MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Сергей Ковалев: этот судебный процесс – позорный!

20.02.2010    джерело: www.hro.org
Сергей Ковалев
Инициаторы выставки "Запретное искусство" имели весьма благие, более того - очень правильные намерения, были склонны разрешать действительно острую и актуальную проблему нашего общественного развития – вопрос о возвращении цензуры, церковной цензуры, и следовательно, проблему очень опасного упрямого стремления патриархии РПЦ занять некоторую государственную позицию.

Клерикализация светского государства - очень острая и опасная проблема. Это стремление нашей высшей церковной иерархии к клерикализации, к внедрению церкви в государственную власть, это антихристианское стремление. Христиане должны помнить слова Христа: "Царствие мое не от мира сего". Их же царствие – еще как от мира сего. Таким образом, проблема, которую старалась поднять выставка "Запретное искусство", – острая и общественно важная.

При этом я был и остаюсь критиком этой выставки. Я полагаю, что никакого кощунства в этой выставке не было и нет, но каждый должен заниматься своим делом. Вопрос о цензуре и о клерикализме - вопрос для Сахаровского центра важный, это его проблема, а вот организация художественных выставок - не его дело. Это позорное судилище, которое сейчас происходит, как дважды два можно было заранее предвидеть, и провоцировать этот суд не надлежало.

Надлежало – остро обсуждать эту проблему на специально организованных конференциях, как это и полагается общественному центру, где могли бы быть представлены и доводы деятелей современного искусства. Не наше, Сахаровского центра, дело – решать, кто подвергся цензуре, а кто не подвергся, и кто прав из устроителей разнообразных выставок.

На самом деле, эта выставка – это ведь собрание отвергнутых картин, и такое собрание имеет смысл только тогда, когда оно организовано авторитетными ценителями этого современного искусства – искусствоведами и художниками. Не дело это Сахаровского общественного центра - вмешиваться в споры художников и искусствоведов между собой.

А отвергать цензуру – наше дело, предоставить слово тем, кто считает, что в деятельности официальных выставкомов имела место цензура – это наше дело, так же как и предоставить право выставкомам опровергать эти утверждения. Кто такой Юрий Самодуров, чтобы решать этот вопрос? Никто из диссидентов, включая и самого Сахарова, не имел отношения к знаменитой бульдозерной выставке. Наше дело – дать оценку таким вещам, а не устраивать выставки.

Что до судебного процесса - он позорный. Наша власть, включая высшую, роняет престиж России так, что не знаю, можно ли уронить ниже. Это антиконституционное действо. Ни эта выставка, ни предшествующая выставка "Осторожно, религия!" не были антирелигиозными, тем более антиправославными. При чем здесь православие? Другие религии не возмутились – только наша, рвущаяся в государственную власть иерархия православной церкви.

Наша патриархия – не христианская. Писание надо читать нашим церковным руководителям. Многие из авторов картин, представленных на выставках, воцерковленные люди. Даже если бы выставка была организована воинствующими атеистами, то и тогда она бы не была вне закона. Разумеется, это право ограничено законом – нельзя эту выставку организовать на паперти храма, так же как религиозную выставку нельзя организовать в государственном органе власти или в других местах, строго отделенных от религиозной направленности.

Вспомним: церковь отделена от государства. Так что устроить уголовный суд по такому поводу – нет более мощного способа для антироссийской пропаганды. Если этому государству захотелось спустить штаны и предстать с голой задницей перед всем миром – надо устроить такой суд [1].

Источник: блог "Граней"

19.02.2010

 Поділитися