MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Заявление Московского бюро по правам человека в связи с «делом А.Палецкиса»

14.12.2011    джерело: antirasizm.ru
Приговор с одной стороны, отсылает к конкретным событиям 1991 г., с другой – является отражением серьезной общественной и юридической полемики, не утихающей в европейских странах, и особенно актуальных для балтийских стран, немало пострадавших после присоединения к СССР в 1940 г.

В Литве 1-ым Вильнюсским судом вынесен вердикт в уголовном деле против председателя Социалистического Народного Фронта Литвы, правозащитника и антифашиста Альгирдаса Палецкиса за так называемое «отрицание агрессии СССР против Литвы 13 января 1991 года».

Это событие привлекло внимание как литовской, так и российской общественности – впервые на постсоветском пространстве за 20 прошедших лет вынесен приговор по статье «отрицание советской агрессии и оккупации в 1940 и 1991 годах». Альгирдас Палецкис условно осужден на один год тюрьмы. В ноябре 2010 г. в радиоэфире он сказал в связи с событиями 13 января 1991 г., что «свои стреляли в своих». Только одна эта фраза стала поводом для возбуждения уголовного дела.

Приговор был вынесен в соответствии со ст. 170.2 Уголовного кодекса Литовской Республики «Публичное одобрение международных преступлений, преступлений, совершённых СССР или нацистской Германией против Литовской Республики или её жителей, их отрицание или грубое умаление», в которой, среди прочего, говорится:  «Тот, кто… одобряет тяжкие и очень тяжкие преступления, которые в 1990-1991 г. совершили осуществлявшие агрессию или участвовавшие в её осуществлении лица, их отрицает или грубо умаляет, если это сделано в угрожающей или в оскорбительной форме, или из-за этого был нарушен общественный порядок, наказывается штрафом или ограничением свободы, или арестом, или лишением свободы до 2 лет».

И сама эта статья, и приговор по ней, с одной стороны, отсылают к конкретным событиям 1991 г., с другой – являются отражением серьезной общественной и юридической полемики, не утихающей в европейских странах, и особенно актуальных для балтийских стран, немало пострадавших после присоединения к СССР в 1940 г. Значительная часть населения этих стран, прежде всего националистически настроенная, уравнивает преступления нацизма и коммунизма, в т.ч. и захват Вильнюсского телецентра 13 января 1991 г. В результате в УК Литвы была введена данная статья, апологеты которой сравнивают ее с аналогичными статьями в уголовном законодательстве западноевропейских стран, например, предполагающими уголовную ответственность за отрицание Холокоста.

Проблема, однако, заключается не только в том, что историками и правоведами не решен окончательно вопрос о том, можно ли уравнивать нацистские и советские преступления, являющиеся неоднородными по своей природе и направленности. Дело и в том, что, в отличие от злодеяний Холокоста и его виновников, исторически и юридически зафиксированных и единодушно осужденных мировой общественностью, события 13 января 1991 г. до сих пор прояснены в очень малой степени. Несомненным является тот факт, что в преддверии распада СССР в 1991 г.  группа «Альфа» была послана на захват вильнюсского телецентра. Кто и как отдал приказ, до сих пор точно неизвестно – тогдашний президент СССР М.Горбачев заявлял, что он был не в курсе происходящих событий. Непосредственные командиры «Альфы» утверждают, что им был отдан приказ стрелять только в крайнем случае, при обстреле самих бойцов. Но здание телецентра  было взято практически без сопротивления. Тем не менее, в ходе штурма было убито 13 безоружных гражданских лиц и один спецназовец. В 1991 г. литовская судебно-медицинская экспертиза установила тот факт, что в телах погибших были обнаружены пули от охотничьих ружей, а траектория поражения некоторых тел была сверху вниз под углом 40-50 градусов, в то время как советские воины были внизу у телебашни. Все это дало основания А.Палецкису утверждать, что во время событий 13 января действовали провокаторы, которые стреляли с крыш из охотничьих ружей и именно их жертвами, а не российских спецназовцев, являются погибшие. Недавно в Австрии по просьбе литовской стороны именно по делу о телецентре был задержан бывший командир «Альфы» полковник М.Головатов, но характерно, что его экстрадиции Вильнюсу так и не удалось добиться.

В ходе суда, к которому привлекли А.Палецкиса, выступили немало свидетелей, в т.ч. бывшие сотрудники МВД Литвы того времени, которые подтверждают слова Палецкиса о том, что неизвестными людьми велась стрельба с верхних этажей окружающих домов. А.Палецкис в интервью приводит слова тогдашних политических деятелей из оппозиционного «Саюдиса», которые якобы считали, что для победы демократии нужно «пролить кровь», и что именно литовскими оппозиционерами была организована стрельба у телецентра. На суде его слова подтвердили несколько бывших членов «Саюдиса».

Безусловно, в деле захвата литовского телецентра много неясного. Очевидно, что вину за это несет и кто-то из политического руководства тогдашнего СССР. Поскольку неизвестно, кто вел стрельбу из домов, можно с таким же успехом предположить, что это были опять же провокаторы с «советской» стороны, а нынешние признания членов «Саюдиса» – только дань нынешним внутриполитическим разборкам в Литве. Но отрицать и точку зрения А.Палецкиса, и показания свидетелей нет никаких оснований, поскольку дело еще не прояснено.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «В связи с учетом всех этих обстоятельств, приговор А.Палецкису представляется крайне политизированным и юридически необоснованным. Тем более неразумным и даже вызывающим видится решение литовских судебных органов, привлекших правозащитника и антифашиста А.Палецкиса к суду за его высказывание, на фоне многочисленных протестов европейских официальных структур и общественности, литовских антифашистов о росте неонацистских настроений в балтийских странах. Реакция литовских властей на нацистские марши, ксенофобные публикации в СМИ ограничивается разве что устным осуждением, но не приводит, увы, к судебным процессам. Наша организация будет продолжать оказывать А.Палецкису правовую поддержку, чтобы обжаловать несправедливый приговор и прекратить преследование нашего коллеги-правозащитника». 

 

 Поділитися