MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Европейский Суд подтвердил недопустимость экстрадиции в Таджикистан из-за угрозы пыток

21.05.2010   
Елена Рябинина
20 мая 2010 г. Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу № 21055/09 «Хайдаров против России». Суд установил, что в отношении заявителя были нарушены статьи 3, 5 § 1, и 5 § 4 Европейской Конвенции

20 мая 2010 г. Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу  № 21055/09 «Хайдаров против России». Суд установил, что в отношении заявителя были нарушены статьи  3, 5 § 1, и  5 § 4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интересы заявителя представляли юрист Сети «Миграция и право» Правозащитного Центра «Мемориал» адвокат Роза Магомедова и эксперт по работе с беженцами из Центральной Азии Елена Рябинина.

Гражданин Таджикистана Мамурджон Хайдаров был задержан в Москве 17 апреля 2008 г.  в связи с тем, что таджикские власти требовали его выдачи для уголовного преследования по обвинениям в причастности к антиправительственному мятежу в 1997 г.

Документы, направленные таджикской стороной в Генпрокуратуру РФ вместе с запросом о выдаче Хайдарова, изобилуют противоречиями, свидетельствующими о сфабрикованном характере обвинений. Так, например, из них следует, что Мамурджона дважды, с интервалом ровно в 5 лет – в 2001 и 2006 г.г., – привлекали в качестве обвиняемого по уголовным делам с идентичной фабулой и, по крайней мере, 4 раза объявляли в розыск. Между тем,  в эти же годы он неоднократно посещал родину, легально пересекая границу, обменял там внутренний паспорт и получил загранпаспорт. Однако Генпрокуратура РФ проигнорировала эти и другие противоречия и вынесла постановление о его выдаче, которое впоследствии было признано законным судами первой и кассационной инстанций.

Европейский Суд установил, что ни заявления Хайдарова о реальном риске подвергнуться пыткам, ни материалы международных организаций, подтверждающие этот риск, ни тот факт, что УВКБ ООН признало Хайдарова нуждающимся в международной защите из-за политического характера его преследований, не были проанализированы властями РФ при разрешении вопроса об экстрадиции. Как отмечено в постановлении, правительству не удалось убедительно показать, что ситуации с правами человека в Таджикистане значительно улучшилась по сравнению с положением, описанным в докладах множества авторитетных организаций, в связи с чем Суд готов признать, что жестокое обращение с арестованными является серьезной проблемой в Таджикистане.

Суд учел, что по сведениям заслуживающих доверия источников, в местах лишения свободы в Таджикистане содержатся несколько сотен политзаключенных, в т.ч., бывших оппонентов правящей партии, участвовавших в гражданской войне. Однако национальные суды не предприняли никаких попыток исследовать тот факт, что предъявленные заявителю обвинения связаны с событиями, которые происходили в контексте последствий гражданской войны, и что таджикские власти могут использовать их как способ мести своим бывшим политическим оппонентам.

И, наконец, оценивая риск применения пыток к заявителю (этническому узбеку), Суд принял во внимание множественные сообщения о дискриминации узбеков в Таджикистане.

В итоге, Суд пришел к выводу, что личные обстоятельства Хайдарова увеличивают риск применения к нему пыток в случае экстрадиции на родину.  

Также судом установлено, что длительное содержание заявителя под стражей без продления сроков применения данной меры пресечения и без судебных проверок законности лишения его свободы повлекло нарушение его права на свободу и личную неприкосновенность, гарантированное статьей 5 Конвенции.

Суд обязал власти РФ выплатить заявителю 15 000 EUR в качестве компенсации морального вреда.

******

Мамурджон Хайдаров был освобожден из-под стражи 23 апреля 2010 г. – менее чем за месяц до вынесения решения по его делу в Страсбурге.  Он провел в СИЗО-4 г. Москвы 2 года и 6 дней, хотя максимальный срок содержания под стражей, в соответствии со ст. 109 УПК РФ, не может превышать 18 месяцев.

В настоящее время Хайдаров ожидает рассмотрения Московским городским судом его кассационной жалобы на отказ в предоставлении временного убежища на территории РФ, за которым обратился именно в связи с риском подвергнуться пыткам в случае возвращения на родину.

Елена Рябинина,

руководитель программы «Право на убежище»

Тел. для справок: +7-903-197-04-34

 Поділитися