MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Катастрофа с правами человека в Ираке

09.04.2003   
Подборка материалов Госдепартамента США

(подборка материалов Госдепартамента США)

В своей Нобелевской лекции 1970 года русский писатель Александр Солженицын, как никто другой постигший природу тоталитаризма, сказал: "Насилие не живет само по себе и не способно жить само по себе: оно непременно сплетено с ложью".

РЕЖИМ ЛЖИ

Главная ложь в исполнении Саддама Хусейна заключается в том, что он защитник иракского и арабского народа. Наоборот, он защищает только самого себя и собственную власть. Иракскому народу он принес только катастрофу, унижение и репрессии, своим соседям – войну и вторжения, всему миру – угрозы массового истребления.

Саддам отнюдь не отстаивает цели, стоящие перед арабским сообществом, а является главным убийцей и мучителем собственного народа. Он отнюдь не объединил жителей Ирака и не построил сильную иракскую нацию, а разорил социальные слои, образующие иракское общество, и превратил некогда одну из самых образованных и процветающих стран на Ближнем Востоке в международного изгоя, функционирующего лишь как придаток к мегаломании и репрессиям Саддама.

По словам Макса ван дер Стула, бывшего специального докладчика ООН по Ираку, багдадский режим – "самый безжалостный диктаторский и тоталитарный режим, какой мир когда-либо видел со Второй мировой войны".

Начав свою деятельность в роли политического функционера и исполнителя иракской партии Баас, Саддам Хусейн на пути к власти сочетал обособленность, беспощадность, угрозы и готовность прибегать к жестокостям, пыткам и убийствам. Во многом карьера Саддама перекликается с карьерой одного из его главных, по отзывам тех, кто его изучал, образцов для подражания – Иосифа Сталина в Советском Союзе. Подобно Сталину, Саддам последовательно прибегал к террору и убийствам – главным атрибутам своего правления. Как и Сталин, он сосредоточил абсолютную власть при культе собственной личности. И, подобно Сталину, он бросал в тюрьмы, пытал и убивал не просто отдельных лиц, а целые группы людей, в которых видел угрозу.

Саид Абуриш, журналист и автор нескольких книг, в том числе монографии "Саддам Хусейн: политика реванша", работал на нескольких высокопоставленных государственных должностях, позволявших ему близко общаться с Саддамом: "Несомненно, все, что делал Саддам, имело сталинистскую подоплеку. В частности, опора не на вооруженные силы, а на систему безопасности. Ревнивое отношение к генералам из вооруженных сил. Использование уголовных элементов внутри страны, вовлечение их в систему безопасности. Эти люди были в каком-то смысле полуграмотными головорезами, верными Саддаму, без которого они ничего не значили. Поэтому он привлек их, он зависел от них, а они служили ему. Он избавлялся от всякого, от кого хотел избавиться."

НАСИЛИЕ И ПЫТКИ

С правами человека в Ираке положение катастрофическое. По любым оценкам, насилие и жестокость, регулярно выпадающие на долю диссидентов, меньшинств или тех, кто просто попал в немилость, поражают воображение. Доклады о правах человека в Ираке, выпускаемые ООН, иностранными правительствами или такими неправительственными организациями, как "Международная амнистия" и "Хьюман райтс уотч", неизменно отображают беспощадную машину пыток и произвольных казней, даже без претензии на надлежащую правовую процедуру. Среди казненных – армейские офицеры, обвиненные в заговорах против режима, а также религиозные деятели, заподозренные в нелояльности. Многие другие – просто люди, обвиненные в краже, контрабанде, проституции или в том, что в других странах сочли бы малозначительным преступлением.

Эти произвольные убийства, – а их число с 1997 года, согласно последнему американскому докладу о правах человека в Ираке, достигло 3000, – представляются еще и частью программы "чистки" иракских тюрем, осуществляемой последние несколько лет. "Хьюман райтс уотч" указывает: "Власти казнили многочисленных заключенных в Абу-Грайбе, аль-Макасибе и других тюрьмах, в том числе политических узников, долгое время не представавших перед судом, и осужденных заключенных".

Семьи перебежчиков и политических диссидентов подвергаются тюремному заключению, пыткам и казням. Например, в мае 2001 года, согласно американскому докладу о правах человека, "власти, как сообщалось, пытали до смерти мать трех иракских перебежчиков за оппозиционную деятельность ее детей".

Также в 2001 году, согласно докладу, режим казнил 37 политических заключенных за оппозиционную деятельность. По сообщениям прессы, "известный курдский писатель Мухаммад Джамиль Банди Розбаяни был убит в марте после визита, нанесенного в его дом сотрудниками разведки, которые вели следствие по его статьям о проводимых правительством программах арабизации и этнических чисток".

Пытки, категорически запрещенные законодательством и Конституцией Ирака, представляют собой обычную практику, с которой сталкиваются многие арестованные, как в качестве наказания, так и для добычи информации. В своем докладе за 2001 год "Международная амнистия" описывает методы, применяемые иракскими мучителями:

"Жертв пыток в Ираке ослепляли, срывали с них одежду и на долгие часы подвешивали их на запястьях. Электрошок применялся на различных частях их тел, включая гениталии, уши, язык и пальцы. Пострадавшие рассказывали "Международной амнистии", как их избивали палками, кнутами, резиновыми дубинками или металлическими прутьями и как они часами оставались подвешенными либо к вращающемуся на потолке вентилятору, либо к горизонтальному шесту, часто в скрученном положении, и в это время их тела неоднократно подвергались электрошоку. Некоторых пострадавших заставляли смотреть, как на их глазах пытают других, в том числе их родственников и членов семей."

ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ЛЮДЕЙ И ОСВОБОЖДЕНИЕ УЗНИКОВ ТЮРЕМ

Согласно данным организации "Международная амнистия", Ирак имеет наихудшую репутацию среди всех стран мира в плане необъяснимых исчезновений людей. Однако власти попросту отказываются реагировать на запросы и призывы международных организаций и соседних стран предоставить хоть какую-то информацию о судьбе тысяч людей.

Пальму первенства среди так называемых "пропавших без вести" держат проживающие на севере Ирака курды. Следом идут шииты, населяющие юг Ирака. Среди исчезнувших и представители других национальных меньшинств, таких как ассирийцы, туркмены и езиды.

Багдад игнорировал неоднократные запросы Кувейта и Саудовской Аравии о судьбе своих граждан, которые были брошены в тюрьмы во время иракской оккупации Кувейта в 1990-1991 годах. Например, удалось установить судьбу только трех из 609 исчезнувших кувейтских граждан. Багдад по-прежнему отказывается освободить американского пилота, пропавшего в небе над Ираком во время войны в Персидском заливе в 1991 году.

Объявленная Саддамом беспрецедентная "амнистия" тысяч заключенных в Багдаде 21 октября 2002 года лишний раз подчеркнула жестокость и злодеяния режима в отношении своих граждан. Многие заключенные были освобождены, но многим семьям, невзирая на их плач и мольбы, так и не суждено было увидеть своих близких выходящими из тюремных ворот.

То, что происходило у ворот некоторых тюрем и свидетелями чего были иностранные журналисты буквально накануне своего вынужденного отъезда из Багдада, напоминало сцены людского отчаяния незадолго до свержения румынского диктатора Николае Чаушеску. Корреспондент "Нью-Йорк таймс" Джон Бернс описал хаос, царивший у одной из багдадских тюрем:

"Толпа, собравшаяся у ворот, за несколько часов выросла до нескольких тысяч человек... наверное, там было 10-15 тыс. чел. К середине второй половины дня она еще увеличилась и достигла примерно 50 тыс. чел. или больше. Толпа сломала тюремные ворота еще до того, как началось освобождение заключенных. Затем толпа штурмовала тюремные корпуса, и вот тогда-то и развернулись самые замечательные сцены. На мой взгляд, в тот день произошло вот что: народ Ирака, подвергавшийся значительному угнетению, стал суверенным в тот момент, когда он стоял перед теми воротами. Он штурмовал тюремные блоки, и в сгустившихся вечерних сумерках сложилась ситуация, при которой узники тюрьмы начали паниковать, пытаясь выбраться наружу. Они достигли стены железнодорожного блока, за которой собрались тысячи их родственников. Родственники принесли куски стальных труб с одной из близлежащих строек и начали крушить стену. В этот момент сложилась просто ужасающая ситуация: было видно, как заключенные перелезают через разрушенную часть стены при содействии некоторых охранников, а в то же самое время у другой бреши в тюремной стене другие охранники, также вооруженные стальными трубами, пытаются загнать заключенных обратно. Царила полная паника!".

Саддам Хусейн подвергал нападкам и эксплуатировал религиозные общины в Ираке столь же безжалостно, как и любого другого человека, группу или организацию, пытающихся обрести некоторую независимость от режима.

В отчетах официальных и неправительственных правозащитных организаций задокументировано, как Багдад проводил неустанную кампанию убийств, запугиваний, преследований и произвольных арестов местных шиитских общин, особенно на юге страны. В американском докладе о ситуации с правами человека в Ираке за 2001 год отмечается:

"Власти на протяжении многих десятилетий проводят жестокую кампанию убийств, массовых казней и длительных произвольных содержаний под стражей религиозных лидеров и последователей шиитского мусульманского населения. Несмотря на номинальную правовую защиту религиозного равенства, власти сурово репрессировали шиитское духовенство и приверженцев шиитской веры".

Развернутая иракским режимом кампания против религиозных лидеров и последователей шиитского мусульманского населения была жестокой и последовательной.

В докладе Государственного департамента США о ситуации со свободой вероисповедания в мире за 2001 год подчеркивается:

"Международные правозащитники, правительства других стран и шиитское духовенство в Иране и Ливане приписали совершенные за период с января 1998 года убийства трех уважаемых во всем мире духовных лиц и покушение на жизнь четвертого правительственным агентам. В апреле 1998 года в возрасте 69 лет был убит Великий Аятолла Шейх Муртада аль Борожурди. В июле 1998 года в возрасте 68 лет был убит Великий Аятолла Шейх Мирза Али аль-Гарави. В январе 1999 года неудачей окончилась попытка покушения на жизнь Аятоллы Шейха Башир аль Хуссайни. В феврале 1999 года в возрасте 66 лет был убит Великий Аятолла Мохаммад аль-Садр".

После убийства в 1999 году аль-Садра, сыновья которого также были убиты, вспыхнули протесты в шиитских районах Багдада и городах, большинство населения которых составляют шииты, таких как Карбала, Насирия, Наджаф и Басра. В ответ власти развернули кампанию жестоких репрессий, в результате которой были убиты сотни людей. Еще больше людей погибло, когда власти запретили проводить церемонию похорон аль-Садра и силы безопасности атаковали стихийные собрания плакальщиков. Как сказано в американском докладе о ситуации с правами человека в Ираке:

"Власти продолжали преследовать предполагаемых сторонников аль-Садра. Сообщалось о том, что в феврале 2000 года сотрудники службы безопасности казнили 30 студентов религиозных школ, которые были арестованы после убийства аль-Садра. В марте 2000 года многочисленные шииты, которые бежали из страны в 1999 и 2000 годах, сообщили организации "Хьюман райтс уотч", что силы безопасности допрашивали, содержали под стражей и пытали их. В мае 2000 года были приговорены к смертной казни еще шестеро студентов, которые были арестованы после убийства аль-Садра".

Режим продолжает проводить политику преследований и оказания серьезного давления на южную шиитскую общину, вынуждая людей, проживающих в заболоченных районах, переезжать в города или другие районы и тысячами арестовывая или задерживая представителей шиитской веры. Как отмечается в докладе Государственного департамента о ситуации со свободой вероисповедания за 2001 год, власти также используют продовольственные и другие товары, поставляемые в Ирак в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие", для вознаграждения своих сторонников и запугивания или наказания своих противников, особенно в южных провинциях Насирия, Басра и Амара. В результате шииты на юге оказались в худших гуманитарных условиях по сравнению со всем остальным населением, несмотря на недавние увеличение поставок и распределения товаров в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие".

Багдад последовательно политизирует и вмешивается в религиозные паломничества как иракских мусульман, которые желают совершить хадж в Мекку и Медину, так и иракских и неиракских мусульман-паломников, которые путешествуют по святым местам страны, таким как Наджаф и Карбала. Например, Багдад неоднократно отклонял предложения ООН о предоставлении ваучеров или организации сторонних платежей для того, чтобы мусульманские паломники, желающие совершить хадж или иное религиозное путешествие, могли осуществить свою мечту.

Багдад отклонил все такие предложения, которые не подразумевали прямых платежей властям. Более того, режим ввел различные схемы поборов с религиозных паломников и путешественников, требуя от них уплаты установленных сборов непосредственно Центральному банку Ирака. Оценки значительно разнятся, но ясно, что Ирак эксплуатирует религиозные путешествия и обряды так, что это ежегодно приносит ему миллионы долларов.

В докладе Коалиции за международное правосудие, опубликованном в сентябре 2002 года, описан инцидент, который иллюстрирует циничную манипуляцию Багдадом веры ради денег. Отклонив очередной план ООН по финансированию хаджа в 1999 году, Багдад автобусами подвез приблизительно 18 тыс. иракских паломников к границе с Саудовской Аравией, где им было приказано провести демонстрацию с требованием к властям Саудовской Аравии разморозить иракские средства для оплаты их поездки.

Вместо этого король Фахд приветствовал иракских паломников и пообещал, что Саудовская Аравия организует все бесплатно. Потеряв надежду на получение саудовских платежей с замороженных счетов или из других источников, Саддам приказал паломникам вернуться в Багдад.

 Поділитися