MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

На сьогодні редакція “Вечірніх вістей” має 13 позовів загальною сумою більш ніж один мільйон гривень

06.04.2004   

Станислав Речинский:

Существует интересная климатическая закономерность: как только наступает осень и отечественные госчиновники возвращаются с Багам, Канар и прочих мест отдохновения, на нашу газету, как желтые осенние листья, сыплются исковые заявления с однотипными заголовками «О защите чести и достоинства». Иногда еще — и «деловой репутации». И с однотипной завершающей фразой: «Прошу взыскать с редакции газеты «Вечерние Вести» в мою пользу… гривен морального ущерба».

Цифра может варьировать от 10 тысяч до пяти миллионов гривен. На сегодняшний день редакция имеет 13 исков на общую сумму свыше одного миллиона гривен.

В прошлом году, нужно заметить, иски были солиднее. Так, Министерство транспорта хотело содрать с нас пять миллионов гривен, а Управление Киевской городской администрации — миллион. Суммы возмещения морального ущерба стали меньше после того, как приняли закон, запрещающий государственным учреждениям взыскивать моральный ущерб и обязывающий истцов платить пошлину, пропорциональную заявленной сумме. То есть просишь миллион, плати сто тысяч. Если проиграешь, деньги к тебе не возвращаются. Впрочем, пошлина не очень-то и спасает редакции от чудовищных по своим размерам исков. Потому что существует множество оснований, по которым судья может освободить истца от уплаты пошлины. Это могут быть как «чернобыльские» льготы, так и «тяжелое материальное положение», которое истец не прочь улучшить за счет газеты. Мало того, если, к примеру, в суде первой инстанции мы иск проигрываем, то при подаче апелляции уже мы должны платить пошлину. В общем, вроде хотели помочь СМИ, а на деле помощь оказалась сомнительной.

Но речь не об этом. А о том, что количество судебных исков к нашей газете и суммы, которые пытаются с нас взыскать за моральный ущерб, могут свидетельствовать о двух вещах. Или журналисты «ВВ» чрезвычайно непрофессиональны, постоянно лгут и оскорбляют кучу людей, или газету «заказали». О профессионализме газеты пусть судят читатели.

Вернемся к искам. Большинство из них получают сотрудники отделов криминала и политики. И это вполне естественно. Было бы по меньшей мере странно, если бы журналисты этих отделов писали только об успехах нашего президента, правительства и правоохранительных органов. Об этом вам расскажут почти во всех телевизионных новостях. Мы пишем иначе. И о том, что видим.

Да, часто наши оценки резки и неприятны для власти. Но это наше право. Если, конечно, мы живем в демократическом обществе и называем себя Европой.

Большинство исков к нашей газете касаются именно не фактов, а оценок. Свежий пример. Бывший глава ГУБОПа недавно подал иск, в котором требует признать «безосновательными и оскорбительными» следующие фрагменты статьи «Змеиное кубло и мертвые стрелочники», касающиеся расследования «дела Гонгадзе» и деятельности ГУБОПа: «...такого «мастера» незаконных спецопераций как Николай Джига»; «И кубло это будет похищать, пытать и убивать»; «…они были выращены в зверинце Леонида Кучмы». (Две последние цитаты посвящены ГУБОПу. — Ред.)

Самое забавное, что в исковом заявлении сразу же после этих цитат Николай Васильевич сам признает, что «отмеченные высказывания являются оценочными суждениями, безосновательными и оскорбительными — как по форме, так и по содержанию». И это освобождает ответчика от необходимости доказывать в суде свою правоту.

В конце иска Джига просит суд признать приведенные выше фрагменты «безосновательными и оскорбительными», запретить ответчику распространять такие оценки относительно истца — сейчас и в будущем. Последнее, кстати, наталкивает на мысль, а не готовится ли Николай Васильевич к очередной «спецоперации», в ходе которой будут «похищать, пытать и убивать»?

Но Джига хоть денег не просит. Другие же требуют. Примечательно, что желает получить сто тысяч гривен за моральный ущерб даже один судья. В своем исковом заявлении он заявляет, что его деловая репутация подорвана из-за того, что журналист «ВВ» опубликовал жалобу осужденного Георгия Янева, в которой есть ряд неприятных высказываний в адрес судьи. По мнению судьи, журналист заведомо ложно позволил себе ряд высказываний, которые оскорбляют его личность. Например, судье не понравилось, что его назвали соратником печально известного прокурора Белой Церкви Александра Лупейко. А что, лучше было бы назвать подельником? Вообще, это дело обещает быть интересным. На первом судебном заседании журналист ходатайствовал о вызове в суд свидетелей. Каких, правда, не уточнил, потому что судья попросила заявить это ходатайство на следующем заседании. А уже на следующий день одному из свидетелей позвонил неизвестный и сказал: «Ты что, хочешь, чтобы тебя повесили?» Наверное, неизвестный ошибся номером. По крайней мере, хочется так думать. Потому что иначе слишком уж страшно за нашу страну становится.

Судья желает получить по 50 тысяч гривен за «моральный ущерб» с редакции и журналиста. Сто тысяч — большие деньги. Но и «моральный ущерб», наверное, большой...

(«Вечерние вести», 10 ноября 2003 г., «Украина криминальная», 03.11.2003)

 Поділитися