MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Как себя вести с журналистами

24.07.2006   
Галя Койнаш
В свете недавнего нападения на съемочную группу и моментальной и однозначной реакции на него журналистов и общества в целом, некоторым политикам не помешало бы подумать хорошенько, прежде чем решить, что полная свобода действий восстановлена.

Несмотря на нагромождение громких скандалов, связанных с одним (правда, пока несколько гипотетическим) органом власти, недавнее избиение журналистов  оставалось в центре внимания больше недели.  Напомним: один народный депутат самой большой партии так называемой «антикризисной коалиции», прогуливаясь со сторонниками этой же партии и с охраной, позволил себе избить оператора и нецензурно выразиться в адрес журналистки с телеканала «СТБ», насильно изъяв при этом кассету с видеозаписью.

Какое-то фундаментальное недоразумение.  «Политик явно считал, что «бред» позади, а полная свобода действий восстановлена.  Кстати, не он один впал в такое заблуждение.  За последний месяц зафиксировано ещё два нападения с участием представителей «Партии регионов».

Тем не менее, подумать немножко не помешало бы – хотя бы тем, кто ещё признаёт теоретическую возможность подобного несколько болезненного труда.  

Независимый медиа-профсоюз Украины (НМПУ) и другие медиа-профсоюзы, поддержанные правозащитными организациями и многими общественными деятелями, возмутились и выступили с резкой критикой.  При этом НМПУ подчеркнул, что ввиду серьезности нападения на съемочную группу, выполняющую профессиональные обязанности, журналисты не удовлетворятся одним лишь извинением

Чтобы излишне не помочь тем, кто уже использует возможность получить политические дивиденды от возникшего скандала, ограничусь только последними событиями: возбуждено уголовное дело по факту препятствования работе журналистов и виновник якобы выгнан из Партии (однако, несмотря на заверения, не лишён депутатского мандата). 

Я бы также выделила ОДНО КЛЮЧЕВОЕ РАЗЛИЧИЕ, о котором часто забывают, между тем прошлым, которое пан Калашников так рвётся восстановить и сегодняшним днём.  Два-три года назад Олег Калашников не промахнулся бы.  Его убеждение, что он, да и вся Партия, имеют полную свободу действий, поддержала бы та Партия, и, хотя  прозвучали бы отдельные голоса, осуждающие подобное поведение, было бы немного СМИ, готовых освещать такие события. И уж точно не было бы прокуроров, которые согласились бы возбудить уголовное дело.

Июльские события заставили многих, кому небезразлична  судьба Украины, испытывать бессильную ярость и отчаяние, особенно заметные на фоне явного злорадства тех, кто уверен, что их любимые и весьма прибыльные старые порядки вот-вот восстановятся.

Возможно, нам бы всем стоило побольше и поактивнее шевелить мозгами.  

Безусловно, тех, кто верил, что Оранжевая Революция уберет всех злодеев и поставит на их места благородных героев,  – тех действительность, да и умственные способности, безжалостно подвели. 

Если, однако, мы готовы оставить подобные бинарные понятия добра и зла голливудским кинорежиссёрам, то кое-какие выводы всё-таки напрашиваются.  В то время как обещания, данные народу на Майдане, что бандиты, разворовавшие страну, окажутся за решёткой, вспоминаются сегодня с горечью, нельзя забывать один исключительно важный аспект. Украинцы вышли на Майдан, чтобы не дать себя обмануть, чтобы напомнить о своей роли, закреплённой Конституцией, – носителя суверенитета и единого источника власти в Украине, и чтобы отстоять свои конституционные права. 

С тех пор многое изменилось в стране.  Украинцы перестали бояться воевать за свои права – и во многих случаях им уже удавалось их отстоять.  Правозащитные организации физически не могли делать больше, чем уже делали, но их роль тоже изменилась, и не в последнюю очередь благодаря тому, что с ними стали всё-таки считаться, к их мнению прислушиваться. 

Почти два года назад, в ноябре 2004 года, сурдопереводчица Первого национального телеканала УТ-1 объявила своим зрителям, что всё, что им до этого сообщали – абсолютная ложь.  Отказавшись оболванивать людей и попрощавшись со зрителями, возможно, навсегда, она вышла на студии.  Как оказалось, не навсегда: её поддержали все коллеги, и через пару часов начальство уже вынуждено было официально объявить, что в дальнейшем телеканал будет всячески сопротивляться цензуре.

В свете недавнего скандала (тоже некоего рода «столкновения двух цивилизаций») и моментальной и однозначной реакции на него журналистов и общества в целом,  было бы преждевременно хоронить Революцию. 

 Поділитися