MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Особенности национального паспортообмена

23.12.2001   
Светлана Камынина, г.Харьков

В декабре ушедшего года или раньше в жилищно-эксплуатационных управлениях появились предостерегающие надписи красным: "Срочно меняйте паспорта! С января 2001 года за обмен вводится госпошлина — 17 гривень. Народ, что называется, "ломанулся". Представьте себе: бывшую трехкомнатную квартиру стандартной площади, где расположились 2 (!) ЖЭУ. Паспортистки принимают всего 2 раза в неделю по полдня. Давка такая, что один мужчина потерял здесь злополучные паспорта — свой и жены. По крайней мере, он так говорит, точнее, кричит. На его крик мало кто обращает внимание: люди рвутся в заветную комнату три на четыре метра, их выталкивают впереди стоящие, все возмущаются и грубят. С удивлением вижу звезду рок-критики Сергея Короткова. Его никто не узнает и не просит автограф. Думается: неужели 17 грн. такие большие деньги? Судя по размаху массового психоза, дают не меньше килограмма золота или рецепт вечной молодости.

Наконец подходит моя очередь. Документы у меня готовы уже примерно полтора года, и паспортистку ЖЭУ-177 по данному поводу я посещаю уже четвертый раз (об этом ниже). Однако выясняется, что помимо висящего на двери списка бумаг, нужен еще адресный листок прибытия (форма № 19).

Маленький такой листик 10 на 5 см на серой бумаге и нечеткими надписями. Его заполняет паспортистка: подписи жильца не требуется, зачем же так акцентировать на нем внимание?

— С вас тридцать копеек, — говорит дама за перегородкой моему предшественнику по очереди.

Тот без вопросов отсыпает мелочь и, естественно, никакой квитанции не получает. Я вспоминаю, как при прописке с меня за два подобных листка потребовали гривню.

Пришлось сделать ксерокопию, сэкономив 70 коп., потому что времени выяснять обстоятельства у меня не было. Теперь слышу:

— Форму 19 купишь в магазине напротив, она стоит 30 копеек, чтоб потом не говорила, что я с тебя деньги взяла.

Я выгляжу молодо и, видимо, провоцирую на "ты", хотя на брудершафт с этой дамой (Галиной Плотовой) никогда не пила и вряд ли выпью. Поэтому ли, а может, по другой причине бесплатно бланк мне давать категорически не хотят, несмотря на то, что содержание аппарата ЖЭУ и канцелярские расходы, согласно постановлению Кабмина, входят в квартплату.

В магазине форма 19 стоит 5 копеек — на белой, плотной бумаге с идеальной полиграфией. Отдаю бланк даме и узнаю о том, что ей не нравится другой документ — форма № 1. (Ее жильцы ЖЭУ-177 тоже покупают сами, а мне бесплатно дали в другом ЖЭУ). Мол, в бумаге заметно утолщение, и ее могут поэтому не принять в милиции. Но для того, чтобы узнать, так ли это, мне нужно придти через неделю.

К сожалению, я мало для кого открываю своим рассказом Америку. Разве что для руководства паспортной службы УВД: судя по интервью, где А.А.Бандурка, к примеру, недоумевает по поводу того, отчего народ до сих пор не приобрел украинские паспорта и "добровольно ограничивает себя в правах!"

Возьмем, к примеру, меня. Обмен своего паспорта я начала еще 2 года назад как сознательная гражданка Украины. Однако тогда не было бланков, что я упорно пыталась растолковать таможеннику, высадившему меня из автобуса на границе с Молдавией. Мне уже исполнилось 25, и мой паспорт был недействителен, потому что не имел второй фотографии. С точки зрения закона, таможенник был прав, но штраф с меня все же не взял — пожалел. (Хотя, может, и штрафа-то никакого не полагалось по молдавским законам.) После этого инцидента мое желание получить основной документ удвоилось. Бланки вроде бы появились, но когда я пришла к паспортистке, снова пропали. Во второй приход к ней я неверно заполнила бланк, и ЖЭУ-177, вместо того, чтобы тут же предоставить мне второй, отправил домой.

Когда же я явилась с "правильными" документами, паспортистка заявила, что поскольку на меня подали в суд по поводу лишения прав на жилплощадь, то будет лучше, если я приду после того, как суд вынесет решение. Я понимала, что это вопиющее беззаконие, но подумала, что паспорт мне может понадобиться в суде, а справок о его обмене сейчас не дают. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что в суд на меня никто не подавал!

А теперь самое интересное. Как пояснили мне в юридическом отделе управления МВД в Харьковской области, никакого постановления или другого документа, утверждающего госпошлину за обмен паспорта в размере 17 гривень, не существует. То же сообщили в паспортном отделении Московского района, правда, весьма неуверенно. Кто бы это ни был, за распространение сведений, не соответствующих действительности, согласно ст. 47 Закона "Об информации", виновные привлекаются к ответственности. Если же дезинформацию рассматривать как "распространение неправдивых слухов, которые могут вызвать панику среди населения", то ст. 173 (1) Кодекса об административных правонарушениях предусматривает за это штраф в размере 10-15 необлагаемых минимумов доходов граждан (последний составляет 17 грн.) или исправительные ра-боты сроком до одного месяца. Вот так!

 

Комментарий ПЛ:

Так-то оно так, но где же хоть один человек, который подал бы подал судебный иск? Увы, нет таких. Рассказанная история очень хорошо иллюстрирует простой тезис: государство обращается со своими гражданами так, как они позволяют с собой обращаться. И пока люди будут терпеть произвол чиновников, он и будет сохраняться или усиливаться.

 Поділитися