MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Подібні статті

Крим: ФСБ прийшла з обшуком до мечеті та затримала імама Рустема АбілєваКороткий опис справ, що розглядалися Центром стратегічного захисту ХПГ у другій половині 2018 рокуБезпека в Україні жертв переслідувань авторитарними режимами країн колишнього СРСРКороткий опис справ, що розглядалися Центром стратегічного захисту (ЦСЗ) ХПГ у першій половині 2018 рокуКороткий опис справ, що розглядалися Центром стратегічного захисту (ЦСЗ) ХПГ у 2017 роціКороткий опис справ, що розглядалися Центром стратегічного захисту (ЦСЗ) ХПГ у першій половині 2017 рокуСлужба безпеки України та права людиниРосійські та міжнародні некомерційні організації виступили на підтримку Валентини ЧереватенкоИНШИ - 2Пределы возможного в международных отношениях в контексте “братской дружбы”Заявление по ситуации в БеларусиВся правда о борьбе с нелегальной миграцией в Украине. Цифры и фактыСпецслужбы РФ пытаются воспрепятствовать рассекречиванию архивов других стран?Украинская трансплантология: руки и деньги есть, мозгов и совести нетЕвропейский суд обязал Россию найти Муминова и выплатить ему компенсациюВызовы и угрозы свободе слова в современном миреСобытия в Киргизии глазами правозащитникаПроект Конституции Украины – 2010 (с постатейными комментариями)Российская юстиция как инструмент политических репрессииМустафа Джемилев: Проблемы и перспективы стабильности в Крыму

РФ: Новое дело о политически мотивированной экстрадиции в Узбекистан

24.11.2008   
Елена Рябинина
15 ноября 2008 г. в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) по поручению узбекской стороны о розыске был задержан выходец из Узбекистана Бахтиержон Умаров, незадолго до этого принявший российское гражданство

15 ноября 2008 г. в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) по поручению узбекской стороны о розыске был задержан выходец из Узбекистана Бахтиержон Умаров, 1974 г.р, незадолго до этого принявший российское гражданство. 21 ноября об этом сообщил сайт «Islam-news» со ссылкой на «Мемориал» (http://islamnews.ru/index.php?name=News&op=view&sid=15863).

В стране происхождения Умарову инкриминируют посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан (ст. 159 ч.3 УК РУз), изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку (ст. 244-1 ч. 3 УК РУз) и создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях (ст. 244-2 ч. 1 УК Руз).

Эти три статьи входят в традиционный для Узбекистана «набор» обвинений, которые предъявляются мусульманам, преследуемым за религиозные убеждения. В частности, узбекская сторона вменяет Умарову участие в деятельности запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир» в 1999-2002 г.г.

Здесь необходимо отметить, что в России организация  «Хизб ут-Тахрир» была запрещена только в 2003 г. Таким образом, независимо от степени обоснованности этих обвинений, в указанный период времени участие в ней не было уголовно наказуемым по российскому законодательству.

Бахтиержон Умаров – уроженец г. Корасув Андижанской области, – с 2002 года проживает в Улан-Удэ, куда он приехал на заработки. За прошедшие 6 лет он заслужил уважение и авторитет среди местных единоверцев и стал имамом местной мусульманской общины. В нынешнем году он принял гражданство РФ и 11 июля получил российский паспорт. В процессе своей натурализации в России Бахтиержон, в соответствии с законодательством, предоставил в компетентные органы РФ справку об отсутствии судимости и уголовного преследования на родине – она была выдана ему 30.05.2005 г. УВД Андижанской области, – и отказался от узбекского гражданства.

Далее события развивались следующим образом:

10 сентября 2008 г. инспектор Управления ФМС по Республике Бурятия О.П.Медведева изъяла паспорт Умарова, как якобы выданный  с нарушениями. В УФМС Умарову пояснили, что нарушение заключалось в том, что выдача ему российского паспорта не была санкционирована управлением ФСБ по РБ.

13 сентября 2008 г. Андижанское областное управление Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана предъявило Умарову упомянутые выше обвинения и объявило его в розыск в связи с тем, что он «скрывается от следствия и его местонахождение неизвестно». В тот же день председателем Андижанского городского суда было вынесено определение об избрании обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу.

15 ноября 2008 г. Умаров был задержан в г. Улан-Удэ и помещен в ИВС-1 МВД Республики Бурятия. Основанием для этого послужили полученные из Узбекистана факсом документы о его розыске и заключении под стражу. Причем, как выяснил в тот же день адвокат Умарова, Владимир Буранов, прокуратуру о задержании его подзащитного милиционеры не уведомили – там узнали об этом только от адвоката.

17 ноября 2008 г. прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ А.В.Шевченко вынес постановление о заключении Умарова под стражу на 6 месяцев для обеспечения последующей экстрадиции в Узбекистан. Небезынтересно отметить, что в этом документе Умаров назван гражданином Узбекистана, хотя, как указывалось выше, он отказался от узбекского гражданства, принимая российское.

Эта последовательность событий не может не вызвать вопроса о том, что же именно послужило причиной уголовного преследования Умарова в Узбекистане, возбужденного через 6 лет после того, как он покинул страну.

Представляется, что одна из версий вполне может быть связана со строительством мечети в г. Улан-Удэ. Средства на ее постройку были собраны мусульманами Бурятии, не имевшими своего храма. Как сообщили Комитету «Гражданское содействие» представители местной общины, возведение мечети в городе вызывало недовольство спецслужб, которые проявляли интерес к источникам его финансирования и неоднократно опрашивали мусульман, задавая им провокационные вопросы.

Не исключено, что местное управление ФСБ изыскало способ аннулировать российское гражданство имама будущей мечети Бахтиержона Умарова и избавиться от него с помощью узбекских коллег. Для этого вполне достаточно было бы «по-дружески» поинтересоваться у сотрудников Андижанского управления СНБ причинами отсутствия претензий к их верующему земляку, после чего эти претензии естественным образом и появились. Здесь следует отметить, что незадолго до ареста Умарова – в начале ноября текущего года, - строительство мечети было приостановлено из-за недостатка собранных ранее средств.

Напомним, что Бахтиержон Умаров – далеко не первый выходец из Узбекистана, чье российское гражданство аннулируется для устранения препятствий к экстрадиции в страну происхождения (подробнее об этом см. приложения к материалу «Шанхайская шестерка» и высылка беженцев» на портале «Права человека в России», http://hro1.org/node/2933).

В 2005 г. эта процедура была проделана в отношении Алишера Усманова, похищенного из Казани и впоследствии осужденного в Узбекистане на 8 лет лишения свободы.

В том же году Хатам Хаджиматов, задержанный в г. Иваново вместе с 13 земляками, аналогичным образом лишился гражданства РФ и только благодаря удачному стечению обстоятельств не разделил судьбу остальных «ивановских узбеков». После 20-месячного содержания под стражей в Ивановском СИЗО они до сих пор не могут выехать из России в страну, предоставившую им убежище.

В 2007 г. из Тюмени вопреки указанию Европейского Суда выслали Абдугани Камалиева (Турсинова), чей российский паспорт был ранее признан недействительным. Позднее  Камалиев был осужден в Узбекистане на 11 лет лишения свободы.

И уже в ноябре текущего года Страсбург приостановил экстрадицию Абдуллажона Исакова, который более 8 месяцев содержится в СИЗО г. Тюмени и с помощью адвоката оспаривает признание своего российского паспорта полученным незаконно (подробнее об этом см. пресс-релиз Комитета «Гражданское содействие» от 14.11.2008 г.).

Елена Рябинина,

руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии

Комитета «Гражданское содействие»

 Поділитися