MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Подібні статті

Как европейская сеть помогает украинским заключенным? О Харьковской правозащитной группеГУМАНІТАРНИЙ МАНІФЕСТ російських правозахисниківСмягчение нравовПо поводу массового избиения в Енакиевской ИК (повторное обращение родственников)Насильственные преступления, совершенные в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014–2018 ггПравовая позиция Харьковской правозащитной группы по поводу событий в Алексеевской колонии № 25Ответственность за международные преступления, совершенные на востоке Украины в период 2014–2019 гг.Вынужденные переселенцыСветлана Ганнушкина о семинаре для юристов, занимающихся мигрантами, и о том, почему на них не приходят чиновникиГуманитарно-правовое измерение одного судебного решенияХватит войну называть гибридной. Враг настоящий, и смерти не гибридные, а настоящие.Обзор событий в ноябре 2017 года на ОТДЛОМошенники поневоле или "пенсионный туризм" как искусство выживанияОбзор событий в сентябре 2017 года на ОТДЛОВ Москве прошли вторые Богоразовские чтенияОтчет о совместной мониторинговой миссии ХПГ/УГСПЛ в отдельные регионы Донецкой областиОбращение правозащитников Украины и Казахстана относительно недопустимости экстрадиции из Чехии Татьяны ПараскевичСитуация с гражданским населением в Донецкой и Луганской областях на подконтрольной украинскому правительству территорииМониторинг на территориях, неподконтрольных властям Украины

26 стран заслуживают рассмотрения на Совете по правам человека ООН

13.03.2007    джерело: www.hrw.org
Главному правозащитному органу ООН предстоит огромная работа

Совету ООН по правам человека, четвертая сессия которого стартует 12 марта, предстоит рассмотреть огромный, и нарастающий, объем нарушений, отмечается в опубликованном 12 марта меморандуме Хьюман Райтс Вотч.

«Рассмотрение грубых нарушений не должно откладываться до того времени, когда Совет решит все свои организационные вопросы», – говорит Пегги Хикс, директор Хьюман Райтс Вотч по глобальным проблемам. – «Десятки вопиющих ситуаций по всему миру требуют немедленного внимания. Жертвы нарушений и правозащитники вправе ожидать от Совета больше – намного больше».

В меморандуме «Чрезвычайная повестка: задачи, стоящие перед Советом по правам человека» Хьюман Райтс Вотч обрисовывает ситуацию в 26 проблемных странах от Афганистана и Ирака до Судана и Узбекистана. Международная правозащитная организация отмечает, что Совет пока отреагировал только по трем странам, и призывает обратить внимание также на многие другие проблемы.

В частности, Совет пока бездействует в отношении Шри-Ланки, где и «Тигры освобождения Тамил Илама» и «Каруна», при открытой поддержке правительственных сил, продолжают использовать детей-солдат. Совет молчит и по Ираку, который стал на сегодня одной из самых опасных стран мира. Отсутствует реакция в отношении Бирмы, где число политзаключенных превышает 1100 человек, включая Аун Сан Су Чи.

На нынешней сессии Совет намерен рассмотреть ситуацию в Узбекистане и Иране, однако обе страны будут обсуждаться в закрытом режиме. В Узбекистане, где правительственные войска в 2005 г. расстреляли сотни большей частью безоружных демонстрантов в Андижане, никто так и не привлечен к ответственности, в то время как ожесточенные репрессии против правозащитников продолжаются. Только за последние два месяца по политически мотивированным делам были арестованы двое правозащитников, общее число, таким образом, достигло по меньшей мере 14. В Иране в 2006 г. отмечен 70% рост казней, причем в этой стране казнят больше несовершеннолетних, чем где-либо в мире. Иранские власти ограничивают свободу выражения мнений, закрывая газеты и отправляя за решетку писателей, журналистов и редакторов. Ограничивается и свобода ассоциации: аресту подвергаются мирные демонстранты, в том числе активисты за права женщин, арестованные в Тегеране накануне 8 марта.

Несмотря на это, Совет рассмотрит рекомендацию о прекращении рассмотрения и Узбекистана, и Ирана. В настоящее время обе страны подпадают под так называемую «процедуру 1503» (по номеру соответствующей резолюции), призванную поощрять правительства к сотрудничеству через рассмотрение ситуации в той или иной стране в закрытом режиме. При этом Узбекистан отказался даже допустить в страну назначенного в рамках этой процедуры независимого эксперта. За пределами понимания остается решение Совета оставить не входящую в его состав Зимбабве в рабочей группе из пяти государств, которая рассматривает эти ситуации, что само по себе уже нарушает конфиденциальность.

Хьюман Райтс Вотч настаивает на том, что грубые нарушения прав человека в обеих странах требуют продолжения мониторинга со стороны Совета. Международная правозащитная организация призвала рассматривать ситуацию в Узбекистане и Иране публично и назначить спецдокладчиков, которые могли бы на каждой сессии представлять Совету свое заключение об изменениях по каждой из стран.

«Совет должен кардинально расширять сферу охвата, но вместо этого он собирается закрыть вопрос о нарушениях в Узбекистане и Иране – двух из тех немногих государств, которые в настоящее время находятся в его поле зрения», – отмечает П.Хикс. – «Прекратить мониторинг ситуации в Узбекистане и Иране именно теперь означало бы фактически вознаградить их за произвол и отказ от сотрудничества с Советом по правам человека».

Возможность того, что нынешний Совет, сменивший Комиссию ООН по правам человека, станет более сильным и эффективным органом, пока еще остается реальной. В отличие от Комиссии, Совет предусматривает для своих членов необходимость соблюдения определенных базовых стандартов в области прав человека. Система универсального периодического рассмотрения, которая должна быть окончательно согласована к концу июня, будет означать, что без внимания не останется ситуация ни в одной стране, даже самой могущественной.

Некоторые государства пытаются ослабить институт «специализированных или тематических механизмов», в том числе спецдокладчиков, оценивающих состояние тех или иных проблем или ситуацию в тех или иных странах. «Докладчики играют исключительно важную роль, и любые попытки подорвать их независимость бьют в самое сердце системы защиты прав человека», – заявила П.Хикс.

Совет по правам человека должен заседать не менее 10 недель в течение года. Прежняя Комиссия собиралась один раз в год на весеннюю сессию, и нарушения, такие как майская андижанская бойня в Узбекистане, почти год могли оставаться без реагирования.

«Совет по правам человека может реагировать на нарушения в реальном времени», – говорит П.Хикс. – «К сожалению, пока он не использует новые возможности, и те, кто заинтересован в его успехе, должны взять на себя инициативу, чтобы жертвы произвола во всем мире почувствовали реальную разницу».

 

Текст меморандума на английском см.:

 http://hrw.org/english/docs/2007/03/12/sudan15471.htm

 

См. также:

ООН: создание Совета по правам человека дает людям надежду

ООН: сформирован состав нового совета по правам человека

ООН: неоднозначные итоги первой сессии совета по правам человека

ООН: Совет по правам человека проявляет недопустимую мягкость в отношении Узбекистана

 Поділитися