MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

29 апреля 2008 г. Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу Капланова против России (No 7653/02)

15.05.2008   
Пресс релиз Правозащитного Центра «Мемориал»

Напомним, Хадижат Капланова, 1930 года рождения, является гражданкой России, проживающей в Грозном, Чечня.

12 мая 2001 года около 20 вооруженных сотрудников федеральных силовых структур в камуфляжной форме и в масках ворвались в дом, принадлежащий ее семье. Они говорили на русском языке без акцента.  В доме на тот момент находились сын заявительницы Иса Капланов, ее зять Руслан Садулаев и их сосед Мовсар Муситов. Представители силовых структур провели обыск в доме, не предъявив ордера.

После обыска силовики задержали Ису Капланова, Руслана Садулаева и Мовсара Муситова, посадили их в машину и увезли в направлении центра Грозного. При этом они пообещали дочери заявительницы, что после проверки личности задержанные будут отпущены. По пути следования автомашины с задержанными находился контрольно-пропускной пункт федеральных войск, но машина не была остановлена на нем.

По заявлению освобожденного Мовсара Муситова, троих задержанных доставили в Старопромысловский  временный отдел внутренних дел г. Грозного, где они были допрошены. Лица, проводившие допрос, не представились и не пояснили, какое они представляют ведомство. Троим задержанным сказали, что их обвиняют в нанесении оскорбления представителям федеральных сил на Старопромысовском военном блокпосте. Задержанные провели ночь в камере.

13 мая 2001 года Иса Капланов и Руслан Садулаев были увезены из Старопромысловского временного отдела внутренних дел на машине марки УАЗ. Мовсар Муситов был отпущен. Местонахождение Исы Капланова и Руслана Садулаева неизвестно до сегодняшнего дня.

Заявительница обращалась с ходатайствами о проведении расследования похищения ее родных в Прокуратуру г. Грозного и в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации, но смогла получить информацию только о том, что проведенным расследованием установить лиц, совершивших преступление, а также местонахождение Капланова и Садулаева не представилось возможным. Предварительное следствие по уголовному делу неоднократно приостанавливалось в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, и возобновлялось.

По информации из Меморандума Правительства Российской Федерации,  28 декабря 2004 г. производство по уголовному делу было передано для дальнейшего расследования в Военную прокуратуру Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций в Северно-Кавказском регионе РФ, поскольку следствием были получены данные о возможной причастности к совершению указанного преступления представителей федеральных сил. После этого следствие снова несколько раз приостанавливалось и возобновлялось.

Заявительница также обжаловала бездействие Прокуратуры в районный суд г. Грозного и в Верховный Суд Чеченской Республики. 8 сентября 2004 года Верховный Суд Чеченской Республики отметил, что причастность представителей федеральных сил к задержанию и последующему исчезновению Исы Кавланова и Руслана Садулаева была установлена, и поэтому расследование дела относится к компетенции Военной прокуратуры. Дело было передано в Военную прокуратуру, которая не смогла найти похитителей и не предоставила заявительнице адекватной информации о проведенном расследовании. 

22 января 2002 года Правозащитный Центр Мемориал и Европейский Центр Защиты Прав Человека (EHRAC) подали жалобу от имени заявительницы в Европейский Суд по правам человека. Жалоба касалась нарушений в отношении родных заявительницы права на жизнь, гарантированного статьей 2 Европейской Конвенции о Правах Человека, права не подвергаться произвольному аресту, гарантированного статьей 5 Конвенции, а также права на эффективное средство правовой защиты в отношении вышеперечисленных нарушений, гарантированного статьей 13 Конвенции.

В сегодняшнем решении Европейский Суд по Правам Человека признал нарушение статьи 2 Конвенции (Право на жизнь) и признал Российскую Федерацию ответственной в смерти Исы Капланова и Руслана Садулаева. Суд также признал нарушение Российской Федерацией ее процессуальных обязательств по статье 2 Конвенции, т.е обязательство эффективно расследовать смерть.

Суд далее признал нарушение статьи 5 Конвенции (Право на свободу и личную неприкосновенность) и признал Российскую Федерацию ответственной за незаконное и непризнанное Российской стороной заключение и удержание под стражей Исы Капланова и Руслана Садулаева.

Суд далее признал ответственной Российскую Федерацию за нарушение статьи 13 Конвенции (Право на эффективное средство правовой защиты) только  в связи со статьей 2 Конвенции. В отношении нарушения статьи 13 в связи со статьей 5 Суд, сославшись на более ранние прецеденты, заявил, что гарантии установленные в ст. 5 (4) и (5) поглощают требования статьи 13 и в связи с этим, в данном деле не требуется отдельного рассмотрения нарушения статьи 13 в связи со статьей  5 Конвенции.

В связи с отказом Российской стороной передать материалы уголовного дела по многочисленным запросам Суда, Суд признал Российскую Федерацию ответственной за несоблюдение обязательства сотрудничать, которое закреплено в статье 38 (1) (а) Конвенции.

Российская Федерация обязана выплатить в качестве материальной компенсации потерпевшей стороне 2 000 Евро и 70 000 Евро в качестве морального ущерба. Суд также присудил возмещение расходов, связанных с представлением дела юристам Мемориала и  Европейского Центра по Защите Прав Человека.

К сожалению, Суд в очередной раз отказал требованиям заявительницы о проведении эффективного расследования в отношении «исчезновений»  Исы Капланова и Руслана Садулаева. Суд в частности сослался на то, что проведенное государством расследование уже с самого начала было неэффективным и было подорвано, и что на данный момент ситуация, существовавшая до совершения вышеуказанных нарушений,  вряд ли уже может быть воспроизведена заново.

В данных обстоятельствах, учитывая заявления Российского правительства о том, что оно до сих пор проводит расследование по настоящему делу, Суд оставил выбор того, как исполнить обязательства по статье 46 Конвенции (Исполнение постановлений Суда) на усмотрение государства ответчика.

 

 

 

 Поділитися