MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Офицеров судят за пытки

26.10.2007   
Никто не верит, что они сядут

В зале Шахтерского горрайсуда, где в понедельник начали слушать это скандальное уголовное дело, обвиняемые старались отворачиваться от фотокамер. Они все еще действующие офицеры милиции, ни дня не посидели под стражей и рассчитывают на оправдательный приговор. Несмотря на то, что букет статей, описанный в обвинительном заключении (превышение служебной власти, нанесение тяжких телесных повреждений, попытка удовлетворения половой страсти неестественным способом с использованием беспомощного состояния пострадавшего и тому подобное), «отсвечивает» реальным и длительным сроком. Одна только 127 ч. 3 – пытки, совершенные работниками правоохранительных органов, карается лишением свободы от 10 до 15 лет!

35-летний Сосо Джанджгава, гражданин Грузии, проживающий в г.Кировское, был задержан работниками милиции 14 сентября прошлого года. Предшествовали событию факс и телетайпограмма от следователя из Прилук. Лица кавказской национальности подозреваются в краже золота и вещей из квартиры прилуцкой гражданки – говорилось в этих сообщениях. Добавлю: по оперативным данным, эти «лица» фигурировали в десятках квартирных краж, совершенных на территории Сумской и Черниговской областей. Одного из кавказцев, по фамилии Джанджгава, надлежало принудительно доставить в горотдел.

На часах была половина четвертого, подозреваемый Сосо завел двигатель своих «Жигулей», когда в машину постучал его сосед по тамбуру – участковый Василий Полешник. Следом появились еще четверо сотрудников милиции, и на запястьях Сосо защелкнулись наручники.

 

Многофункциональные плоскогубцы...

 

Дальнейшее описано в шокирующих материалах уголовного дела, направленного в суд Кировской прокуратурой.

 – В горотделе предложили выбор – кражи барсеток, мобильников или магазины – взять на себя то, что у них не раскрыто, – вспоминает потерпевший. – На столе лежало несколько листов – и мне предлагали подписать. Я отказался. Тогда их старший, Колесников, говорит: «Ну раз у нас не выходит разговор... Мы тебе вставим дубинку в зад – и это сфотографируем. Сломаем тебе жизнь». Чухин захватил мне горло локтем, а Рыбак стал стаскивать штаны. Я укусил Чухина до крови. Он разозлился и говорит: «Сейчас я тебе зубы вырву». Открыл стол, достал многофункциональные плоскогубцы – такие, где есть и ножницы, и ножик, и открывашка... В это время в кабинете их было пятеро. К четверым, которые задерживали, присоединился один пэпээсник, а участковый вышел из кабинета.

 – Вот этот зуб мне пытался вырвать плоскогубцами опер Чухин, после того как я его укусил, – показывает Джанджгава. – Но я сжал челюсть, и ничего у него не вышло – разбил только десны.

Сосо утверждает, что в милиции ему сдавливали плоскогубцами пенис. Он несколько раз «отключался», и в чувства его возвращали, обливая водой. На голове у него разбили табурет, молотили дубинками по ягодицам и по лбу. И постоянно пили водку с пивом – во время этих измывательств...

 – Три часа мучили, а потом у них какое-то утреннее совещание, и ушли, оставив меня с Омельчуком. Чухин, выходя, сказал: «Клянусь, лично тебя изнасилую!» Ну я и думаю: «Как спасти честь?» Увидел на столе плоскогубцы, и пришла в голову мысль себя ранить.

 – Вот так – руками, закованными в наручники сзади, я и ударил себя этими плоскогубцами по почкам. – рассказывает Сосо. – А тут и участковый.

 – Единственный из подсудимых, кто согласился побеседовать с корреспондентом, – Василий Полешник.

 – Зачем он врет? За день до очной ставки он говорил мне, что не имеет ко мне претензий, а в ходе следствия изменил показания – видно, по просьбе прокуратуры. Он оказывал сопротивление. В материалах дела есть копия приговора в отношении его родственников, с которыми чистил квартиры. Я честно скажу: спал у себя в кабинете на столе (ночь был на дежурстве в группе). Дежурный звонит: поднимитесь на второй этаж. Поднимаюсь, вижу: этот себя колет ножницами. Я – ему: «Ты что делаешь?» А он: «Чем ехать в Прилуки – лучше зарэжусь».

По словам потерпевшего, ему отказывались вызвать «скорую» – требовали: «Сначала напиши, что на тебя напали в парке», но потом все-таки вызвали, и фельд-шер настояла на срочной госпитализации.

Кроме многочисленных ран и синяков по всему телу, медики зафиксировали черепно-мозговую травму, кровоподтеки на крайней плоти. Но самое страшное – перелом костей свода черепа и ушиб головного мозга – показала дальнейшая компьютерная томография.

 

В Прилуках «подвели»

 

15 сентября Джанджгаву конвоировали в Прилуки, но после беседы со следователем оказалось, что претензий к нему нет. Похоже, кировские милиционеры работали по принципу: «война все спишет». Присвоили 300 гривен, которые были у Сосо в кармане, и, как он рассказывает, смеясь, оставили ему трешку – «на пиво прилуцкому конвою». Как вытекает из материалов уголовного дела, трое из шестерых не побрезговали 30 гривнями, которые лежали на его мобильном счету (перевели на свои счета по десять гривен каждый). Рассчитывали, что Сосо осудят в Прилуках, однако коллеги не накопали достаточно материала. Более того – прежде чем везти задержанного в свій горотдел, поспешили освидетельствовать, дабы чужие побои не приняли за их грехи.

16 сентября Сосо отпустили. И из больницы в Броварах, где он лечился (говорит, боялся возвращаться в Кировское, чтобы не убили), пострадавший отправил жалобы всюду – начиная с секретариата президента и заканчивая генпрокурором.

Защитник Василия Полешника видит изъяны в уголовном деле. Постановление о приводе подозреваемого Джанджгава – один из его аргументов.

 – Позднее это постановление подменили другим: о приводе свидетеля, и в «деле о пытках» появилась дополнительная статья «незаконное задержание», – говорит адвокат Полешника – Александр Богатенков.

Второй аргумент: комплексная экспертиза пришла к выводу, что «перелом затылочной кости слева, выявленный при компьютерной томографии 27.11. 2006 г. при даче заключения не может учитываться, так как при судебно-медицинском освидетельствовании гражданина Джанджгавы 14.09.2006 (в день травмы) наличия каких-либо телесных повреждений на мягких тканях затылочной области не отмечено».

 – Перелом черепа мог быть и десятилетней давности – заявляет Полешник. – Слава! Вот что волнует прокуратуру. Громкое дело – шанс продвинуться по служебной лестнице прокурору города Кировское Щербакову. Племянник Сосо и еще один его родственник уже осуждены по делу о кражах. А почему Сосо из члена банды вдруг перевелся в разряд свидетелей? Прилукские, видно, испугались, чтобы тоже не оказаться в подсудимых, как мы, и решили – ну пошло у нас то дело в суд, а этот Сосо пускай гуляет. А между собой возмущаются, что Джанджгава не сидит.

 

Замарались «лучшие»

 

Все шестеро обвиняемых (возраст – от 25 до 42 лет) имеют высшее образование, женаты, воспитывают несовершеннолетних детей. Старшее звание – майор. Василий Полешник имеет правительственные награды. Среди них – «10 лет безупречной службы» и «Защитник Отчизны», многократно признавался лучшим участковым города Кировское. Адвокат Полешника обещает добиться оправдания для него.

Адвокат Джанджгавы – Сергей Салов подал исковое заявление, в котором попросил взыскать 100 тысяч гривен за моральный вред, причиненный Сосо. В исковом заявлении делается ударение на том, что действия обидчиков нарушали его половую неприкосновенность и носили унизительный характер. «Для меня, как для южного человека, очень важным является мое мужское достоинство» – подчеркнул истец.

В Кировском ГОВД не считают, что обвиняемые бросили тень на горотдел – ценных сотрудников с нетерпением ждут на работе. Один из адвокатов зачитал в суде ходатайство руководства милиции г.Кировское: отменить постановление следователя, который отстранил обвиняемых от служебных обязанностей. Лишь один из подсудимых предпочел уволиться из органов после скандальных событий. Как поговаривают – потому, что подвел товарищей. Дмитрия Омельчука оставили сторожить Сосо, а он уснул и прозевал, когда задержанный поранил себя плоскогубцами. А если бы не этот «досадный промах», возможно, Джанджгаве не пришлось бы вызывать «скорую», а значит – фиксировать следы издевательств...

Обвиняемые обратились к суду с ходатайством слушать дело коллегиально – тройкой судей, и эту просьбу удовлетворили.

 

 

 

25 октября 2007

«Донбасс»

 

 Поділитися