MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Европейский суд признал нарушение 3-й и 5-й статей Конвенции

19.12.2014   
11 декабря 2014 года Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу «Кушнир против Украины», которое поддерживалось Фондом Стратегических дел Харьковской правозащитной группы. Интересы заявителя по этому делу представляла адвокат Людмила Мнушкина.

11 декабря 2014 года Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу «Кушнир против Украины», которое поддерживалось Фондом Стратегических дел Харьковской правозащитной группы.

Заявитель жаловался на незаконное лишение свободы, а также на то, что он содержался в заключении в плохих условиях и ему не было предоставлено надлежащее медицинское обслуживание.

Заявитель по этому делу в 2005 году был признан виновным в совершении мошенничества, и приговорен к 2 годам ограничения свободы. В 2010 году вступил в силу приговор, которым он был признан виновным в совершении грабежа, кражи и в проведении незаконных операций с наркотическими средствами.

3 июля 2009 года, около 7 часов вечера, Заявитель был вызван телефонным звонком в Шевченковский районный отдел милиции г. Киева, где и был задержан, без надлежащего оформления такого задержания. Только на следующий день, 4 июля 2009 года, было возбуждено уголовное дело в отношении Заявителя по заявлению некоего Б., который утверждал, что у него был украден мобильный телефон. Заявитель отрицал свою причастность к ограблению, однако под давлением правоохранительных органов подписал протокол, а также выдержки из Конституции и законодательства о предварительном заключении в отношении того, что он знаком со своими процессуальными правами, а также отказывается от своего права на получение юридической помощи.

7 июля 2009 года Шевченковский районный суд г. Киева избрал в отношении Заявителя меру пресечения в виде нахождения под стражей, в дальнейшем эта мера неоднократно продлевалась до вынесения приговора. 6 марта 2012 года суд признал Заявителя виновным и приговорил его к шести годам лишения свободы.

13 июля 2009 года мать Заявителя обратилась с жалобой в милицию и в прокуратуру о том, что он подвергся жестокому обращению в отделении милиции. Она также заявила, что он страдает от ряда инфекционных заболеваний и, следовательно, не может находиться под стражей.

Состояние здоровья Заявителя ухудшилось за время его нахождения в СИЗО, на момент поступления под стражу он болел туберкулезом, гепатитом В и С, а также был ВИЧ-позитивным, ему в 2007 году была диагностирована 3 клиническая стадия. О наличии вышеуказанных диагнозов Заявитель сообщил врачам сразу же после поступления в СИЗО.

25 июля 2009 года Заявитель перенес операцию по поводу острого аппендицита и перитонита, он утверждал, что это прямо связано с жестоким обращением, которое он испытал, находясь под контролем милиционеров.

26 октября 2012 года Заявитель был освобожден из-под стражи на основании того, что его состояние здоровья было критически тяжелым.

Заявитель жаловался в Европейский Суд по правам человека на нарушение ст. 3 Европейской Конвенции («Запрет пыток»), утверждая, что условия его содержания не соответствовали минимальным стандартам, и фактически такое содержание приравнивалось к пыткам и жестокому обращению, а также что ему было отказано в предоставлении надлежащего уровня медицинской помощи, что могло привести к тяжелым последствиям для его здоровья. Заявитель также жаловался на нарушение ст. 5 Европейской Конвенции («Право на свободу»), утверждая, что как его первичное задержание, так и последующее содержание под стражей были незаконными.

Суд пришел к выводу о том, что несмотря на то, что Заявитель подробно не описал условия содержания в камерах, его аргументы о том, что камеры были переполнены и жизненное пространство на одного заключенного колебалось от 1 до 10 кв. м. Суд также отметил, что переполненность и плохая вентиляция в Киевском СИЗО в 2009 году были признаны в докладе Комитета против пыток, что дало ему возможность признать в данном случае физические условия содержания в СИЗО такими, которые привели к нарушению ст. 3 Конвенции.

Относительно непредоставления надлежащей медицинской помощи Заявителю в условиях СИЗО, Суд пришел к выводу, что заявитель не получил надлежащей медицинской помощи по лечению туберкулеза во время его содержания под стражей в СИЗО, что и привело к ухудшению его состояния, а потому Суд признал нарушение ст. 3 Конвенции и в этом аспекте.

Что касается незаконного задержания Заявителя 3 июля 2009 года, Суд отметил, что отсутствие записи о помещение под стражу должно само по себе считаться серьезным нарушением, поскольку незафиксированное задержание лица является полным отрицанием принципиально важных гарантий, содержащихся в статье 5 Конвенции, и раскрывает серьезное нарушение этого положения. Отсутствие какой-либо записи таких данных, как дата, время и место задержания, имя задержанного, причины задержания и имя лица, осуществившего задержание, должны рассматриваться как несовместимое с требованием законности и самой целью статьи 5 Конвенции. В данном случае, это следует из имеющихся данных, что Заявитель был арестован вскоре после 7 вечера 3 июля 2009 года, и был допрошен милиционерами поздно вечером. Тем не менее, его арест было зарегистрирован только в 2 часа дня 4 июля 2009 года после возбуждения уголовного дела против него на тот момент. Таким образом, Суд пришел к выводу, что данный эпизод явился нарушением § 1 статьи 5 Конвенции.

Интересы заявителя по этому делу представляла адвокат из г. Киева Л. С. Мнушкина.

Харьковская правозащитная группа поздравляет Людмилу Сергеевну с успешным делом и желает дальнейших профессиональных успехов.

 Поділитися