат, которым успешно пользуются много лет. Препарат, не являющийся ни наркотическим, ни психотропным, ни ядовитым, назначенный врачом, прекрасно помогающий.

8. Как объяснить пациенту, что он для каждой упаковки препарата должен иметь отдельный «свежий» рецепт? Ведь коррекция дозы нужна далеко не всегда, часто доступна самому пациенту и не повсеместно требует вмешательства врача.

9.  Что будет в неотложных случаях, когда у пациента не будет рецепта и реальной возможности его срочно получить, а будет необходим, скажем, антибиотик, антидиарейный препарат или средство экстренной гормональной контрацепции?

10. Вполне понятно, что выполнение Приказа станет чисто формальным или породит массу злоупотреблений, как со стороны медицинских работников и фармацевтов, так и со стороны больных. «За деньги» и рецепт выдадут без очереди, и вообще без рецепта продадут...

Да, во всем цивилизованном мире лекарства отпускаются по рецептам, но там они (рецепты) являются финансовыми документами, оплату по которым производят медицинские страховые компании. А здесь – бумажка, которую после отпуска лекарства чаще всего отдадут больному, правда, со штампом «відпущено».

При введении у нас настоящей страховой медицины действительно мог бы быть осуществлен постепенный переход к некоторым положениям нового Приказа. Тогда пациент сам (а не принудительно!) будет заинтересован получить рецепт, оплата по которому будет значительно ниже, чем при самостоятельной покупке (или вообще отсутствовать).

Говорить о бредовых положениях нового Приказа можно много, но вряд ли нужно.

Считаем крайне необходимым его немедленно опротестовать, «заморозить» и внедрять поэтапно только после широкого обсуждения всеми заинтересованными сторонами, обязательно включая и самих пациентов.

Инна Гриценко, врач-терапевт высшей категории

Александр Борисов, врач-гинеколог высшей категории
 Поділитися