MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Из тюрьмы - не на улицу

09.04.2004   

С начала этого года вступил в действие закон, по которому забота о жилищном обеспечении лиц, вернувшихся из заключения, ложится на плечи государства. Харьков к этой норме подготовлен, утверждают работники системы исполнения наказаний. А вот властям других городов, возможно, придется непросто.

Начало свободы

Цитата из закона: “Особам, які звільнились з місця покарання і не мають жилої площі, по прибутті до обраного місця проживання, на період до її отримання, місцевими органами виконавчої влади надається місце для тимчасового проживання в спеціальних гуртожитках або центрах соціальної адаптації, створених цими місцевими органами виконавчої влади”.

С жилищной проблемой экс-заключенные сталкиваются не так уж редко, и чем тяжелее совершенное преступление, тем выше вероятность ее возникновения. Бывает, семья сознательно скрывается от опозорившего их родственника, так что возвращаться после отсидки в прямом смысле слова некуда. Закон предусматривает три пути для такого освобождающегося: по месту судимости, по месту ареста или по месту проживания. А там уже его квартирным вопросом должны заняться местные власти. И если раньше права бывшего заключенного представлялись сомнительными, теперь он может требовать свои квадратные метры по закону.

В Харькове эта проблема решена: в полном соответствии с вышеприведенным законом: те, кому некуда податься, могут остаться в центре соцадаптации, расположенном практически в центре города — на Руднева, 30. В конце прошлого года он открылся после долгого ремонта, и сейчас здесь находится всего лишь несколько человек. По сути, это нечто вроде общежития с комнатами на двоих, где освободившиеся пережидают сложные времена, пока не найдут себе более подходящее место для жизни или не сядут снова. Правда, касается это лишь тех, кто до осуждения жил на территории области. “Харькову в этом отношении повезло, — говорит заместитель начальника областного управления госдепартамента исполнения наказаний Александр Дегтярь. — Здесь Центр был построен еще в конце восьмидесятых стараниями Александра Бандурки, в бытность его начальником милиции”.

Подобными структурами могут похвастаться еще пара-тройка областей. Тех же, кто не обзавелся дополнительным плацдармом, грамотный заключенный вполне может заставить раскошелиться на жилье — хотя бы место в общежитии. И как тамошние власти будут решать вопрос — это уже их личные проблемы. Сел — вышел — получил жилье. Пусть даже временное. А там уж как получится: в конце концов, конкретного срока для прохождения адаптации закон не предусматривает.

Окончание несвободы

Ничуть не менее остро, чем жилищная проблема, стоит перед освобождающимися вопрос социальной адаптации, перехода из состояния заключенного в состояние свободного человека, утверждает начальник отделения по контролю за исполнением судебных решений Ирина Яковец. По новому Уголовно-исполнительному кодексу, вступившему в действие с этого года, такие полусвободные осужденные живут в так называемых участках социальной реабилитации. В Харьковской области их 95 человек, больше половины — женщины. Сейчас у нас функционируют четыре участка, еще один откроется через пару недель.

“В участках социальной реабилитации осужденные могут без надзора передвигаться в пределах территории участка, а с разрешения администрации — и вне территории участка, — говорит И.Яковец. — После отбывания шести месяцев наказания в участке при отсутствии нарушений режима они могут проживать в пределах населенного пункта, где расположена колония, со своими семьями, приобретать жилой дом, заводить хозяйство. По сути своей участки напоминают существовавшие ранее колонии-поселения для лиц, твердо вставших на путь исправления. Однако для направления на участок социальной реабилитации достаточно только начать становиться на этот путь. Кроме того, нужно отбыть определенную часть наказания, в зависимости от срока и тяжести совершенного преступления”.

Описывая преимущества участков соцреабилитации, пенитенциарные работники отмечают стимулирование “борьбы с характерной для заключенных инертностью”. И вообще, возможность облегчить свою жизнь в заключении подобным образом - это, как-никак, стимул. Особенно для тех, кто лишился свободы надолго.

Европейски выдержанные условия предполагают и то, что вопрос направления в участки соцреабилитации теперь решается не отвлеченным судом, а начальником колонии, имеющим представление о личности осужденного. Как и вопрос его возвращения обратно. По статистике, совершают правонарушения, преступления — словом, не доказывают своего исправления — 7% таких полусвободных украинских заключенных. В Харьковской области этот показатель составляет 4%. Возможно, стоит ждать, что с облегчением условий перевода на полувольное положение он увеличится, но это, скорее, вопрос компетенции работников колоний. Ну, и человеческого фактора, конечно.

(«Объектив-Но», г. Харьков, №6, 12 февраля 2004 г.)

 Поділитися