MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Прокуратура и гражданин

19.12.2001   
Константин Устименко, г. Днепропетровск
В этом году декабрь для работников прокуратуры юбилейный — исполняется 10 лет принятому в 1991 г. независимой Украиной Закону "О прокуратуре".

В сочетании с ежегодно отмечаемым в декабре днем прав человека этот юбилей прокуратуры дает повод для размышлений о месте прокуратуры в структуре правоохранительных органов и ее возможностями в деле защиты прав гражданина и человека в Украине.

Мой опыт обращения в прокуратуру за защитой законных прав гражданина свидетельствует, что до принятия Конституции, определившей основным органом защиты прав граждан суд, параллельно и довольно успешно действовал механизм общего надзора за соблюдением законности прокуратурой. Причем прокурорское реагирование путем опротестования в порядке надзора незаконных актов выгодно отличалось от судебного разбирательства промежутком времени, необходимым для восстановления нарушенного права гражданина.

Но если прокурор не находил оснований для реагирования, то обоснованность его отказа можно было обжаловать в суд только в редких, установленных законом, случаях. Возможно это было рационально, поскольку обострять отношения с прокурором, учитывая ее возможности, было, по меньшей мере, неразумно. Как говорят — "от сумы, да от тюрьмы.".

С принятием Конституции статус прокуратуры был определен в седьмом разделе Основного закона, между разделами об исполнительной власти и о судебной власти. Соответственно, прокуратура виделась как государственный орган, не входящий ни в структуру законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти. Деятельность прокуратуры ориентировалась на судебный процесс — поддержание гособвинения и представительство интересов государство, а так же на надзор за досудебным расследованием и за законностью мер принудительного характера.

Такое кардинальное сужение функций прокуратуры по Конституции, несмотря на пятилетний срок действия переходных положений, в какой-то мере сохранявших за прокуратурой ее прежние функции, должно было найти отражение в новой редакции Закона "О прокуратуре".

И вот я читаю изменения к Закону "О прокуратуре", действующие с 26 июля 2001 г.

Сразу бросается в глаза то, что около половины текста изменений занимает новая редакция ст.501, которая называется "Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей". Из текста этой статьи понятно, что защищающий в суде интересы обычных граждан, гражданин прокурор является особым гражданином, на которого действие Закона Украины "О пенсионном обеспечении" распространяется ограниченно.

А чем, собственно, прокуроры хуже депутатов, судей и других граждан — госслужащих, у которых пенсия, (иногда называемая содержанием в отставке), значительно больше, чем у других граждан?

В ст.24 Конституции записано: "Граждане Украины равны перед законом", но, ведь у разных граждан в Украине разные законы.

Я согласен, что государственные служащие осуществляющие "необратимые процессы реформ в Украине", есть лучшие граждане. Еще Демокрит в IY веке до нашей эры говорил: "по самой природе управлять свойственно лучшему, приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству".

Отметим, что такие качества, как честность и скромность, для управленцев философ не выделял.

Интересно в новой редакции закона "О прокуратуре" отражение положения ст.З Конституции, где записано: "Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направление деятельности государства", откуда вытекает, что защищая законные интересы гражданина — защищают государственные интересы.

Статья 361 Закона "О прокуратуре" разграничивает интересы государства и гражданина при представительстве в суде, причем, если основанием для представительства прокурором в суде интересов государства является наличие иди угроза нарушения государственных интересов, то основанием для представительства интересов гражданина является его неспособность в силу физического или материального положения защитить свои права в суде. Из чего можно сделать вывод, что представительство интересов гражданина в отличие от интересов государства, для прокурора носит характер социальной помощи.

Хотя, если имеется в виду материальное положение при уплате госпошлины за подачу заявления в суд (а прокурор в этих случаях освобожден от уплаты госпошлины), то такое положение закона весьма прогрессивно для судебной защиты прав граждан.

Несмотря на возможные различные прочтения указанной статьи Закона "О прокуратуре", она фиксирует функцию защиты прокуратурой интересов как граждан, так и государства.

Могут ли служить интересам государства распространяемые средствами массовой информации сведения о действиях государственных деятелей, содержащие признаки, предусмотренные Уголовным Кодексом? Однозначно нет, они подрывают престиж государства, и поэтому в ст.94 Уголовно-процессуального Кодекса записано, что поводом для возбуждения уголовного дела являются сообщения, опубликованные в печати.

А согласно ст.4 этого же Кодекса прокурор обязан возбудить уголовное дело по публикации, в которой сообщается о противозаконных действиях представителя власти, например, народного депутата N., и дать ответ на вопрос — либо есть мошенники и воры среди управляющих, либо есть лжедоносчики среди пишущих напраслину.

Увы, я не слышал, чтобы прокуроры по публикациям возбуждали уголовные дела и заканчивали эти дела судебным приговором. Поэтому гражданам читающим приходится верить в то, что есть разные люди среди власть предержащих.

Есть в Украине проблемы, касающиеся прав большинства или значительной группы граждан. Например, деятельность такого монополиста по продаже газа для нужд населения, как "Нефтегаз Украины", вызывает вопросы, в частности, установление цены газа для граждан.

Совершенно не соответствует ст.24 Конституции о равенстве граждан независимо от их имущественного положении установление цены за I куб.м. газа при наличии у гражданина счетчика 17,5 коп., а при отсутствии — 19 коп. Тем более, что согласно постановления Кабмина Украины №422 от 14.06.95 "О производстве и внедрении приборов потребления газа в быту" приказа Минэкономики Украины № 103 от 04.07.95 и Положения о внебюджетном фонде содействия производству и внедрению приборов учета потребления газа в быту, утвержденного приказами Минэкономики, Минфина и Госкомгазпрома Украины от 19.07.95 №№ 115/127/1469 с I сентября 1995 г. введена надбавка к цене газа, за счет которой должны производиться закупки и бесплатная установка населению счетчиков газа.

На вопрос граждан "где деньги" может ответить только прокурорское расследование.

Еще один случай произвола со стороны монополиста "Нефтегаз Украины". Незаконно, и это подтверждено судебным решением, взимание с граждан в период с 09.06.99 по 10.02.2000 оплаты за газ по повышенным с 13,6 до 17,5 коп. тарифам.

Другие региональные монополисты — облэнерго — требуют с граждан при оплате за электроэнергию помимо тарифа 13 коп еще и налог на добавленную стоимость 2,6 коп. всего 15,6 коп. Но согласно нормам Жилищного Кодекса оплата коммунальных платежей производится населением по утвержденным тарифам, а согласно п.1.2 ст.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость плательщиками этого налога являются физические лица — предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке.

Конечно, прокурор вправе всех послать в суд, или посетовать на бездействие Уполномоченного по правам человека Верховной Рады или Антимонопольного Комитета, но я верю, что есть среди прокуроров государственники, которым "за державу обидно". И, поздравляя прокурорских работников с их юбилеем, призываю в своей работе равняться на коллег, для которых защита интересов гражданина есть защита государственных интересов.
 Поділитися