MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Цель оправдывает средства?

10.12.2003   
Инна Сухорукова
Одна за другой так называемые цивилизованные страны, боясь террористов, ограничивают гражданские свободы, разрешая без санкции судов прослушивать телефоны, контролировать интернет и т.д., оправдывая свои действия угрозой теракта. Всегда ли адекватно такое решение?
Как быстро с нас слетает налет цивилизации! Вот уже в Германии всерьез обсуждают проблему – применять ли пытки или угрозы пыток при расследовании дел о терроризме. И не обыватели спорят – с них взятки гладки – а высшие чиновники: политики, судьи... В Украине , правда, не спорят – их просто применяют – и не в отношении предполагаемых террористов, а даже подозреваемых в мелкой краже. Но ведь Германия считает себя цивилизованной страной, которая и Украину хочет научить цивилизации. За такое преступление, как пытки при проведении следствия, даже за угрозу их применения, в Германии положено 10 лет лишения свободы. Однако, теракты последних лет дали государствам повод для укрепления своего влияния на общество. Любое государство – потенциальный террорист по отношению к своим гражданам. Одна за другой так называемые цивилизованные страны, боясь террористов, ограничивают гражданские свободы, разрешая без санкции судов прослушивать телефоны, контролировать интернет и т.д., оправдывая свои действия угрозой теракта. Всегда ли адекватно такое решение? На мой взгляд, не более, чем с помощью прослушивания телефонов и контролем за интернетом остановить ураган, землетрясение и другие стихийные бедствия. Если какая-то организация решила совершить теракт – она его совершит. Не в этом месте, так в другом. А попавшего в лапы евроатлантической полиции шахида заменят два или три других...

Пример Израиля достаточно красноречив. Более того, можно сказать, что, если Европа при угрозе терактов начнет отказываться от своих же фундаментальных ценностей, то действия террористов прямо попали в точку. Можно, конечно, бомбить Ирак, Афганистан, но шахидов от этого будет не меньше, а больше. Я согласна с выводами известнейшего культуролога и политолога Фукуямы, – в арабском, и вообще в мусульманском мире, таким извращенным способом проходит процесс модернизации. Фукуяма, однако, при этом считает вполне адекватным военные действия против Афганистана и Ирака, – действия в ответ, которые могут запугать потенциальных террористов, а вернее, лидеров террористических организаций.

Однако, четыре тысячи шахидов, прибывших в горящий от бомбежек Ирак со всех концов земного шара, на мой взгляд, опровергают теорию о том, что исламистов (термин исламизм Фукуяма противопоставляет исламу – с чем я совершенно согласна) можно запугать, ведя войну против каких-то особенно агрессивных арабско-исламистских стран. Напротив, таким образом можно только сплотить разных по своим убеждениям, но равно не любящих Америку (и Запад вообще) представителей мусульманского мира. Что же делать? – резонный вопрос. Сидеть и ждать новых террористических актов, оберегая западные ценности и исповедуя этакое неотолстовство: не сопротивляться злу насилием?

Мне кажется, что путь к решению этих глобальных задач лежит не столько в сфере политики, сколько в сфере культурологии и экономики.

На этом уровне остановить процессы, проходящие сейчас в странах Востока, никакой силой не удастся. Однако, сделал ведь Израиль Иорданию своим, если не союзником, то, по крайней мере, добрым соседом? Почему не попытаться расширить территорию лояльности путем создания для этих стран особого экономического режима, поддерживая тех, кто самостоятельно, в своем государстве жестко, борется с террористами? Неужели это дороже, чем воевать?

Однако, создается впечатление, что западные государства устали от собственного благородства, прежде всего, политического. Террор – это та приманка цивилизации, на которую мы клюнули. (Мы – это те, кто считает себя человеком европейской культуры). Мы не думаем, почему плохо тем, кто представляет остальную часть мира. Мы хотим, чтобы нам было хорошо, спокойно и безоблачно. И редко кто по-настоящему задумывается, почему Европа и Америка переполнены беженцами или просто эмигрантами с Востока. Почему не наоборот? Ведь самые богатые страны – Саудовская Аравия, Бахрейн – это восточные страны?

Фукуяма считает, что так же как Германия и Россия, пережившие модернизацию в извращенном виде – в форме нацизма и коммунизма, Восток таким образом идет к единой цивилизации. Но если это так, то мировое сообщество, значительно укрепившееся за послевоенный период, обязано помочь своим восточным братьям, не задевая их цивилизационных отличий, не заставляя их отказываться от коллективного мышления, так как, я уже об этом писала, права человека мы понимаем по-разному, но экономические интересы в мире едины. Это очень нелегко. Конечно, легче наплевать на собственные ценности и мировой порядок, бросать бомбы и пытать подозреваемых в терроризме. Но тогда чего эти наши ценности стоят? Так же как исламисты по своему понимают ислам, так же иудо-христианский мир по-своему понимает свои религиозные установки. Отрадно, что военные действия в Ираке осудили все высшие христианские иерархи. Но политики их не слушают. А между тем, политикам не мешало бы задуматься, как далеко христианская церковь ушла вперед по сравнению с политической элитой своих стран, в большинстве своем считающих себя христианами. „Не убий“ – создало нашу цивилизацию. Мы автоматически запоминали десять заповедей и убивали, убивали, убивали... Христиане – мусульман и иудеев, католики – протестантов, протестанты – католиков. Церкви христиан (православная, католическая, протестантская) выросли до того, чтобы всерьез отнестись к словам своего Учителя. Кстати, религиозные (ортодоксальные) иудеи, насколько мне известно, мирно уживаются с мусульманами. Террор – это не религиозная война, а война с доминирующей массовой культурой. Исламисты заворожены ее экспансией, но им нечего предложить взамен своим гражданам. Кроме того, большинство этих стран слишком бедны, чтобы на современном уровне выдерживать навязанную Западом информационную конкуренцию. Поддержка – экономическая и информационная лояльных мусульманских стран – это, как мне кажется, первая задача Запада. Только эти мусульманские страны должны создать свою массовую культуру, в своих традициях, и тогда агрессивность по отношению к чужой культуре сменится здоровой конкуренцией, а значит и интересом.

Впрочем, „когда говорят пушки – музы молчат...“
 Поділитися