MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Путин мечтает превзойти Гитлера в издева-тельстве над украинскими военнопленными

22.01.2015    джерело: www.dsnews.ua
Дмитрий Буковский
Вопреки тому, что Владимир Путин продолжает опровергать участие России в войне на Донбассе, кроме прочих доказательств, его выдает и почерк отношения подконтрольных Кремлю боевиков «ДНР» и «ЛНР» к во-еннопленным. Во многом их действия по отношению к захваченным украинским солдатам напоминают стиль КГБ, навеки впечатанный кровью в истории ГУЛАГа и дру-гих «исправительных» систем СССР. Последним и наибо-лее ярким тому примером стало сегодняшнее выставление одного из пленных «киборгов» на народное растерзание в Донецке и уже второй «марш позора» наших пленных по улицам города. Собственно, российский почерк виден здесь по тому, как оперативно этих бедолаг доставили для психологической казни на место преступления самих террористов – на остановку, где несколькими минами убили около десятка мирных граждан.

Чтобы понять, насколько все плохо у боевиков «ДНР», «ЛНР» и их российских друзей с отношением к пленным, достаточно открыть саму Женевскую конвен-цию, ратифицированную Россией (в то время СССР) еще в 1954 году. Примечательно, что во второй статье этого международного документа отмечается, что «настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной вой-ны или всякого другого вооруженного конфликта, возни-кающего между двумя или несколькими Высокими Дого-варивающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны». То есть это именно тот случай, который мы сейчас наблюдаем на практике, когда Кремль не признает своей военной агрессии против Украины но, тем не менее, все так же обязан соблюдать взятые на себя обязательства.

Связаны такими обязательствами и кукловоды Мос-квы из руководства «ДНР» и «ЛНР». Ведь, согласно Кон-венции, «в случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана…гуманно и без дискриминации обращаться с лицами из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине» (ст.3). Собственно, на ос-новании этих положений Украина может и должна доби-ваться от России признания Надежды Савченко военноп-ленной.

В целом Конвенция запрещает «посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, увечья, жесто-кое обращение, пытки и истязания, посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказа-ния без предварительного судебного решения, вынесен-ного надлежащим образом». То есть, то, что на протяжении всего конфликта на востоке вытворяли с нашими во-еннопленными российские боевики, является грубым на-рушением большинства из этих ключевых положений. И если у кого-то есть сомнения относительно нынешнего «марша позора», то у Женевской Конвенции есть пункт и об этом. Так, статья 12 документа гласит: «военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы» . Таким образом, Киев уже имеет весомый повод для подготовки соответст-вующего иска в Гаагский трибунал.

Таким же поводом для иска может стать и целый ряд других фактов обращения с нашими пленными. Например, в Конвенции есть норма, обязывающая сторону, за-хватившую пленных, передавать их лишь «державе, кото-рая является участницей настоящей Конвенции, и только после того, как держащая в плену держава удостовери-лась в желании и способности державы, которой переда-ются военнопленные, применять Конвенцию» – ст. 12. А теперь вспомним трагические события августа прошлого года, происходящие в Иловайском котле. Напомним, что тогда регулярные подразделения российской армии за-хватили в плен несколько сотен наших солдат. Часть из них была сразу же передана боевикам «ДНР» и «ЛНР», которые явно не являются полноценными «участницами настоящей Конвенции».

Отдельное внимание следует уделить и столь лю-бимыми российскими телеканалами допросам на камеру наших военнопленных. Статья 17 Женевской конвенции о военнопленных гласит, что при допросе захваченный со-лдат «обязан сообщить только свои фамилию, имя и зва-ние, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию». При этом, «никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к воен-нопленным для получения от них каких-либо сведений». Именно поэтому военнопленным, отказывающимся отве-чать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям, – гласит документ. А то, что украинских воинов избивают и запуги-вают, четко видно по многочисленным ссадинам и синякам на их лицах.

Нельзя военнопленных и грабить, чем активно зани-маются боевики «ДНР», «ЛНР» и российские наемники на Донбассе. «Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, воинского снаряжения и военных документов, останутся во владении военнопленных, так же как металлические каски, противогазы и подобные предметы, выданные им для их личной защиты», – гласит статья 18 Конвенции. В то же время, российский телеканал «Lifenews» открыто показал в своем сюжете, что пле-ненные на днях «киборги» были без верхней одежды, с вывороченными карманами, а некоторые даже без обуви.

Грубо нарушает Кремль международные правила обращения с украинскими военнопленными и в части ор-ганизации связи с захваченными солдатами, а также их принуждения к труду. Российские телеканалы неоднокра-тно показывали, как наши солдаты роют окопы для боеви-ков «ДНР» и «ЛНР». Хотя, статья 50 Конвенции гласит, что пленные могут привлекаться к работе исключительно на невоенных направлениях (сельское хозяйство, добы-вающие или обрабатывающие отрасли промышленности, на транспорте или погрузочно-разгрузочные работы невоенного характера, торговля, по домашнему хозяйству и др.).

«Каждый военнопленный с момента взятия его в плен или самое позднее через неделю после его прибытия в лагерь, а также в случае заболевания, отправки в лазарет или другой лагерь, должен получить возможность послать непосредственно своей семье и Центральному агентству по делам военнопленных почтовую карточку с сообщением о взятии в плен, о состоянии своего здоровья и с указанием своего адреса», – гласит Женевская Конве-нция (ст. 70). Но, очевидно, что на практике такие, кажу-щиеся в мирное время вполне нормальными, но почти что экзотическими – в военное время, в «ДНР» и «ЛНР», а также в Кремле явно не читали.

Впрочем, это и не удивительно, ведь Москва в свое время так же пренебрежительно относилась и к своим собственным солдатам, попавшим или рискующим по-пасть в плен в прошлом. Именно поэтому бывший хозяин Кремля Иосиф Сталин отказался в 30-х годах подписы-вать и ратифицировать первую редакцию Женевской Кон-венции о военнопленных. Что позволило его германскому коллеге Адольфу Гитлеру игнорировать интересы советс-ких пленных в немецких концлагерях в начале 40-х. Хотя Германия на момент начала Второй мировой войны взяла на себя обязательства по выполнению этого договора. И нынешние действия Владимира Путина, также игнориру-ющего эти правила обращения с украинскими пленными, уж очень напоминают пример Гитлера. Как, впрочем, и многие другие «подвиги» лидера фашистов.

 Поділитися