MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Побиття у Вишгороді (Київська область) підлітків Артема Голуба та Вадима Марценюка

08.04.2004   

Вечером на проспекте Мазепы в Вышгороде пересеклись пути двух местных подростков — Артема Голуба и Вадима Марценюка — со стражами порядка. Начальник штаба Вышгородского райотдела Сергей Витов, оперуполномоченный Юрий Демьянов и старший инспектор по охране общественного порядка Анатолий Богацкий утверждали, что увидели нетрезвых дерущихся парней и кинулись их разнимать, а потом доставили их в милицию для установления личности, после чего отпустили.

Противоположная сторона трактовала события по-своему: драки не было — обычный спор, однако милиционеры применили грубую физическую силу и по полной программе «отвязались» на ребятах. Возможно, если бы мать Артема не являлась по образованию юристом и не работала судьей, доказать вину правоохранителей вряд ли бы удалось, потому что тех сразу же взяли под защиту, стремясь, по крайней мере, спустить дело на тормозах. В ход пошли различные методы: пытались допросить в качестве свидетеля мать Голуба, тем самым выведя ее из дела (она выступала его законным представителем), уговаривали забрать заявления, склоняли к лжесвидетельству некоторых якобы очевидцев происшествия. На каком-то этапе следствие зашло в тупик: возбужденное против сотрудников милиции дело плавно «перекроили» и начали расследование уже «по факту», а затем и прекратили — «за отсутствием состава преступления». Лишь после обращения Светланы Голуб к Генеральному прокурору материалы дела попали к другому следователю, и тот раскрутил его без оглядки на звания и должности. Артему были причинены легкие телесные повреждения, повлекшие кратковременное расстройство здоровья — сотрясение мозга, перелом костей носа, многочисленные ссадины, в том числе, на лице.

В постановлении о привлечении Анатолия Богацкого в качестве обвиняемого прямо говорилось: он наносил удары кулаком по голове парня. Юрий Демьянов отрабатывал удары на Вадиме Марценюке, причем и руками, и ногами. А когда оба подростка оказались на земле, к коллегам присоединился Сергей Витов. Особо усердствовал Демьянов. Как говорится в материалах дела, опер «унижал личное достоинство Марценюка, причиняя ему боль, ухватил того за волосы, несколько раз ударил головой о бетонное покрытие, после чего вырвал из его уха несколько сережек и выбросил».

Хотя служебное расследование было начато только после заявления матери Голуба, руководство Вышгородского райотдела, а также представитель службы внутренней безопасности областного милицейского управления предприняли титанические усилия, дабы замять историю. Демьянов, Богацкий и Витов характеризовались исключительно с положительной стороны, и все трое продолжали оставаться на своих рабочих местах. Суд приговорил майора Сергея Витова и старшего лейтенанта Анатолия Богацкого к 4-м годам лишения свободы с 3-летним испытательным сроком. Капитан Юрий Демьянов осужден на 3 года с 2-летним испытательным сроком. В течение трех лет они не вправе работать в правоохранительных органах.

Владислав Лысенко, старший помощник прокурора Киево-Святошинского района:

«Сегодня привлечь сотрудника милиции к уголовной ответственности чрезвычайно трудно — друг за друга стоят горой. Возможно, подростки вели себя неправильно, хотя это ничем не доказано, а вот работники милиции явно превысили свои полномочия. Узнав, что мать одного из доставленных в опорный пункт — судья, они испугались, вызвали родителей и отдали сыновей».

Светлана Голуб ждала, что перед потерпевшими хотя бы извинятся, но ни о каких извинениях, раскаянии речи не было. Все трое вели себя недостойно. 3 сентября приговор вступил в силу.

На памяти Владислава Викторовича это второй подобный случай за последнее время: около двух лет назад были осуждены двое сотрудников милиции, избивших в камере задержанного. Доказать их вину тоже оказалось делом непростым. Поэтому каждое доведенное до приговора уголовное дело можно рассматривать как успех.

Апелляционный суд Киевской области оставил в силе приговор Киево-Святошинского районного суда.

(«Сегодня», №212, 20 сентября 2003 г.)

 Поділитися