MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

В Украине посягнули на свободу слова

22.09.2012    джерело: www.objectiv.tv
Виктория Торяник
Верховная Рада на днях приняла законопроект, в котором предлагают сажать за клевету. Харьковские журналисты опасаются, что свободу слова в Украине и вовсе придушат. Этот документ – не только возврат к нормам советского уголовного права, но и угроза свободе слова.

Верховная Рада на днях приняла в первом чтении законопроект, в котором предлагают сажать за клевету. Харьковские журналисты опасаются, что свободу слова в Украине и вовсе придушат. Этот документ – не только возврат к нормам советского уголовного права, но и угроза свободе слова.

Сегодня Александр Волосов охладел к воспоминаниям двадцатилетней давности. В 1993 году его как учредителя и редактора независимой газеты «Ориентир» осудили по восьми статьям уголовного кодекса.

Александр Волосов, бывший журналист:
- Вот клевета – это было всего лишь два обвинения, вторая и третья части статьи 125 - о клевете. А еще было оскорбление судьи, оскорбление прокурора…

Во времена распада Советского Союза журналист писал о работе высоких чиновников и правоохранителей. Осудили мужчину на четыре года , и на столько же лет запретили заниматься журналистской деятельностью – писать.

Александр Волосов, бывший журналист:
- За всю историю Российской Империи это третий случай. А за всю историю Украины это второй случай. До меня был только Шевченко.

Тогда в защиту журналиста выступили госдеп США, посольство Израиля, журналисты Украины и Германии. Через четыре месяца Волосова выпустили. Бывший прокурор области Василий Синчук говорит, это был единичный случай. Статья о клевете хоть и была, но к уголовной ответственности никого не привлекали.

Василий Синчук, бывший прокурор области:
- Розслідування мало місце. Збирали такі томи, що по организованих злочинних групах такої кількості кримінальних справ не було. Але ефективність була, як кажуть, пшик
Статью о клевете, как устаревшую норму, из Уголовного кодекса Украины убрали в 2001-м году, чтобы приблизиться к европейским стандартам свободы слова.

Сегодня чиновники высшего ранга хотят вернуться к советской практике. За клевету законотворцы предлагают штрафовать – до 85 тысяч гривен, отправлять на исправительные работы, или же вовсе сажать в тюрьму на срок до 3 лет. Но последнее наказание – только если будут серьезные последствия из-за неправдивой информации.

Правозащитники новый законопроект называют удавкой для СМИ.

Юрий Чумак, член правления Харьковской областной организации Национального союза журналистов Украины:
- Если такой закон вступит в силу, журналистам останется писать только про кошечек и про рыбок. Потому что за любого рода информацию, которая может быть расценена кем-либо как критическая, – при нашей судебной системе может быть неадекватная ответственность. И последствия – вплоть до закрытия средств массовой информации. Удавка на СМИ как на четвертую власть.

Политологи отмечают: в законопроекте клеветой называют заведомо ложную информацию о человеке. Но доказать, знал ли автор о том, что публикует неправду – сложно.

Юлия Биденко, политолог:
- Доказательная база должна быть, где был злой умысел, где было направленное разрушение деловой репутации или доброго имени человека и где это происходило по незнанию или с желанием соблюсти общественный интерес, что обычно и делают журналисты, освещая достаток или образ жизни определенного политика.

Эксперты настаивают: законопроект угрожает свободе слова в Украине. Любой неугодный журналист, политический или общественный деятель будет мишенью для уголовного преследования.

Федор Вениславский, эксперт по конституционному праву:
- То абсолютное сворачивание свободы слова и давление на журналистов и не только на журналистов – на любого человека, который может независимо прокомментировать какие-то, на его взгляд, негативные действия либо решения органов власти, это абсолютный нонсенс. И это идет вразрез со всеми цивилизованными пониманиями свободы слова.

Коснется ли законопроект деятельности журналистов – сказать наверняка сложно. Однако многие эксперты уверены: если он будет принят, это навредит имиджу Украины как демократической державы. И вполне возможно уничтожит свободу слова в нашем государстве.

Коментар ПЛ. Слід зазначити, що суд другої інстанції призначив покарання Олександру Волосову – 2.5 роки позбавлення волі та 3 роки позбавлення права займатися журналістською діяльністю, а також зменшив суму відшкодування з 220 тис. крб. до 10 тис. крб. Крім того, пан Сінчук помиляється: насправді випадки кримінального переслідування за наклеп не були одиничними. За спостереженнями ХПГ, щорічно було більше 100 кримінальних справ про наклеп, з яких у декількох випадках позбавляли волі. Наприклад, за даними Мінстерства юстиції України, у 1998 році 123 особи було визнано винними за наклеп. З них сім справ закінчились вироком, що передбачав ув'язнення. А за інформацією Союзу журналістів України, журналісти тоді програвали у суді кожні дві справи з трьох, у яких вони звинувачуються.  Євген Захаров

 Поділитися