MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Страх перед чужим или чужой страх?

28.05.2008    джерело: www.objectiv.tv
Татьяна Винокурова
Волна ксенофобских настроений приближается. Если раньше иностранцы, проживающие в Харькове, говорили: «Хорошо, что у нас не Питер или Воронеж», то последнее время все чаще произносят: «Хорошо, что у нас не Киев».

Недавно, возвращаясь домой, в арке возле метро «Пушкинская» увидела надпись «Пам’ятай, чужинець, тут панує українець». И тут же вспомнились резонансные события в столице: убийства африканцев. И еще пришли на ум результаты социологического исследования, показавшие, что уровень ксенофобии среди украинских граждан довольно-таки высок. Осталось выяснить, что же происходит в родном Харькове.

Волна ксенофобских настроений приближается. Если раньше иностранцы, проживающие в Харькове, говорили: «Хорошо, что у нас не Питер или Воронеж», то последнее время все чаще произносят: «Хорошо, что у нас не Киев».

– Я, допустим, похожа на украинку, – говорит студентка из Армении Арминэ Яралян. – Но мой парень – китаец, я всегда переживаю, когда он один поздно возвращается. Боюсь представить, что будет 20 апреля, на день рождения Гитлера.

Иностранцев в Украине становится все больше и больше. В одном только Харькове зарегистрирована 31 тысяча человек. Каждый третий – студент. В прошлом году появился даже специальный отдел уголовного розыска, сотрудники которого занимаются иностранными гражданами – как нарушителями, так и потерпевшими. Причем первых, сообщает начальник отдела УУР ГУ МВД Украины в Харьковской области Сергей Клименко, значительно больше (56 против 8 за первые три месяца 2008 г.). Но убийство за время существования отдела было зафиксировано только один раз, и то на бытовой почве: гражданина Судана ударил ножом родственник его жены-украинки.

Расизм остается

Сергей Клименко не видит в Харькове ничего опасного для иностранцев. Идет тенденция к снижению числа преступлений. Тем не менее, в обычно толерантном городе встречаются и отнюдь не гостеприимные граждане, поэтому иностранцам иногда приходится сталкиваться с расизмом. Лидер африканского землячества Ивон-Кристиан Эленга рассказывает о последнем случае, произошедшем три недели назад.

– Пытались напасть на гражданина Нигерии. За ним шли молодые люди, шесть или семь человек, и начали говорить: черномазый, иди сюда, что ты тут делаешь и другие неприятные вещи. Слава Богу, он сообразил и зашел в супермаркет. Те за ним. Тогда он встал возле кассы. Пришли охранники и пообещали вызвать милицию. Те молодые люди постояли, пооскорбляли, потом ушли.

Осудить именно за проявление расизма невозможно. Даже если иностранца избили или ранили, высказываясь при этом в духе ку-клукс-клана, злоумышленникам уготована статья лишь за нанесение телесных повреждений (в зависимости от тяжести).

– Как доказать? Слова иностранца, который говорит, что на него напали, кричали: ах ты, такой, чего ты сюда приехал. И слова бандита, которого потом задержали: я увидел у него дорогой мобильный и решил забрать; а иностранец он или нет, меня меньше всего интересовало. Как правило, у нас все таким образом и заканчивается, – констатирует представитель УМВД Сергей Клименко.

В прошлом году на нескольких африканцев напали с ножами. Жертв тогда тоже удалось избежать: один из парней случайно ударил своего. Их арестовали. В милиции они не скрывали, что против иностранцев. Но дело закончилось тем, рассказывает Кристиан, что его земляков вызвали и попросили написать, что у них нет никаких претензий. Многие иностранцы разочаровались в правоохранительных органах.

– Да зачем обращаться в милицию, смысла нет! – говорит Кристиан. – Милиция может сказать: давайте как-то разберемся по-хорошему, чтобы не было проблем. Они только документы у иностранцев спрашивают и больше ничего! Редко бывает, чтобы в чем-то конкретно помогали.

На смену скинхедам

Традиционно повод для паники среди иностранцев – это скинхеды. Сергей Клименко заявляет: в Харькове их нет. Есть отдельные личности, которые внешне напоминают скинхедов, но об организованном движении речь не идет.

Зато активизировались другие так называемые «патриоты». С недавнего времени возле общежитий, где проживают иностранные студенты, они устраивают факельные шествия (формат сам по себе уже вызывает ассоциации) с криками «Іноземці, геть додому!» и «Кращі гуртожитки – українським студентам». Кстати, по поводу общежитий: доводилось бывать в нескольких таких жилищах – все, как и везде. В некоторых комнатах даже стульев нет. Зато платят иностранцы в два, а то и в три раза больше.

Президент городской общественной организации иностранных студентов и граждан Карими Патша рассказывает: после первой «акции» студенты были в шоке.

– Многие звонили в свои посольства. Я их предупредил, чтобы вечером не выходили на улицу и чтобы ни с кем никаких скандалов не было. На митинге раздавали бумаги, там говорилось, что иностранцы несут болезни, наркотики, что они биологически другие, – много оскорбительных слов.

Разжигание межнациональной розни – статья прокурорская. Главный специалист горсовета по работе с иностранными гражданами и студентами Борис Бутырин говорит, что после первых двух акций они обращались к сотрудникам прокуратуры. Те сказали, что есть некоторые признаки, но состава преступления не обнаружили.

«Патриоты» действуют в рамках закона. Пока. Конечная цель, рассказал «Объектив-но» их лидер Андрей Билецкий, – чтобы иностранцев не было в Украине вообще. Да и не только их: претензий нет только к «белой расе», в которую даже не все европейцы попадают. Что идеология близка фашизму и национал-социализму, подтверждает. Кстати, организация официально зарегистрирована в Минюсте.

– В інтересах нації я не можу поділяти всіх іноземців на хороших і поганих, – говорит Андрей, – тому що кожний тоді скаже: та я ж хороший. Нам не потрібні ці ліберальні соплі про дітей, роботу, важку долю біженців і так далі.

Затишье. Что дальше?

Карими Патша, как и представители властей, верит в силу просвещения, – просто нужно рассказать молодым людям о тех, кто живет рядом. Тогда маленькая группа не разрастется, считают они. Впрочем, отмечает Борис Бутырин, иностранцы уже относятся к таким акциям по-философски. Понимают, что их организаторам нужен скандал и реклама.

– Что очень порадовало, – говорит Борис Бутырин, – если в прошлом году иностранцы как-то выглядывали в окна и обращали внимание на это шествие, то в этом году против идущих было два выкрика из окон – и то, кричали наши, украинские девушки.

Самим харьковчанам может показаться, что все происходящее их не касается. Но чем может обернуться позиция «хата-с-краю», показала история в лице немецкого священника Немеллера, жившего во времена гитлеровской власти: «Когда пришли за коммунистами, я промолчал, потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, за меня уже некому было вступиться».

 

Дивись також:

В Харькове прошло очередное факельное шествие «Патриотов Украины»

 Поділитися