MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Верховный суд отменил выдачу беженца в Узбекистан

31.05.2008    джерело: www.refugee.ru
Напомним, что после того, как Тульский областной суд отклонил жалобу на решение об экстрадиции, представители Курбанова обратились в Европейский Суд по правам человека, который 22 апреля принял решение о приостановке его выдачи в Узбекистан

  28 мая 2008 г. в Верховном Суде РФ состоялось рассмотрение кассационных жалоб гражданина Узбекистана Дилшода Курбанова и его адвоката на решение Тульского областного суда, отклонившего в апреле их жалобы на постановление Генпрокуратуры РФ о выдаче Курбанова в Узбекистан для уголовного преследования.

Судебная коллегия в составе председательствующей Г.Н.Истоминой, судей С.А.Ворожцова и В.П.Степанова постановила решение Тульского областного суда отменить, производство по экстрадиционному делу прекратить и освободить Курбанова из-под стражи.

Напомним, что Дилшод Курбанов был задержан в Тульской области год назад - 30 мая 2007 г., - в связи с розыском, объявленным в отношении него узбекскими правоохранительными органами.

В июне 2007 г. он направил из СИЗО в Управление ФМС по Тульской области ходатайство о признании его беженцем на территории РФ, обоснованное тем, что  в Узбекистане ему инкриминируется участие в запрещенных исламских организациях и движениях, причастность к которым он категорически отрицает.

Только в январе 2008 г., после вмешательства ФМС России, удалось добиться принятия его ходатайства к рассмотрению по существу.

Тогда же, 22 января, Дилшод был ознакомлен с уведомлением о принятии Генпрокуратурой РФ решения о его выдаче за «посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан» (ст. 159 УК РУз) и «изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку» (ст.244-1 УК РУз), которое было вынесено почти месяцем ранее - еще 26 декабря 2007 г. 

Необходимо отметить, что эти статьи УК РУз входят в «традиционный набор» обвинений, которые предъявляют в Узбекистане мусульманам, преследуемым за религиозные убеждения. Систематическое применение пыток в этой стране к таким обвиняемым и осужденным неоднократно отмечалось как в докладах и резолюциях ООН, так и крупнейшими международными правозащитными организациями.

Тем не менее, российская Генпрокуратура проигнорировала нормы Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции ООН против пыток, которые устанавливают абсолютный запрет на выдачу лиц в страны, где они могут стать жертвами пыток.

Кроме того, постановление об экстрадиции было вынесено в нарушение Закона РФ «О беженцах» и Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженцев», т.к. Курбанов на момент его принятия находился в процедуре определения статуса беженца и не исчерпал еще своего права на обжалование отказа в его предоставлении - оно не исчерпано и на сегодняшний день. Принудительное возвращение таких лиц в страну исхода категорически запрещено и российским, и международным правом.

В течение двух месяцев – с февраля по апрель, - Тульский областной суд неоднократно откладывал рассмотрение жалоб Курбанова и его адвоката на постановление об экстрадиции, поторапливая тульскую миграционную службу с вынесением решения по его ходатайству о предоставлении статуса беженца. 9 апреля 2008 г. УФМС по Тульской области отказало в удовлетворении ходатайства, несмотря на заключение представительства УВКБ ООН в России о соответствии обстоятельств Курбанова критериям понятия «беженец». В мае адвокат Дилшода обжаловал в судебном порядке указанное решение миграционной службы.

После того, как Тульский областной суд отклонил жалобу на решение об экстрадиции, представители Курбанова обратились в Европейский Суд по правам человека, который 22 апреля 2008 г.  принял решение о приостановке его выдачи в Узбекистан.

 Сложно сказать, каким оказался бы исход рассмотрения дела в Верховном Суде России, если бы не Страсбург. Вполне вероятно, что сыграло роль и недавнее решение Европейского Суда по делу «ивановских узбеков», на которое также ссылались защитники Курбанова: в нем констатированы и систематическая практика применения пыток в Узбекистане, и неубедительность официальных заверений узбекской стороны о соблюдении в отношении заключенных международных правовых норм, которыми сопровождается каждый узбекский запрос об экстрадиции.

  Елена Рябинина,

Комитет «Гражданское содействие»

 Поділитися