MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Единая Россия : до пяти лет за фальсификацию истории

01.04.2010    джерело: www.bbc.co.uk

"Единая Россия" подготовила новую редакцию законопроекта об уголовной ответственности за "реабилитацию нацизма" и пересмотр итогов Второй мировой войны.

В законопроекте, первую редакцию которого правительство отклонило, учтены все замечания кабинета министров, сказал bbcrussian.com представитель государственно-патриотического клуба правящей партии Олег Жданов.

Как ожидается, документ будет внесен в Госдуму на следующей неделе.

В пояснительной записке к законопроекту, поступившей в распоряжение Би-би-си, предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей.

Согласно этой статье, "одобрение или отрицание установленных приговором Нюрнбергского трибунала преступлений нацизма против мира и безопасности человечества, совершенные публично, наказываются штрафом в размере до 300 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до трех лет".

За те же оценки, распространенные с использованием служебного положения или СМИ, предполагается штраф в размере до 500 тыс. рублей или заключение на срок до пяти лет.

Авторы законопроекта доработали документ в преддверии 65-летия Победы.

Российские историки неоднозначно оценивают инициативу депутатов: одни считают, что закон лишь нанесет урон развитию исторической науки в России; другие - что инициатива позволит воспрепятствовать распространению идей неонацизма в стране.

Однако и те, и другие называют формулировки представленного во вторник документа крайне спорными.

"Одобрение или отрицание"

Первый вариант законопроекта был внесен в Думу в мае прошлого года. В правительстве поддержали идею единороссов, однако попросили уточнить ряд формулировок. В отзыве кабинета министров говорилось, что документ нуждается в "серьезной историко-правовой экспертизе".

Одна из авторов законопроекта, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Ирина Яровая пояснила Би-би-си, в чем состоит основная разница между первой и второй редакцией.

"Мы даем более точную формулировку: "одобрение или отрицание установленных приговором Нюрнбергского трибунала преступлений нацизма" вместо "искажение приговора Нюрнбергского трибунала", - пояснили в пресс-службе государственно-патриотического клуба "Единой России" со ссылкой на Яровую.

"Советский солдат был и будет солдатом-освободителем", - сказала Яровая, представляя законопроект.

Действия союзников не обсуждаются?

Документ предполагает уголовное наказание "за отрицание или одобрение преступлений нацизма, нацистских преступников, признание неправомерными действий антигитлеровской коалиции".

Последняя часть формулировки не вызвала понимания у российских историков.

"Получается, что, согласно предложенному закону, [историки] не должны сомневаться в правомерности любых акций союзников - начиная с атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и заканчивая какими-либо операциями по тотальной бомбежке городов Германии", - рассуждает старший научный сотрудник общества "Мемориал" историк Никита Петров.

"Это предмет научных дискуссий, мы знаем, что они продолжаются. Какой смысл запрещать обсуждение каких-либо исторических фактов?" - продолжает эксперт.

По мнению директора фонда "Историческая память" Александра Дюкова, который в целом поддерживает инициативу депутатов, такие формулировки являются слабой стороной законопроекта.

"Хотя мы понимаем, что нацизм был страшным злом, тем не менее одно дело спор между историками, а другое - грубое администрирование при помощи Уголовного кодекса", - отмечает эксперт.

"Я придерживаюсь позиции, согласно которой действия антигитлеровской коалиции и Советского Союза были, вне всякого сомнения, правомерными. Однако я считаю, что этот тезис должен обосновываться не при помощи администрирования, а в научных дискуссиях", - сказал Дюков в интервью bbcrussian.com.

По его словам, в документе также не дается точного определения "нацистских преступлений".

"Ссылка на Нюрнбергский процесс оставляет простор для толкований, в результаты которых под действие закона могут попасть историки вполне добросовестные и не занимающиеся политическими спекуляциями", - говорит Дюков.

В то же время историк считает нынешний вариант законопроекта гораздо лучше предыдущего. По его мнению, России необходим закон, который бы препятствовал пропаганде нацизма.

"Если законопроект будет доработан, он будет служить правильному делу борьбы с радикальным экстремизмом. Предел [отрицанию нацистских преступлений] должен быть положен", - говорит директор фонда "Историческая память". По его мнению, Россия могла бы пойти и дальше: например, ввести санкции на въезд иностранцев, "реабилитирующих нацистских пособников", и блокировать их экономическую деятельность на территории РФ.

Кому адресован законопроект?

По мнению историка и правозащитника Никиты Петрова, необходимости в предложенном единороссами законе нет, а вред он нанесет огромный.

По сути государство сможет "ставить палки в колеса историкам, занимающимся изучением Второй мировой войны", считает он.

"Мы же знаем, как работают у нас законы: будут смотреть, что называется, "под широким углом зрения". И под действие закона могут попасть люди, которые и не помышляли реабилитировать нацистов и их пособников, а лишь занимались изучением исторической истины", - сказал Петров в интервью bbcrussian.com.

Историк подчеркивает, что в научной среде сегодня никто и не ставит под сомнение приговоры Нюрнбергского трибунала.

Александр Дюков, в свою очередь, указывает, что в России крепнет праворадикальное движение. По его мнению, запрет на отрицание нацистских преступлений может стать способом борьбы с неонацизмом.

В то же время у эксперта вызвало удивление, что в законопроекте предусмотрено достаточно суровое наказание для физических лиц, которое не сильно отличается от меры наказания для тех, кто "использует для отрицания нацистских преступлений служебное положение или каналы СМИ".

По его мнению, нужно разграничивать оценки частных лиц и ситуации, когда "отрицание нацистских преступлений превращается в политику, которую проводит какая-либо организация, какое-либо издание и тем более государственный орган".

Между тем сотрудник "Мемориала" Никита Петров считает инициативу единороссов мертворожденным проектом и "очередной пропагандистской кампанией к юбилею Победы".

"Как известно, с помощью закона ограничить мысль нельзя, а только криминализируется таким образом та или иная научная сфера деятельности историков", - говорит он.

 Поділитися