MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Выдавать нельзя – освободить!

11.03.2011    джерело: noborders.org.ua
Заявление Проекта "Без Границ" Центра "Социальное действие" о ситуации с арестом беженца Дениса Солопова.

Денис Солопов приехал в Украину в поисках убежища от преследований со стороны властей Российской Федерации. Он обратился в Представительство Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Украине с просьбой о защите. УВКБ ООН, изучив дело Дениса, признало его мандатным беженцем, так как пришло к выводу, что преследование его властями Российской Федерации носит политический характер.

В первую очередь, задача УВКБ ООН в Украине состоит в том, чтобы помочь правительству Украины создать эффективную национальную систему защиты беженцев. Поэтому, согласно Закону Украины «О беженцах», Денис обратился к украинским властям с просьбой об убежище и подал заявление в Управление Миграционной службы в г. Киеве (КМС). В КМС Денис предоставил все те же документы, которые он предоставлял в УВКБ ООН, ничего о себе не утаивая – в том числе того факта, что власти РФ разыскивают его для привлечения к ответственности в связи с «Химкинским делом». Тем не менее, в отличие от УВКБ ООН, Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий (Госкомнацрелигий), принимавший решение по просьбе Дениса о предоставлении ему статуса беженца в Украине, пришел к выводу, что у Дениса нет оснований опасаться преследований в Российской Федерации. Результатом стал отказ в предоставлении статуса беженца в Украине.

Сложно судить, почему вывод Госкомнаца так кардинально отличается от позиции УВКБ ООН: уведомление об отказе в статусе, врученное ему сотрудниками КМС 2 марта 2011 г., не содержит никакого обоснования отказа, кроме ссылки на ст. 10 Закона Украины «О беженцах». К сожалению, очевидно лишь одно: система убежища в Украине, вопреки надеждам УВКБ ООН, не может претендовать на то, чтобы считаться эффективной и функциональной, поскольку просьбы о предоставлении убежища отвергаются даже без объяснения причин.

Более того: то, что случилось с Денисом после получения им отказа Госкомнаца демонстрирует, что система предоставления убежища в Украине на практике становится западней для беженцев.. 2 марта 2011 г., в день вручения отказа Денису Солопову, КМС организовала его “встречу” с сотрудниками Соломенского РУ ГУ МВД Украины в г. Киеве, которые прямо с порога Миграционной службы забрали его для заключения под стражу с целью обеспечения его выдачи в РФ. Ничем иным обстоятельства задержания Дениса объяснить невозможно. Место, куда беженцы приходят за защитой, превращено властями в место лишения свободы.

КМС и МВД оказались не одиноки в своем рвении обеспечить передачу Дениса в руки преследователей. 4 марта 2011г. Соломенский суд г. Киева, рассматривая вопрос о назначении задержанному временного ареста с целью его экстрадиции в Россию, проигнорировал тот факт, что выдача Дениса, а, соответственно, и содержание под стражей для ее обеспечения, НЕВОЗМОЖНА – потому, что он беженец . Суд решил не принимать во внимание документы, подтверждающие факт признания Дениса Солопова мандатным беженцем УВКБ ООН. Судья также не счел нужным учесть, что отказ Госкомнацрелигий предоставить Денису убежище не является окончательным решением о его статусе в Украине, и уже был обжалован в судебном порядке. Суд также решил попросту «не заметить» утверждения защиты о том, что в случае выдачи Дениса в РФ существует реальный риск того, что он будет подвергнут пыткам, или же бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Не сочтя нужным хоть как-то оценивать вышеперечисленные факты, суд просто отметил, что не видит обстоятельств, которые препятствовали бы экстрадиции Дениса Солопова, и санкционировал временный арест на 40 суток.

Украинская судебная система, как часто это бывает, оказалась не только слепа, но и глуха. Суд не принял во внимание не только аргументы защиты, но и нормы международного права вместе с положениями украинского законодательства. Хочется напомнить «компетентным органам», что ст. 466 Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК) гласит, что беженец (не указано – признанный Украиной, УВКБ ООН или же другой страной) НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫДАН иностранному государству, где его здоровью, жизни или свободе может угрожать опасность. Более того, согласно ст.3 Европейской конвенции об экстрадиции, выдача не осуществляется, если есть достаточные основания полагать, что запрос об экстрадиции был сделан с целью преследования или наказания лица в связи с его политическими убеждениями. При этом, ст. 5(1)(f) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предполагает, что, как только власти страны-участника этой Конвенции осознают или должны были бы осознать, что выдача не может быть осуществлена, лишение свободы с целью обеспечения такой выдачи перестает быть законным. Статья 461 УПК Украины прямо предусматривает, что задержанное лицо НЕМЕДЛЕННО ОСВОБОЖДАЕТСЯ, если были установлены причины, при наличии которых выдача (экстрадиция) не осуществляется.

Власти Украины должны понять, что экстрадиция Дениса невозможна, хотя бы уже потому, что он был признан беженцем УВКБ ООН. Соответственно, он должен быть НЕМЕДЛЕННО ОСВОБОЖДЕН.

Адвокат Дениса обжалует решение Соломенского районного суда г. Киева о заключении Дениса под стражу в апелляционном порядке. Будет ли апелляционный суд так же слеп и глух, как и суд первой инстанции? Или, может, вопреки требованию ст.5(4) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Апелляционный суд решит «умыть руки», переложив всю ответственность за решение об экстрадиции Дениса в Россию на Генеральную прокуратуру? Пока этот вопрос остаётся без ответа – беженец Денис Солопов находится в Лукьяновском СИЗО города Киева, условия содержания в котором офисом Уполномоченного Верховного Совета Украины по прам человека открыто названы “средневековыми и нечеловеческими”.

 

 

Также: отправить обращение в адрес Генерального Прокурора Украины - здесь.

 Поділитися