MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

«Первого сентября» в России больше не будет…

17.06.2014   
Игорь Соломадин
С 1 июля газета «Первое сентября» больше не будет выходить. В «Первом сентября» публиковались не только статьи о творческой педагогике, но и оригинальные разработки уроков, которые делали сами учителя и делились ими со своими коллегами.

Популярная, известная не только в России газета инновационной творческой педагогики, заявила о прекращении своего существования.

Кто-то скажет:

 – Ну и что? Мало ли газет сейчас закрывается? Тем более, газета – педагогическая. А кого нынче особенно интересует педагогика? Она вовсе не на гребне общественного интереса.

И, наверное, по-своему будет прав – действительно, кого сейчас волнует педагогика? И вряд ли на закрытие педагогической газеты будет обращено общественное внимание.

Однако для меня лично и для многих моих коллег – учителей России и Украины – это событие знаковое. И означает оно конец целой эпохи – эпохи, когда главной ценностью образования и воспитания провозглашалась Свобода: «Что является высшей ценностью образования? – Свобода. Кого следует воспитывать? – Человека свободного», – писал в своем манифесте «Человек свободный» основатель газеты «Первое сентября», замечательный журналист и писатель, Симон Львович Соловейчик.

Газета начала выходить в 1992 году, ее девизом стали воодушевляющие слова – «Вы блестящий учитель, у Вас прекрасные ученики!»

Конечно, далеко не всегда удавалось идею Свободы воплотить в школе, которая многими людьми традиционно воспринималась как застойный, консервативный общественный институт, призванный штамповать послушных исполнителей. Требовалось доказать, что школа не только может, но и должна воспитывать Человека Свободного.

Симон Соловейчик в своих книгах и статьях долгие годы, живя в условиях несвободы, вынашивал идею Школы Свободы.

«Свобода – как жизнь, – написал он в одной из своих колонок 1996 года, – она постоянно требует поддерживающей энергии... Это все не абстрактные рассуждения, а вполне конкретные – на тему, на злобу дня...

Мы читаем газеты, мы видим людей, стремящихся к власти, они понятны – мы видим, как они опасны для свободы. И мы обязаны делать все возможное, чтобы они не пришли к власти».

Но времена меняются. И вот, в последнем обращении редакции к читателям говорится:

«Наступает новое время для страны, для школы, для учителей и учеников. И в этом времени нет места для газеты Симона Соловейчика. Она была рождена в другие годы и для другого; в этом ее мощь и ее уязвимость. Как и все мы – те, кто всерьез выбрал «ПС», заново родившиеся в начале девяностых, – она явилась на свет на волне веры в то, что историю можно направить, свершить, уйдя от советского опыта тотальной директивности; разумным, мирным словом можно изменить школу и учителя, опереться на лучшее в каждом – на человеческое в человеке.

Возможно, это была очень наивная вера. Но и у наивности есть своя сила, невидимая и недооцененная. Слова Цветаевой «отказываюсь выть с волками площадей» тоже могут показаться очень наивными: отказываешься – и что? Что дальше-то? Но в какие-то моменты «наивность» – так зовут ее люди, искушенные, как им кажется, в реальной, практической, далекой от идеализма жизни, – становится силой прямого действия».

Газета Соловейчика вырастала из клубов творческой педагогики, которые, примерно с 1986 года стали появляться на волне «перестройки» по всей стране. У нас в Харькове тоже был такой клуб. И многие его участники, харьковские учителя, стали авторами «Первого сентября», ездили на семинары в другие города, горячо спорили о том, какой должна быть новая школа.

В 1987 году у нас собрался очень представительный форум учителей и ученых со всего СССР – «Диалог-перспектива –1987». Была идея также пригласить к нам и недавно освобожденного из ссылки академика Андрея Дмитриевича Сахарова, чтобы он обратился к педагогам. К сожалению, этого не произошло тогда. Зато в кулуарах активно собирали подписи в поддержку создававшегося общества «Мемориал». Среди выступавших на этом форуме был и Симон Соловейчик, и известный педагог и детский поэт Вадим Александрович Левин и многие другие известные и совсем молодые педагоги. В переполненных аудиториях учителя и ученые давали мастер-классы, делились своим опытом, обменивались материалами… Такой была та атмосфера, в которой зарождалась идея газеты для ищущих, творческих учителей.

Но с 1 июля «Первое сентября» больше не будет выходить.

Елена Бирюкова, главный редактор, так объясняет невозможность дальнейшего существования газеты в нынешних условиях:

«Худшие предчувствия сбылись. Люди, стремившиеся к власти, получили ее. А страна потеряла свободу. Не сегодня это началось, но сегодня стало реальностью. Все эти годы свобода уходила из общества, из школы, из образования. При молчаливом попустительстве, равнодушии, под вздохи сожаления: «А куда деваться – такова жизнь…»

В «Первом сентября» публиковались не только статьи о творческой педагогике, но и оригинальные разработки уроков, которые делали сами учителя и делились ими со своими коллегами. Но вот, как написал мне один из ведущих российских ученых-педагогов, «интересные уроки больше не нужны, газета стала терять подписчиков».

 – Кому не нужны? – спросил я, – детям, их родителям, обществу, государству?

– Государству и большинству населения, – таков был ответ.

Ну что ж, не нужны больше интересные уроки…

– Каково же будущее того государства, большинству населения которого не нужны интересные уроки? – подумал я. Но это уже совсем другой вопрос …

 

 

 Поділитися