MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Россия: суд оставил в силе решение об аресте правозащитника Алексея Соколова

08.06.2009    джерело: www.hro.org
"Это расправа над человеком, который почему-то вдруг почувствовал, что у нас можно безнаказанно влезать в дела силовиков и ставить их под контроль" (Генри Резник)

Свердловский облсуд 3 июня принял решение оставить в силе решение районного суда об аресте правозащитника Алексея Соколова, задержанного 13 мая по подозрению в разбое. Окончания расследования арестованный будет дожидаться в СИЗО.

Алексею Соколову инкриминируют участие в разбойном нападении на предприятие "Уралтермосвар" в городе Богданович Свердловской области. В мае 2004 года с территории этого предприятия были похищены сварочные аппараты и цветной металл. А спустя пять лет, в мае нынешнего года, двое осужденных, отбывающих наказание за другие преступления, написали явки с повинной и указали Алексея Соколова как своего соучастника. Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга санкционировал арест правозащитника. Защита обжаловала решение райсуда, но сегодня в удовлетворении кассационной жалобы отказано.

Интересы Алексея Соколова в этом процессе представляли сразу четыре защитника, в том числе известный московский адвокат, член комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Генри Резник. Он специально прилетел в Екатеринбург из столицы и работал практически бесплатно: по заключенному договору, за защиту Алексея Соколова получил гонорар в один рубль.

Генри Резник сказал Радио Свобода:

– У меня сложилось стойкое впечатление, что мы имеем дело с заказным делом. Это расправа над человеком, который почему-то вдруг почувствовал, что у нас можно безнаказанно влезать в дела силовиков и ставить их под контроль...

Адвокат назвал постановление об аресте Соколова незаконным. И посетовал, что суд фактически действует "в одной упряжке с оперативными органами, органами предварительного следствия"...

Сам Алексей Соколов на сегодняшнем процессе не присутствовал. Не была организована и видеотрансляция из следственного изолятора. Впрочем, и представители прокуратуры также не явились на процесс.

Алексей Соколов - руководитель общественной организации "Правовая основа", член свердловской областной "Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания". Такие комиссии созданы в российских регионах в соответствии с принятым год назад федеральным законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Кандидатуры в эти комиссии предлагают общественные объединения, но персональный состав каждой утверждает Общественная палата РФ.

Члены региональных наблюдательных комиссий вправе посещать места заключения. Материалы по итогам этих посещений должны направляться Уполномоченному по правам человека, в Общественную палату РФ, предоставляться общественным объединениям, средствам массовой информации, органам исполнительной власти и т.д.

Свердловская Общественная наблюдательная комиссия была создана около полугода назад и за прошедшее время успела проверить около десяти исправительных учреждений. В интервью, которое Алексей Соколов дал два месяца назад Радио Свобода, он рассказывал о ситуации с нарушением прав заключенных: неоказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, плохое снабжение продуктами питания, перенаселенность камер.

Среди расследований, в которых участвовал Алексей Соколов, - история в Копейской колонии, где 31 мая 2008 года были убиты четверо заключенных. Он также был в числе инициаторов проведения независимого расследования причин трагедии в дискотеке "Голливуд" в Первоуральске, которая случилась 21 марта нынешнего года. По мнению правозащитников, которое они огласили на пресс-конференции в конце апреля, милиция, обязанная охранять общественный порядок, халатно отнеслась к своим обязанностям.

3 июня в Москве у Генпрокуратуры прошел пикет в поддержку Алексея Соколова. Его организаторами выступили руководитель общественного движения "За права человека" Лев Пономарев и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Людмила Алексеева отмечает, что это - первый в России случай ареста члена общественной комиссии по наблюдению за правами заключенных. Правозащитники рассматривают "дело Соколова" как попытку оказать давление на независимых наблюдателей.

Участники пикета передали в приемную Генпрокуратуры обращение к главе ведомства Юрию Чайке с призывом провести проверку по факту возбуждения уголовного дела и ареста правозащитника Соколова.

 

Amnesty International в защиту арестованного Алексея Соколова

 

Amnesty International выпустила акцию срочной помощи в защиту Алексея Соколова. Текст акции представлен ниже. Активистам Amnesty International во всех странах, кроме России, предлагается отправлять письма с обращениями следующим адресатам: Генеральному прокурору Российской Федерации, Прокурору Свердловской области, в Управление внутренних дел г. Екатеринбурга, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

В целях соблюдения принципа международной солидарности, гарантии непредвзятости активистов в правозащитной деятельности и обеспечения их личной безопасности, возможность работать по своей стране ограничена: члены AI проводят акции в защиту жертв нарушений прав человека в других странах.

 

* * *

Правозащитнику Алексею Соколову, которого задержали 13 мая, грозят пытки и другие формы жестокого обращения

Алексей Соколов возглавляет организацию «Правовая основа», которая выступает против пыток и других форм жестокого обращения с людьми, находящимися в российских тюрьмах и местах содержания под стражей. Его задержали на улице, рядом с собственной квартирой в городе Екатеринбурге; в момент задержания с ним находилась его двухлетняя дочь. Сотрудники милиции в штатском забрали у него девочку, опустили её на землю и позвонили по домофону в дверь его квартиры. Ответившей на звонок жене они велели спуститься и забрать ребёнка. Когда женщина выбежала из подъезда, она обнаружила рядом с дверью девочку; к этому моменту милиционеры уже втолкнули Алексея Соколова в машину и собирались уезжать.

Милиция задержала его по подозрению в участии в грабеже, произошедшем в 2004 году. Расследование этого дела несколько раз прекращалось в связи с невозможностью установить лиц, подлежащих привлечению в качестве подозреваемых. Двадцать третьего апреля 2009 года следствие было открыто вновь: по словам представителей милиции, один из подозреваемых, уже находившийся в тюрьме за совершение другого преступления, сознался, что пошёл на грабёж вместе с Алексеем Соколовым.

Алексей Соколов сообщил своему адвокату, что во время пребывания под стражей милиционеры угрожали ему. Ему было сказано, что, хотя они «не могут его бить, они знают, как его пытать». При этом они говорили: «Ты думал, что можешь нас контролировать, но милицию никто контролировать не может. Вот ты и допрыгался, правозащитник». Его адвокат сообщил представителям Amnesty International, что милиционеры использовали наручники, чтобы причинять ему боль. Адвокат сам видел на запястьях Соколова следы от наручников.

Как подозреваемый в совершении преступления, Алексей Соколов может быть задержан без предъявления обвинений на срок до 10 суток. Постановление о том, что Соколов является подозреваемым, судья вынес 14 мая. При этом судья отметил, что, будучи членом общественной комиссии по надзору за местами содержания под стражей, Алексей Соколов мог воспользоваться своим статусом, который позволяет ему посещать задержанных, чтобы повлиять на них (включая второго подозреваемого в грабеже) в ходе следствия по делу. В частности, он мог убедить второго подозреваемого отказаться от своих показаний, в которых тот заявил о причастности Алексея Соколова к грабежу.

Алексей Соколов выразил опасения, что милиционеры могут оказать на него давление с целью добиться «признания». В своей работе Соколов неоднократно сталкивался с тем, что задержанных пытали или жестоко обращались с ними, чтобы заставить их сознаться в совершении преступления, и он полагает, что милиция может проделать то же самое и с ним.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Amnesty International знакома с Алексеем Соколовым уже несколько лет и совместно выступала против различных нарушений прав человека.

Алексей Соколов неоднократно расследовал случаи пыток и жестокого обращения с задержанными, насильственные действия со стороны милиции и факты смерти в местах содержания под стражей. В 2006 году он распространил фильм о пытках и других формах жестокого обращения в исправительной колонии ИК-2 в Екатеринбурге. Часть территории колонии использовалась в качестве изолятора временного содержания арестованных, где людей, судя по фильму, пытали. Фильм вызвал большой общественный резонанс, как в России, так и за рубежом, в результате чего изолятор временного содержания закрыли. Благодаря деятельности «Правовой основы» были начаты расследования в отношении ряда милиционеров и сотрудников колонии по обвинениям в совершении различных преступлений, включая применение пыток с целью выбить признание.

Алексей Соколов и ранее подвергался нападениям и запугиванию. Второго августа 2006 года сотрудники милиции провели обыск в его квартире, где, по их словам, хранились краденые вещи. Однако они изъяли материалы по делам, которые Алексей Соколов готовил для Европейского суда по правам человека, переписку с заключёнными, копии документов, касающихся расследований по заявлениям о нарушении прав человека. Кроме того, милиционеры конфисковали телевизор, компьютер и детские игрушки.

10 июня 2008 года Алексея Соколова забросали яйцами во время пресс-конференции, которую он проводил вместе с правозащитниками Львом Пономарёвым и Людмилой Алексеевой, посвящённой смерти заключённых в исправительной колонии 31 мая. В январе 2009 года в связи с этим делом нескольких сотрудников службы исполнения наказаний обвинили в превышении должностных полномочий.

Жена Алексея Соколова сообщила представителям Amnesty International, что её мужу неоднократно угрожали и требовали, чтобы он прекратил свою работу.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ: как можно скорее направьте обращение на русском, английском или своём родном языке:

- призвав власти обезопасить Алексея Соколова от пыток и других форм жестокого обращения;
- призвав власти немедленно освободить его либо предъявить ему обвинения в совершении конкретного уголовного преступления и своевременно заслушать его дело с соблюдением норм справедливого судебного разбирательства;
- призвав власти продемонстрировать уважение к законной деятельности правозащитников и проследить за тем, чтобы они могли свободно работать, не опасаясь последствий.

ОБРАЩЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМ АДРЕСАТАМ:
Генеральному прокурору Российской Федерации, Прокурору Свердловской области, в Управление внутренних дел г. Екатеринбурга, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

 

 Поділитися