MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Рождественская сказка в постсоветских условиях.

15.12.2002   
(Проблемы, с которыми столкнулся автор статьи – это проблемы почти всех сирот, которые воспитывались в детдомах и интернатах Харькова и области)
Мы познакомились с Романом, когда он наконец получил комнату в коммунальной квартире и, счастливый и озабоченный, устраивался на новом месте. Комната была грязная, неухоженная, холодная. Но юноша быстро сделал все, что было можно, и в комнате стало чисто и уютно, несмотря на то, что мебели у него совсем мало. „Что Вы! – сказал Рома – у меня еще много, у моих друзей в общежитии вообще почти ничего своего нет“. Вот так молодые люди живут годами – ни жилья, ни собственности, ни семьи. Как правило, все они нездоровы, Рома – инвалид 2-ой группы, и как только он получил инвалидность, на работе сказали, что полную ставку платить ему не могут, нет той работы, которую в соответствии с законом ему должны предоставить. Из-за того, что при получении жилья Рома сменил район, он несколько месяцев не получает пенсию. Ожидая пока органы социального обеспечения соизволят ее перевести из района в район, Роман сидит без денег и никого это не волнует.

Проблемы, с которыми столкнулся Роман – это проблемы почти всех сирот, которые воспитывались в детдомах и интернатах Харькова и области. Можно с уверенностью сказать, что государство наше не имеет никакой четкой программы социальной адаптации таких молодых людей, никакой государственной поддержки после того, как их выпускают из детдомов или интернатов. Да, по закону им положена жилплощадь по льготной очереди, но из всех друзей Ромы жилье, на сегодняшний день, получил только он, да и то в коммунальной квартире. С трудоустройством вообще большие проблемы, потому что работодатели, как правило, не заинтересованы в тех работниках, которым надо предоставлять жилье. А что значит невыплата зарплат, что стало у нас обычным делом, для таких молодых людей, у которых нет семьи и близких? Роме повезло – ему стал помогать депутат городского Совета, человек настойчивый и бескорыстный. Весьма нечастое сочетание в наше время. Иначе кто достал бы Роме лекарства, когда он заболел на непосильной работе, кто бы настойчиво требовал соблюдения жилищного законодательства в этом случае. Ведь далеко не все сироты знают о том, что им положено жилье по льготной очереди. В интернате им никто об их правах не рассказывает. Не бывает ни бесед юристов, ни специальных занятий с детьми, на которых сирот должны знакомить с их особыми правами, рассказывать о житейских ситуациях, с которыми они могут столкнуться. Вот и получается, что живут среди нас молодые люди, обделенные родительским теплом и брошенные на произвол судьбы в нашу очень нелегкую и непростую жизнь. Добьется чего-то сам – хорошо, не добьется – его проблемы.

Эту исповедь счастливого человека, которую читатель прочитает, хорошо бы положить на стол каждому чиновнику, причастному к судьбам таких детей, и спросить – хотелось бы им, чтобы их дети переживали подобные трудности.

Рома – грамотный, настойчивый, уверен, что нужно приложить усилия, и можно всего самому добиться. У остальных его друзей, похоже, такой уверенности и подобного оптимизма нет. Они пока продолжают оббивать пороги райисполкомов, и писать письма в разные инстанции. А кроме жилья существуют проблемы с работой, здоровьем – и так проходит у большинства бывших детдомовцев их юность и молодость. Что же мы за общество такое? Смешно повторять банальные вещи, но эти ребята – наше будущее.

Ведь Украина занимает одно из первых мест в Европе по числу брошенных детей...

Инна Сухорукова

От редакции: По просьбе автора мы не указали его фамилию.

Я знаю бюллетень как хорошего друга и помощника в решении проблем, связанных с противозаконными действиями со стороны властей. Особенно бюллетень полезен молодым людям, которые недостаточно знают о своих правах, не могут самостоятельно защитить свои права. В теперешней ситуации мы никому не нужны, никто не хочет помочь решить наши проблемы.

Вот какая история произошла со мной и моими одноклассниками. Я сирота, и с детства воспитывался в интернате, потом учился в ПТУ. После училища был направлен работать на предприятие. Как потом выяснилось училище заключило договор с предприятием на 2 года, для прохождение практики. После срока окончания договора нас просто выкинули на улицу, мы лишились и работы и жилья. Не зная ничего о своих правах и льготах, положенных сиротам по закону, мы оказались в тяжелейшем положении, без средств существования. Мы решились бороться с предприятием, но на наши жалобы никакого внимания не обращали ни директор предприятия, ни профком, который в первую очередь обязан защищать наши права. Нам отвечали: „Вы нам на предприятии не нужны, а практика у вас закончилась“.

Мы начали искать работу и жилье самостоятельно, но как только узнавали, что мы из детдома, никто нас не хотел брать на работу, и откровенно говорили: „С вами будет много проблем“. Обращались мы и в райисполком по месту жительства, но также никакой помощи не получили. В отделе по делам молодежи отвечали: „В данный момент ничем вам помочь не можем“, а в жилотделе сказали, что мы не состоим на учете на льготное получение жилья, а поселить нас в общежитие они не могут.

Мы обратились в районный центр занятости, и нам предоставили работу с общежитием. Двое из нас пошли работать на ХТЗ, трое на з-д им. Малышева. Мы радовались, что все как-то устроилось, по крайней мере, есть крыша над головой. Но теперь, наученный горьким опытом, я начал пытаться стать на льготную очередь на получение жилья.

Я обратился в Орджоникидзевский район по новому месту жительства, но тут начались новые проблемы: чтобы стать на льготную очередь мы должны были собрать документы и подать их в течение полугода после окончания интерната, но, увы, мы этого не знали и нам никто никогда об этом не говорил. Я не остановился и начал искать свои документы в архивах: и в доме малютки, и в интернате, и в ЗАГСе. Наконец все документы собраны, казалось, что кошмар закончился. Но, нет – кошмар только практически начался. Когда я принес бумаги в жилищный отдел райисполкома по месту жительства, я получил ответ: „Мы не имеем права тебя поставить на льготную очередь, потому что ты не из нашего района. Иди туда, откуда тебя забирали в детдом“. Пошел в Киевский райисполком, но там меня отказались ставить на очередь, потому что я в этом районе уже не проживал. Я совсем зашел в тупик, не знал, куда обратиться, думал, что выхода нет. И тут мне случайно попался проспект о социальной службе доверия, которая расположена в Слесарном переулке. Выслушав меня, работники социальной службы посоветовали написать заявление на имя начальника отдела социально-жилищных вопросов Бакаляра Г.П. Я написал такое заявление, но время шло, а ответа все не было. Тогда я обратился в Харьковский областной центр для молодежи к Силивановой Л.Н., и она обещала мне помочь. Действительно, через некоторое время я получил ответ, подписанный Бакаляром Г.П., в котором мне сообщили, что я могу стать на льготную очередь или по месту жительства, или по месту моего проживания, когда меня забирали в детдом. Я снова обратился в Киевский райисполком и мне сообщили, что я автоматически включен в список на получение жилья для льготников. И с 21.08.1998 г. под №7 я был включен в эту очередь.

Мне казалось, что основное я сделал, меня поставили в очередь на получение жилья – и это уже хорошо! Я продолжал работать на ХТЗ, жил в общежитии. Работал я на строительстве, тяжелая физическая работа, постоянные невыплаты зарплаты и, как результат – полуголодное существование, привели к тому, что я заболел и попал в больницу. Мне сделали операцию – удалили грыжу, а пока я лежал в больнице, потом был на больничном, предприятие решило меня уволить, настояв при этом, чтобы я написал заявление об увольнении по собственному желанию. Правда при этом пообещали, что в общежитии меня оставят. Поверив этому, я был вынужден написать заявление. Через некоторое время я стал себя чувствовать лучше и решил устроиться на работу. Работу мне помогли найти, а проблема с жильем оставалась по-прежнему нерешенной. Через полгода после операции я снова попал в больницу, в которой пролежал почти 3 месяца, и в это время по распоряжению отдела кадров ХТЗ меня выписали из общежития.

И снова началось самое страшное – борьба с ВАТ ХТЗ. Я ходил на прием и к руководителям завода, но ничего не добился. Поскольку для меня это была борьба за выживание, я продолжал ходить и к руководителям района, и города, но ответ получал один: „Пусть ХТЗ возьмет тебя на работу и тогда снова поселит в общежитие. Руководство ВАТ ХТЗ на это не соглашалось, несмотря на все письма-ходатайства с просьбой не выгонять меня из общежития и предоставить мне работу, которую я бы мог выполнять по своему состоянию здоровья. Я же не хотел идти на работу, на которой не платят, и снова вести полуголодное существование. Мне было необходимо жилье, и я снова обратился в Киевский райисполком. Киевский райисполком обратился к ВАТ ХТЗ с просьбой разрешить мне жить в общежитии, пока подойдет моя очередь на жилье. Но завод постоянно отказывал, работники Киевского райисполкома пытались устроить меня в общежитие на каком-нибудь другом предприятии. После долгой, упорной переписки между райисполкомом, горисполком, моих хождений по кабинетам чиновников почти через год я получил письмо. Без всякой надежды открываю его, думаю – очередная отписка, но нет – меня приглашают явиться в Киевский райисполком к Иевлеву В.В. В назначенный день я пришел на прием и услышал, что вопрос с моим жильем решен, необходимо только собрать некоторые документы.

Я немедленно начал собирать необходимые документы. С небольшой трудностью я столкнулся в Бюро технической инвентаризации и связано это было с тем, что в этой организации получение всех справок платное. Я обратился с заявлением к директору БТИ Дегтяреву, объяснил, что я сирота, рассказал всю ситуацию. Вопрос был немедленно решен и мне выдали бесплатно необходимые справки (видите, как бывает!).

Я собрал все необходимые документы, сдал их в Киевский райисполком, получил смотровой ордер, написал согласие на получение предложенного мне жилья. И тут... все снова застопорилось. Решения Киевского исполкома о выделении мне жилья нет и нет. Работники исполкома советовали мне: „Наведывайтесь в исполком, чтобы не потерять жилье...“ Я пошел на прием к депутату, он обещал помочь, и опять началась переписка со всеми инстанциями харьковской власти, но я понял, что в Харькове этот вопрос решить не удастся. Написал в Киев, и началась переписка между чиновниками Харькова и Киева. Благодаря помощи депутата я наконец получил то, что государство обязано было мне предоставить как сироте.

Сколько это стоило нервов и сил, сколько было преград, сколько недовольных ответов чиновников мне пришлось выслушать. Мне повезло – я имею жилье. Я очень благодарен всем, кто помогал мне решить такую важную для меня жизненную проблему. Есть на свете хорошие люди. И я советую всем – стучите и Вам откроют. И пускай вам будет легче пройти этот путь и, если вы хотите добиться чего-нибудь, не отступайте – и у вас все получится!
 Поділитися