MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

«Варварская» жизнь слобожанских городов

18.09.2012   
Олег Вяткин
Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» гарантирует для общественности открытость генпланов следующим образом. Но в реальной жизни все обстоит иначе.

Долгосрочное развитие любого населенного пункта, его планирование и застройка, определяются генеральным планом. Если он доступен для жителей – у них есть возможность влиять на будущее своего города. Если же засекречен, то судьбу населенного пункта за них решает кучка «избранных», точнее – приближенных к мэру. Ну, а поскольку Украина – государство демократическое, и все решения у нас принимает народ, ее граждане, то законодательно и генплан любого населенного пункта у нас открыт для граждан.

В частности, Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» гарантирует для общественности открытость генпланов следующим образом:

 – размещением материалов генерального плана на веб-сайтах города;

 – публикацией его в прессе;

 – доступом к генеральному плану в помещении городского совета.

Чтобы выяснить, как соблюдаются вышеперечисленные нормы на Харьковщине, мы запросили у горсоветов всех 17 городов Харьковской области копии их генеральных планов, – ни один из них этот документ нам не предоставил!

Центр области, город Харьков на запрос вообще не ответил, а на сайте Харьковского горсовета по ссылке на генплан всплывает документ, не имеющий к нему никакого отношения (http://pechenegy.org.ua/ru/node/741). Так же точно – то есть, никак, – на наши запросы отреагировали Змиев и Богодухов. В Изюме генеральный план – документ «секретный», а в Мерефе и Чугуеве – «для служебного пользования», – поэтому предоставить их общественности горсоветы этих городов «не смогли».

Люботин уже 22 года пытается утвердить свой генеральный план, – и все безуспешно. Немного отстал от него и районный центр Барвенково – там решение, принимать генплан или нет, дискутируется «всего лишь» с 1994 года.

Горсовет «потерявшихся во времени» Дергачей, руководствуясь законодательством 1984 г., считает, что генеральными планами распоряжается районная администрация. Видимо, теми же нормами руководствуется и горсовет Краснограда, который за разъяснениями относительно своего генплана предложил обратиться туда же – в райгосадминистрацию.

Статья 17 Закона «О регулировании градостроительной деятельности» гласит, что генеральные планы не имеют сроков действия. Чиновникам Лозовой это не известно – они считают, что лозовской генплан устарел в 2005 году.

Вообще отсутствуют генпланы в Волчанске и Южном. Мэр Южного признает, что решения, связанные с градостроительной деятельностью, принимаются у них спонтанно, в рабочем порядке.

Как видно из предварительного анализа, в городах нашей области законодательство относительно генпланов не соблюдается. Следующий вопрос напрашивается сам собой – каким образом на Харьковщине вообще ведется градостроение? – ведь для большинства городов просто отсутствуют документы, по которым можно вести его.

Необходимость планирования городских территорий была понятна еще до Рождества Христова. Древние греки, а за ними – и римляне – имели четкую систему планирования и развития городов, названую в честь древнегреческого архитектора гипподамовой. Город Аркаим на территории современной России имеет четкую радиальную структуру, и зональное разграничение, а ведь люди здесь жили III-II тыс. до нашей эры. Почему же современные украинцы строят города как попало – абсолютно не задумываясь о последствиях? Неужели мы впадаем в варварство?

Найти ответ поможет латинское выражение: «Если что-то происходит – ищи кому выгодно». Кто за откаты отдает под супермаркеты и автозаправки парки? Кто строит себе домики там, где еще вчера ты гулял в тени деревьев? Кто превращает скверики твоего города в бетонные площадки с нелепыми памятниками?

Изменить эту ситуацию могут лишь сами горожане – сообща, в том числе, добившись доступности генпланов, – если, конечно, мы хотим жить в комфортных городах...

 

 Поділитися