пошук  
версія для друку
16.05.2004

СВОБОДА СЛОВА 1993-1997.

   

Інформаційний бюлетень Харківської правозахисної групи

СПЕЦВИПУСК №32
20 вересня1997 року

Спецвыпуск подготовлен по материалам украинской прессы М.Недайводой.
Бюлетень видається за допомогою Національного фонду підтримки демократії (США)


I.  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

II. СМИ И ВЛАСТЬ

III.  СМИ В ТЯЖБАХ С ПЕРСОНАЛИЯМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

IV.  РАСПРАВА С ЖУРНАЛИСТАМИ

V.  РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ


I. Законодательство, общественные организации, общественное мнение

Создано Министерство Украины по делам прессы и информации. Министром назначен М.Я.Онуфрийчук.

Как утверждает министр, создание министерства имеет чисто юридические основания. Это закон о печатных СМИ, прессе Украины, статья 2 которого гласит о мерах обеспечения экономической поддержки и органах, осуществляющих эту поддержку

("Молодь України", 25 ноября 1994 г.)

17 июня 1993 г. в Минюсте зарегистрирована новая всеукраинская общественная организация - Фонд независимой прессы Украины (ФНПУ). Основная цель деятельности - способствование утверждению в обществе принципов демократии, свободы слова и печати, плюрализм мнений и участие в развитии национальной независимой прессы, формирование материально-технических предпосылок ее функционирования, всесторонняя помощь коллективам редакций газет, журналов, теле и радиопрограмм, информационных агентств, издательств, других периодических изданий и творческих групп - членов Фонда.

Все средства будут использоваться исключительно для инвестирования целевых программ, способствующих выживанию прессы в условиях рынка.

Контактный телефон в Киеве: 224-22-85

("Независимость", 23 июня 1993 года)

Вышедший Указ "О государственной поддержке периодических изданий в 1996 г." получил резонанс во многих средствах массовой информации, а также среди политиков, бизнесменов, народных депутатов.

"Только находящаяся в условиях рыночной конкуренции пресса может быть свободной и независимой. Любые льготы и привилегии отдельным изданиям нанесут ущерб демократии в стране. Мы требуем отмены этого дискриминационного Указа. Пусть читатель делает выбор между изданиями, находящимися в равных экономических условиях".

Редакция газеты "Окно" (Дружковка, Донецкая область.)

"В соответствии со ст.5 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", данный Указ можно квалифицировать как дискриминацию предпринимателей. В связи с изложенным прошу распорядиться об отмене или изменении вышеупомянутого Указа..."

Директор издательства "Прима Пресс" С.А.Базанов.

("Киевские ведомости", 15 марта 1996 г.)

В конце мая нынешнего года КМ Украины принял постановление "О некоторых вопросах охраны государственных тайн в печати и других средствах массовой информации".

Начальник Харьковского областного управления по охране государственных тайн в печати и других средствах массовой информации М.П.Кугафин сообщил, что управление не обладает такими функциями, которые одно позволяют, иное запрещают. Главное - проводить общегосударственную политику охраны государственных тайн и тайных сведений в печати и других средствах массовой информации. Поэтому оно занимается "разъяснительной работой", будет проводить "круглые столы", конференции в редакционных коллективах, беседы.

("Слобідський край", 8 июля 1993 г.)

В ходе разработки "Свода сведений, составляющих государственную тайну Украины", участвовали в основном министры, их замы, правительственная элита и функционеры от производства. Документ утвержден 31 июля сего года Государственным комитетом Украины по вопросам государственных секретов. Если до недавних пор действовавший на территории Украины "Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну (СССР, декабрь 1980 года) содержит 146 позиций, то его украинский нормативный аналог - уже около 200 пунктов и подпунктов. Что же за ущерб государственным интересам способно причинить разглашение сведений о состоянии и способах охраны лечебно-трудовых профилакториев? По коллегиальному экспертному решению представителей генпрокуратуры, МВД и Верховного Суда, сведения о приведении приговоров в исполнение по отношению к тем, кто осужден к исключительной мере наказания, отнесены к государственной тайне. В украинский свод секретов включены сведения о боевых возможностях отечественных образцов вооружения и военной техники. В рамках отдельного предприятия число автотранспортной, дорожно-строительной и подъемной техники, предназначенной для возможной военной мобилизации, тоже отнесено к государственной тайне. В украинский свод секретов перенесен абзац о пропускной способности автомобильных дорог в приграничных районах. Причислены к разряду засекреченных данные топографических и специальных карт масштаба 1:50000. Представляется еще более странным запретный пункт о картографической продукции, характеризующей рельеф всей поверхности Земли. Свод секретов запрещает как бы то ни было конкретизировать информацию об общепризнанных способах защиты национальной валюты, а также любую информацию о заготовке донорской крови и ее препаратов...

("Киевские ведомости", 8 сентября 1995 г.)

Свобода слова в стране невозможна без наличия соответствующего законодательства. Эти вопросы поднимает в своей статье "Телевидение на распутье" В.Цендровский, президент Украинского телевизионного союза ("Демократическая Украина", 5 июня 1993 года). Ныне в ВС ожидают своего рассмотрения два Закона: "О телерадиовещании Украины" и "О связи". Проект закона о телевидении вобрал в себя цивилизованные нормы, дает всем равные права принимать участие в телерадиовещательном цикле (создавать компании, выходить в эфир). Проект предусматривает создание Национального Совета по вопросам телерадиовещания. В то же время в законе имеются некоторые настораживающие места. В частности, касающиеся языка, на котором должно вестись телерадиовещание.

Положения по этому вопросу просто не учитывают потребностей граждан в различных регионах Украины. Сомнительной является также норма, согласно которой все телерадиовещательные организации обязаны 50% времени отводить продукции, произведенной на территории Украины.

У нас нет миллиардов карбованцев для создания интересных национальных фильмов и программ, которые соберут миллионные аудитории зрителей, и, таким образом, телевидение потеряет своих зрителей.

По мнению автора, в проекте закона о телевидении нечетко говорится о формировании Национального совета по вопросам телевидения. Автор предлагает формировать Национальный совет из 8 человек (4 - от ВС, 4 - от Президента), чтобы предотвратить угрозу монополизации управления одним органом власти. Автор предлагает создать на основе Государственной телерадиовещательной компании Украины несколько отдельных структур национального телевидения и Наблюдательный совет для раздела между этими структурами средств из государственного бюджета, согласования и утверждения руководителей, корректировки программной политики, но телерадиокомпании в этих условиях должны быть свободны в своих творческих замыслах.

Сложнее с проектом закона о связи. Собственно, он может перечеркнуть все достижения закона о телевидении, поскольку предусматривает монопольное право решения всех вопросов в отрасли связи одним министерством. Автор считает, что нужно установить шлагбаум на пути принятия в первом чтении закона о связи.

Тема "круглого стола", который состоялся в столичном Доме ученых под патронажем "Дома Свободы", звучала так: "Украинское законодательство и политическая журналистика". Почти все представители средств массовой информации, собравшиеся здесь, говорили об отсутствии в Украине реальной свободы слова. Все издания без исключения экономически зависимы. Над прессой господствуют группы и интересы. К тому же иногда четвертая власть прислуживает не только трем первым, но и пятой. В наших газетах "информашки", противоречащие взглядам людей, "содержащих" издания, как правило, бракуются. Разумеется, если газета "на службе" у тех, кто ее возглавляет, нет стимулов для поисков и профессионального роста. Что же делать тем изданиям, которые не хотят бесславно погибнуть из-за нехватки финансов, и в то же время стремятся оставаться "неприкосновенными". Рецепт некоторых СМИ довольно необычный: следует продаваться всем, а поэтому - никому.

("Голос України", 25 января 1997 г.)

С.Грабовский: "Премия не присуждена. Почему?"

В конференц-зале агентства УНИАН должна была состояться церемония присуждения ежегодной премии имени Валерия Марченко за освещение проблемы прав человека и правозащитной деятельности на страницах периодической прессы. Церемония состоялась. Но премия присуждена не была. Что же случилось?..

Выступая на церемонии, которая должна была бы стать церемонией вручения премии, сопредседатель Украинско-Американского бюро защиты прав человека (учредителя премии), бывший узник совести в советских лагерях Зиновий Антонюк привел ряд аргументов в пользу того, что ни один печатный орган, ни один журналист Украины не может быть отмечен премией имени Валерия Марченко без того, чтобы не девальвировать сущность премии. Зиновий Антонюк попробовал проанализировать причины того, что сейчас в украинском обществе проблеме прав человека посвящается значительно меньше внимания, чем даже несколько лет тому назад. Он отметил, что даже среди интеллигенции доминирует понимание свободы как некоего единоразового взрыва, после которого, образно говоря, можно снова спать на печи. Почему люди желают много говорить об обустройстве державы и в то же время уклоняются от кропотливого ежедневного труда для создания "поля свободы" гражданского общества? Почему в Украине так любят свободу и так мало ее ценят? По мнению Зиновия Антонюка, для преодоления всего этого потребуются годы, потребуется духовная реформация, которая создаст морально-этическое основание реформ. Но, несмотря на все, внимание общества к защите прав человека является вопиюще неадекватным тем угрозам, которые сегодня имеются в стране. Отдельные публикации в прессе, как правило, остаются без ответов властных структур, отражая ситуацию, когда безопасность гражданам не гарантируется, а бездействие власти поощряет преступность и нарушения прав человека...

("Вісті з України, №40, октябрь 1994 г.")

26 февраля в Киеве Центр политических и экономических исследований под руководством Александра Разумкова совместно с Фондом Конрада Аденауэра провел "круглый стол" на тему "Свобода слова и власть в Украине".

По окончании работы участники согласовали текст заявления, которое будет направлено в адрес Президента, Верховной Рады и правительства Украины. В заявлении идет речь о необходимости отдельным законом в соответствии со статьей 34 Конституции определить основания и порядок ограничения права на свободу слова, которые бы исключили возможность их двузначного и субъективного толкования; более тщательно регламентировать в законе "О печатных СМИ" статью, где идет речь о взаимоотношениях между учредителем газеты и редакцией, ограничить права издателей с целью избежать цензуры и давления на редакцию; в тот же закон внести изменения, в которых бы определялся правовой статус независимого журналиста как участника информационных отношений; подготовить и принять Хартию этики журналиста Украины, создать Палату информационных споров как гражданский орган, в состав которого могли бы войти главные редакторы влиятельных и популярных газет, известные журналисты, правозащитники; внести дополнения и изменения к закону Украины "О телевидении и радиовещании" с целью лишения Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания права аннулирования выданных лицензий (отобрать которые, по большому счету, имеет право только суд). Согласно опросу ведущих журналистов Киева и областных центров,

I. Объективные предпосылки существования независимых СМИ Украины журналистами оцениваются как недостаточные. По десятибальной шкале оценки:

1. Развитое законодательство - 4,2 балла.

2. Финансовая независимость СМИ - 2,5 балла.

3. Действия государственной власти, направленные на поддержку независимых СМИ, - 2,1 балла.

II. 1. Политическая цензура в Украине: существует - 30%, скорее существует - 40%, скорее не существует - 22% , не существует 8%.

2. Наличие политической цензуры в большей степени ощущают столичные журналисты и в меньшей - работники областных СМИ.

III. 1. Большинству опрошенных журналистов пришлось лично встречаться с политической цензурой - это отметили 70,6% респондентов.

Практически никогда не встречались с политической цензурой 23,5% опрошенных.

2. Личный опыт столкновений с цензурой у столичных и областных журналистов практически одинаковый, но частота таких столкновений выше в областях.

IV. С точки зрения журналистов, издание может практически без отрицательных последствий для себя опубликовать критические материалы о Верховной Раде Украины, немного в меньшей степени - о КМ Украины. Публиковать же критические материалы о Президенте Украины для издания не вполне безопасно, а о криминальных кланах - практически невозможно.

V. Касательно конкретных отрицательных последствий публикации критических материалов работники СМИ на первое место поставили психологическое давление на журналиста и редактора - 48%; на второе - экономические санкции против издания - 26%; на третье - физическую расправу с журналистами - 14%. Здесь есть отличия в точках зрения столичных и областных журналистов. Так, последние признали, что силовой метод давления преобладает над экономическими санкциями.

VI. Журналисты единодушно (100%) признали наличие в Украине практики "заказных" статей.

VII. Окончательное решение о публикации материалов принимает преимущественно главный редактор - 47,4%, далее - учредитель СМИ - 38,6%, в редких случаях - сам журналист или творческий коллектив (по 4%).

VIII. В ситуации давления журналисты менее всего рассчитывают на помощь правоохранительных органов. Более всего киевские журналисты полагаются на влиятельных покровителей (37,1%), а областные рассчитывают на свои силы - 31,3%.

IX. Оценивая влияние властных и общественных институций на СМИ Украины, журналисты признали это влияние в различной степени негативным. Положительный, хотя и невысокий, показатель получили только "финансово-экономические круги".

X. Сравнивая уровень свободы слова в Украине и России, журналисты в преимущественном большинстве склонялись к мысли, что в России он выше (54,9%), третья часть опрошенных оценивала его как одинаковый и только 5,9% респондентов полагают, что в Украине уровень свободы слова выше.

По мнению "Зеркала недели", российская картина свободы слова выглядит более красочной, потому что в России, в отличие от Украины, существует плюрализм кланов. А соответственно, и принадлежащих им СМИ.

XI. Для обеспечения более высокого уровня свободы слова в Украине журналисты считают необходимым прежде всего:

- обеспечить финансовую независимость СМИ и журналистов (84,3%), а также

- изменить отношение к СМИ со стороны органов государственной власти (39,2%).

("Зеркало недели", N9, март 1997 г.)

Принципы, которых должен придерживаться законодатель при разработке законов, ограничивающих свободу слова:

- лицо не обязано доказывать истинность оценочных суждений и не может быть признано виновным в клевете только лишь за высказывание своего мнения по вопросам, вызывающим общественный интерес, если эти высказывания не базируются на ошибочных сведениях, не были злонамеренными или изложенными в оскорбительной форме;

- политики, правительство и правительственные органы должны принимать больший объем критики в свой адрес, чем частные лица;

- ни национальная безопасность, ни конфиденциальность не могут оправдать сокрытие информации, которая уже была опубликована ранее;

- право получения информации, вызывающей законный социальный интерес, имеет преимущество перед сохранением тайны судопроизводства;

предыдущие ограничения, особенно против прессы, должны приниматься с особой осторожностью.

(ПЛ, №15, 1997 г.)

Контролировать информационное пространство не означает закрыть его.

Имеется в виду использование резонансных коммуникативных технологий. Здесь не руководят системой как целым, а пытаются шаг за шагом внедрять определенные темы и сообщения, привлекая к ним общественное мнение.

Социальное управление осуществляется в любом типе общества. Функции управления общественным мнением такие:

а) формирование повестки дня (списка приоритетов): что именно и в каком аспекте будет обсуждаться;

б) переключение общественного мнения с одного аспекта на другой;

в) внедрение в общественное мнение новых тем и ситуаций;

г) организация поддержки общественным мнением инициатив властных структур;

д) контрпропагандистская работа, которая является ответом на информационные действия другой стороны.

Это направление имеет название "стратегические коммуникации". Стратегические коммуникации определяют, что и каким образом должно быть сказано. Тактические - где и когда будет сказано. К последним относятся также специалисты по "лечению" информационной ситуации, если она приобретает невыгодный для страны характер. В этот режим функционирования была переведена программа "Время" ОРТ накануне президентских выборов. Тем временем УТН рождает информационные сообщения, которые, по данным социологов, принципиально не смотрит значительное количество социальных групп.

Новый подход к информационной политике требует, прежде всего, иного "интеллектуального ресурса"/

("День", N 101, июнь 1997 г.) II. СМИ и власть

Здоровега В. "Пресса и власть".

Статья профессора Владимира Здоровеги опубликована под рубрикой "Точка зрения".

Автор полагает, что строительство демократического государства не мыслимо без четких представлений о качественно новом месте масс-медиа в политической системе общества. И здесь возникают по меньшей мере еще две серьезные проблемы.

Первая из них состоит в том, что Украинское государство в силу ряда объективных причин оказалось без надежной информационной системы.

Сами реформы и независимость Украины не имеют информационного обеспечения в виде специальных информационно-аналитических центров, способных исследовать, намечать перспективы, предостерегать от ошибочных решений.

Вторая проблема состоит в том, чтобы теоретически спрогнозировать и практически воплотить качественно новые отношения между массовой коммуникацией и государством, между словом и властью в демократическом обществе. Автор напоминает, что свобода слова, прессы - дело не только деликатное, но и многогранное. Кроме законодательных гарантий она предусматривает наличие зрелой общественной мысли, оригинальных мыслителей. В.Здоровега обращается к материалам двух конференций, состоявшихся во Львове, которые выявили две противоположные точки зрения на проблему свободы слова.

Одни считают, что не может быть и речи о свободе средств массовой информации, если они рассчитывают на какую-либо поддержку правительственных кругов или партийных сил. Другие стоят на позиции, что государственная поддержка не только возможна, но и неминуема.

Далее автор представляет разделение системы информации в Украине в зависимости от источников финансирования.

Так как же сегодня обеспечить свободный обмен информацией, поддержать свободу слова? - спрашивает он. По его мнению, прежде всего путем общественно-философского осмысления и законодательного закрепления самого принципа свободы слова. Весьма важно понять, что пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, будучи зеркалом, вглядываясь в которое, оно лучше узнает самоё себя. Отсутствие такого "зеркала", полагает автор, приводит к перерождению и вырождению. Кратко анализируя законы Украины об информации и о периодической печати, автор видит в них ту беду, что до сих пор не обеспечены механизмы их реализации, выработки необходимых социальных гарантий.

Важный шаг в достижении независимости средств массовой информации автор видит в их постепенном разгосударствленнии, демонополизации, при этом он склоняется к мысли, что зависимость от экономических структур все же более выгодна, чем от структур властных. Владимир Здоровега отдает должное консолидирующей, интегрирующей роли средств массовой информации в процессе создания государства и призывает к материальной и моральной поддержке свободного слова.

("Молодь України", 24 декабря 1993 г.)

В связи с событиями на украинском телевидении (связанными с молодежной студией "Гарт") и общим состоянием с правами на свободу слова в Украине, газета "Независимость" в начале января 1994 года дала ряд материалов на эту тему.

Из заявления Христианско-демократической партии Украины по поводу наступления власти на свободу слова:

"Расправа со свободой и законностью начинается с расправы со свободным словом.

Те, кто привел Украину к катастрофе, хотят разбить ночной фонарь независимой прессы, поскольку он мешает им безнаказанно обманывать народ и разваливать государство, реализуя свои узкокорыстные инстинкты. Выражая решительный протест против зажима свободы слова, печати и информации, ХДПУ обращает внимание европейских правозащитных организаций, правительств и мировой общественности на широкомасштабную кампанию нарушения основных прав человека, начатую правящей верхушкой Украины".

Решением Старокиевского райнарсуда г.Киева от 17.05.94 г. признаны незаконными действия вице-президентов Укртелерадиокомпании З.Кулика и В.Резникова, направленные на "утаивание" информации.

Один из главных цензоров УТ В.Лотоцкий откровенно признался в суде, что с законодательством Украины относительно свободы печати и информации он незнаком за ненадобностью.

Суд взыскал с Укртелерадиокомпании в пользу истца по делу "Гарта" - главного редактора молодежных программ В.Павлюка - 20 млн. карбованцев в счет покрытия морального ущерба.

Но вряд ли эта символическая сумма способна возместить моральный ущерб, нанесенный журналистам и многомиллионной аудитории закрытием "Гарта". А именно так, по свидетельству экспертов, следует расценивать приказ З.Кулика, который запрещает выход "Гарта" в "живом эфире". К сожалению, этого приказа суд не отменил.

("Независимость", 20 мая 1994 г.)

Газета "Київський телеграф" 3 мая опубликовала первую часть статьи украинского писателя, члена редколлегии "Незборимої нації" Василя Рубана "Убей Шамбару!", в которой автор раскрывает механизм демократического разрушения Украинского государства при помощи всемирных масонских организаций. Как стало известно, Л.Кравчук запретил публиковать продолжение этой работы В.Рубана, и 10 мая очередной номер "Київського телеграфу" вышел без обещанного продолжения статьи "Убей Шамбару!".

("Вечірній Київ", 14 мая 1994 г.)

"Вечером 16 февраля тысячи крымчан не дождались выхода в эфир единственной еженедельной украинской программы Крымского телевидения. Как выяснилось, запрет на эту телепередачу по политическим мотивам наложил вице-президент телерадиокомпании "Крым" Борис Кияшко. В тот же вечер редактор украинской программы Крымского ТВ Виктор Хоменко в знак протеста подал заявление об увольнении, в котором указал, что он не может работать под "постоянным давлением политической цензуры". Он сказал, что запрет на выход в эфир украинской программы телерадиокомпании "Крым" тесно связан с заявлением Юрия Мешкова на пресс-конференции 16 февраля о недопущении "использования государственного телевидения в личных интересах". Очевидно, телевизионные чиновники спутали пропаганду государственнических идей и украинского языка в программе Виктора Хоменко с "личными интересами", о которых так печется крымский президент. Как считает В.Хоменко, инцидент с украинской программой - "лишь прелюдия к массовым политическим чисткам на Крымском телевидении". Наступление на свободу слова в Крыму продолжается.

("Молодь України", 18 февраля 1994 г.)

Полтавская номенклатура боится свободного журналистского слова. Поэтому и "отстреливают" талантливых газетчиков с демократическими убеждениями. В результате "последнего решительного боя" облисполкомовцев с газетой "Молода громада" из редакции ушла Анна Волкова, очередь за Юрием Волковым и Юрием Коржиковым. На счету горисполкома - погром самой популярной в городе газеты "Полтавський вісник".

("Молодь України", 18 ноября 1994 г.)

300 миллионов карбованцев - таков, по мнению председателя регионального отделения Всеукраинского комитета защиты прав человека Игоря Воскобойникова, моральный ущерб, нанесенный ему неправомерными действиями Донецкого областного суда.

Из искового заявления, направленного правозащитником на имя председателя Верховного суда Г.Бутенко, явствует: не разорения ответчика добивается истец, а признания того, что исполнение законов обязательно для всех, в том числе и для третьей - судебной - власти.

По роду деятельности членам комитета необходимо работать в постоянном контакте с правоохранительными, судебными органами. Однако правозащитники вынуждены месяцами добиваться, ответов чиновников от Фемиды по существу их обращений, заявлений, жалоб. Как и в недалеком прошлом, в борьбе с бюрократической волокитой и судебным произволом эффективны лишь публичные, демонстративные акции протеста - сборы подписей, пикеты, выступления в печати. Каково же было удивление Игоря Воскобойникова, внештатного корреспондента газет "Донетчина", "Самостійна Україна" и ряда других изданий, когда работники милиции и военнослужащие в форме Национальной гвардии в июне этого года решительно преградили ему вход в большой зал Донецкой обладминистрации, где проходила конференция судей области. Команду "не пущать" отдала сама председатель облсуда Л.Гонтарь. Видимо, она посчитала, что статьи законов о печати и об информации, гарантирующие журналистам право собирать и получать информацию, на ее ведомство не распространяются.

("Независимость", 3 августа 1994 г.)

Мэр Одессы Эдуард Гурвиц поручил вице-мэру Одессы Александру Прокопенко проанализировать совместно с депутатской комиссией по вопросам законности и правопорядка публикации органа горсовета газеты "Одесский вестник", имеющие явно антигосударственную, антиукраинскую направленность, и передать материалы прокурору города Дмитрию Монохиди. Так отреагировал Эдуард Гурвиц на открытое письмо "Слово к мэру Одессы", опубликованное 8 сентября в областной газете "Черноморские новости" руководителями организаций "Просвіта" на производственных предприятиях областного центра, в котором они обращали внимание на антигосударственное содержание публикаций газеты, финансируемой горсоветом.

("Новости, 15 сентября 1994 г.")

Заместитель председателя ВС Украины А.Ткаченко подписал распоряжение N88, согласно которому запрещается немотивированное пребывание посторонних лиц в помещениях ВС Украины. Интересен пункт 5 распоряжения, которым секретариату ВС поручено в месячный срок внести предложения о переаккредитации корреспондентского корпуса, обеспечивающего освещение работы ВС, и привести это в соответствие с "Инструкцией по обеспечению охраны Верховного Совета Украины, защиты его административных зданий и служебных помещений". Готовится новое наступление на свободу информации, считает народный депутат Украины Игорь Осташ.

("Киевские ведомости", 18 ноября 1994 г.)

Внеочередная сессия Дрогобычского горсовета Львовской области в связи с политической ситуацией в Украине постановила запретить в регионе деятельность организаций, исповедующих марксистско-ленинскую идеологию. Депутаты одобрили обращение к Президенту и Верховному Совету Украины с требованием запрета регистрации и деятельности прокоммунистических организаций. Решено "изъять из продажи прокоммунистические и имперские издания, пропагандирующие коммунистические идеи и призывающие к ликвидации независимости Украины". Таковыми дрогобычские депутаты считают газеты "Вільна Україна", "Товариш", "Киевские ведомости", "Правда Украины" и "Комсомольская правда".

Харьковская областная и городская "Союзпечать" в третий раз отказала республиканцам (УРП - Ред.) в распространении через ее киоски газеты "Самостійна Україна". В то время когда витрины газетных лавочек бывшей украинской столицы пестреют антигосударственным чтивом, уже само название издания ужасает чиновников "Союзпечати".

("Самостійна Україна", №4, январь 1995 г.)

Донецкая прокуратура борется с УНА-УНСО и единственной в Горловке украинской газетой "Спадщина". Недавно "Комсомольская правда" напечатала пасквиль на "Спадщину" и ее учредителя, президента АО "Хвиля" Б.Иваненко, будто бы он организовал вооруженных боевиков в соответствующей экипировке, а "Спадщину" показала неким монстром. Заместитель прокурора г.Горловки О.Шевченко вызвал редактора "националистической" газеты М.Губаша, чтобы проверить, имеют ли место факты, опубликованные в "КП". Зачем запугивать редактора "Спадщини" статьями Уголовного кодекса за разжигание межнациональной вражды, если такие публикации отсутствуют? В Горловке пять русскоязычных газет, в них часто появляются антиукраинские публикации, и ни прокуратура, ни СБУ на это не реагируют.

("Східний часопис", 11 февраля 1995 г.)

Газета Лубенской организации Руха "Поклик" перестала выходить. Причиной этого является указание председателя городского Совета Коряна не печатать оппозиционную газету в лубенской типографии. Он угрожал физической расправой издателям газеты, если они не прекратят критиковать горисполком. Газета выходила еженедельно пятитысячным тиражом и составляла серьезную конкуренцию официальному изданию "Лубенщина".

("Галичина", 8 февраля 1995 г.)

Группа ведущих отечественных и аккредитованных в Киеве иностранных журналистов распространила заявление, в котором подчеркивается, что в последнее время усилились активные попытки политического давления на средства массовой информации, при этом грубо попираются не только элементарные нормы журналистской этики, но и общепринятые в мире отношения между прессой и властью.

Еженедельник "Зеркало недели", основанный в Киеве газетой "Новое русское слово" из Нью-Йорка, поблагодарил коллег за защиту.

("Вечірній Київ", 25 июня 1996 г.)

Секретариат Донецкой областной организации журналистов Украины распространил заявление о нарушениях Закона Украины о прессе. В Константиновке, Славянске и других городах местные власти нередко не допускают журналистов к источникам информации, прибегают к цензурированию материалов. Кроме того, областная журналистская организация добивалась расследования убийства корреспондента "Вечернего Донецка" Сергея Кравченко, нападений на журналистов Любовь Земскову, Маргариту Кулакову, Александра Будько, однако эти и другие преступления остались нераскрытыми.

("Голос Украины", 30 июня 1995 г.)

Очередным проявлением борьбы за средства массовой информации в Крыму стало решение вице-президента Государственной телерадиокомпании "Крым" Сергея Громова запретить под смехотворным поводом выход в прямой эфир ежедневной популярной трехчасовой программы "Сиреневый айсберг" и других программ творческого объединения "Остров Крым".

Как считает главный редактор ТО "Остров Крым" Леонид Пилунский, мотивы таких действий С.Громова имеют политический характер. По его словам, ранее работники "Острова" неоднократно слышали угрозы и требования "прекратить проукраинскую пропаганду". И действительно, в "Сиреневом айсберге", других программах этого творческого объединения крымского радио четко прослеживалась государственническая позиция. Очевидно, это и не нравилось многим в Крыму. С.Громова лишь недавно назначили вице-президентом ГТРК "Крым", работу эту он начал с "чистки" кадров. Возможно, потому, что в 1991 году под давлением коллектива он был уволен с подобной должности за откровенную поддержку ГКЧП.

("Молодь України", 29 июня 1995 г.)

До трех лет лишения свободы грозит днепропетровскому журналисту Вадиму Рыжкову. Областная прокуратура обвиняет его в клевете на Генерального прокурора Украины, бывшего прокурора Днепропетровской области Григория Ворсинова. Поводом к возбуждению дела по статье 125, ч.2 УК (распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений в печатном произведении) стала публикация в газете "Днепропетровск" анонимной заметки "Генеральный прокурор защитил двух днепропетровских вкладчиков". В заметке со ссылкой на руководителя одной из местных трастовых компаний говорилось, что Григорий Ворсинов, в бытность прокурором области, просил компанию вернуть вклады двум своим заместителям, "а сумма этих двух вкладов составляет более одного миллиарда карбованцев каждый".

39-летний Вадим Рыжков последние три года работает корреспондентом агентств Рейтер, Интерфакс-Украина и украинской службы Би-Би-Си. Все они предъявляют к своим сотрудникам жесткие требования в вопросах достоверности сообщений. Однако в процессе сбора информации Рыжков пользовался блокнотом, а не диктофоном, и потому не смог подтвердить свои слова магнитозаписью. В Днепропетровске говорят, что лишь благодаря вмешательству средств массовой информации Рыжкова не посадили, а взяли у него подписку о невыезде.

("Киевские ведомости", 22 декабря 1995 г.)

Одесский областной суд частично удовлетворил иск председателя Одесского облисполкома, депутата ВС Украины Руслана Боделана к редакции независимой газеты "Юг". Председатель обиделся на статью бывшего политзаключенного Василия Барладяну "В память павших, во имя живых", в которой автор напомнил Боделану о его многолетней должности первого секретаря Одесского обкома КПУ. Судья Малиновского райсуда г. Одессы не отреагировал на ходатайство газеты о проведении судебного заседания на территории другого города, что предусматривается ГПК Украины. Райсуд решил дело в пользу истца, уменьшив сумму иска со 100 млн. крб. до 50 млн. крб.

(ПЛ, №6, 1995 г.)

Группа судей выиграла судебный процесс у редакции газеты "Днепровская панорама" (Днепропетровск), которая напечатала статью руководителя Днепропетровского правозащитного центра Р.Мухамеджанова с критикой в адрес судей по конкретному делу.

(ПЛ, №18, 1995 г.)

Репортер газеты "Ратуша" Николай Савельев был вызван к следователю УСБУ в связи с публикацией в газете "Молода Галичина" его статьи "Совершенно секретно: вербовать только патриотов". Управление СБУ во Львовской области возбудило уголовное дело по обвинению его "в разглашении государственной тайны", а это грозит журналисту лишением свободы от 2-х лет и больше, а если разглашение приведет к тяжким последствиям - от 5 до 8 лет. К следователю быз вызван на допрос и редактор газеты "Молода Галичина" Александр Бусол.

(ПЛ, №6, 1995 г.)

Два с половиной часа длился допрос корреспондента Киевской газеты "Независимость" Эллы Давиденко. Следственные органы изъяли у нее дома документы, по которым она написала статью об аресте генерального директора концерна "Украгротехсервис" Василия Мушко.

(ПЛ, №1, 1995 г.)

Одесский областной радиотелевизионный центр прекратил трансляцию новогодней программы муниципальной телекомпании "РТВ-7" под давлением "координационного совета" облисполкома. Трансляция была возобновлена после вмешательства Министерства связи Украины.

(ПЛ, №1, 1995 г.)

Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания выразил несогласие с решением правительства об ограничении времени трансляции телевизионных программ. Это может отрицательно сказаться на организации досуга детей и молодежи.

(ПЛ, №1, 1995 г.)

На программу новостей "СИТ-3" оказывается жестокое давление, в том числе финансовое, продолжается лишение "прямого эфира", ограничение хронометража и перенесение на более позднее время с молчаливого согласия руководителей Гостелерадио Зиновия Кулика и Национальной Телекомпании Александра Савенко.

(ПЛ, №5, 1995 г.)

Продолжается практика ограничения деятельности журналистов. Охрана Президента Л.Кучмы во время его визита в Запорожье не допустила большинство журналистов на объекты, которые посещал глава государства, на его встречи с администрацией Степногорска и трудовым коллективом ЗАЭС.

В Старокиевском райсуде судья Оксана Костанян требовала прекратить теле- и фотосъемку судебного заседания по поводу взимания с киевлян повышенной платы за коммунальные услуги и даже составила акт на фотокорреспондента "Киевских ведомостей".

Распоряжением №419 в ноябре 1995 года Л.Кучма практически создал вертикаль пресс-центров, которые должны координировать с пресс-службой Президента подготовку материалов для СМИ.

Все это можно расценить как наступление на свободу слова, нарушение прав журналистов и всех граждан на информацию. Еще в ноябре 1993 года Союз журналистов Украины направил в Верховный Совет Украины проект Хартии свободы слова в Украине

(ПЛ, №7, 1996 г.)

"Невыход программы "Післямова" на канале УТ-1 является попыткой установить политический контроль над государственным телевидением", - отметил президент телекомпании "Нова мова" Александр Ткаченко.

(ПЛ, №5, 1996 г.)

Прокуратура г. Харькова приняла решение закрыть харьковскую эротическую газету "Марго"

(ПЛ, №7, 1996 г.)

Со 2 февраля 1996 г. без каких-либо предупреждений на телеканале "Севастополь" снята с эфира программа телерадиоцентра "Бриз". 12 февраля 1996 г. директор Севастопольской городской типографии П.М.Орленко отказался печатать газету "Вечерний Севастополь", требуя внесения изменений в содержание материалов, дающих оценку определенным действиям главы горгосадминистрации.

("ПЛ", N9 1996 г.)

Усилилось давление на СМИ, участились случаи преследований, избиений и даже убийств журналистов. Началось давление со стороны правоохранительных органов на редакцию донецкой газеты "Тюрьма и воля". Начальник следственного управления Донецкой областной прокуратуры Л.Червяков прямо угрожает заместителю главного редактора Александру Букалову, члену "Международной амнистии" и сопредседателю Донецкого "Мемориала".

(ПЛ, №22, 1996 г.)

Социалистическая фракция Верховного Совета Украины полагает, что деятельность государственных электронных СМИ поставлена "под окончательный контроль структур исполнительной власти". Прекращение трансляций ОРТ, господствование иностранных инвесторов в телеэфире Украины и т.п. и последние кадровые назначения в информационной сфере, считают социалисты, "направлены на ограничение свободы слова и демократии в Украине и создание преимуществ президентской команде в следующих политических и избирательных кампаниях". Фракция заявила, что будет добиваться ликвидации политической цензуры "всеми законными способами"

(ПЛ, №20, 1996 г.)

Проблема обеспечения свободы слова в Севастополе по-прежнему не теряет своей актуальности. 10 октября 1996 г. были изъяты у журналистов работниками правоохранительных органов видеоматериалы о покушении на жизнь главы горгосадминистрации В.М.Семенова. То же произошло во время переговоров о разделе Черноморского флота. Сокращались и снимались с эфира программы ТРЦ "Бриз". Было совершено нападение на телерадиоцентр.

("ПЛ", №4, 1997 г.)

Выход полтавской газеты "Наше слово", учредителем которой стало хорольское спортивное общество "Соловей" им. Дмитрия Корчинского, остановил Хорольский районный суд, обнаружив в двух первых номерах газеты нарушение сразу трех статей Закона о прессе - 3-й, 20-й и 32-й (от призывов к насильственной смене конституционного строя до разжигания межнациональной вражды). В конце прошлого года Полтавский областной комитет по делам прессы и информации признал свидетельство о государственной регистрации "Нашого слова" недействительным. Стало маленькой сенсацией, что вскоре должен появиться третий номер "Нашого слова" - газета под таким названием уже зарегистрирована в Киеве как всеукраинское издание, учредителем которого стало частное лицо - лидер Хорольской районной организации УНА Юрий Ридкобород.

("Україна молода", №8, 1996 г.)

В марте этого года на Харьковском телевидении произошло Ч.П. Приказом N31 генерального директора областной телерадиокомпании А.Г.Емца был уволен с работы редактор телевидения Владимир Соболевский, снят со своего поста заместитель генерального директора В.Постольный, получила выговор и.о. главного редактора В.Пилипенко. В.Соболевский беседовал в эфире с экономистом А.С.Гугелем, который обсуждал проект Конституции Украины. Обсуждать проект Конституции можно, но без пессимизма и критики...

Случившееся в Харькове - это действительно Ч.П., которое свидетельствует о следующем:

1. Государственными чиновниками высокого ранга в электронных СМИ вводится политическая цензура. Нарушаются закрепленные законами Украины и международным правом принципы свободы слова и право каждого человека на свободное выражение своего мнения.

2. За попытку реализовать в своей профессиональной деятельности указанные права и свободы репрессированы журналисты, работники ХТ.

3. Поставлена под сомнение возможность свободного обсуждения проекта Конституции Украины. В условиях столь грубых нарушений свободы слова не будет никаких правовых оснований принимать Конституцию всенародным референдумом.

("Зеркало недели", N18-19, 1996 г.)

Национальный Совет по телевидению и радиовещанию запретил выход программы "Післямова" по причине якобы искажения информации о жизни на Кубе, куда сотрудники передачи ездили вместе с делегацией во главе с председателем Верховного Совета Украины А.Морозом. Программа все же вышла под несколько иным названием "Післямова в контексті подій".

(ПЛ, №14, 1997 г.)

Завуалированной попыткой политической расправы и стремлением определенных политических сил прибрать к рукам независимое издание накануне избирательной кампании назвал народный депутат Украины Р.Омельчук арест главного редактора газеты "Рівне" Александра Голуба, который был освобожден после вмешательства народных депутатов Украины от Ровенщины.

(ПЛ, №16, 1997 г.)

В соответствии с Законом Государственная контрольно-ревизионная служба Украины "не наделена полномочиями осуществлять проверки негосударственных организаций". Скандал вокруг внезапного "наезда" Глав КРУ на негосударственные организации в информационном пространстве Украины набирает обороты. Вызывает удивление и перечень СМИ, подлежащих проверке: "Аргументы и факты", "Комсомолка", "Труд", "Известия", "Правда Украины", "День", "Регион", "Зеркало недели", "Киевские ведомости", "Коммунист", издательства "Освіта", "Книга", "Кадр", телекомпании "Ютар", "Нарт", "Заграва", "Народне телебачення України". Народный депутат Сергей Соболев считает, что началась предвыборная кампания - часть первая.

Редакции газет, теле- и радиокомпаний, особенно негосударственных, стремятся давать правдивую картину общественной жизни, независимо от того, нравится она власть предержащим или нет. Такая пресса нужна и власти - без нее невозможно реформировать общество. Жаль, что власть этого не понимает.

("Киевские ведомости", 23 апреля 1997 г.)

Прокурор Симферополя М.Негреша возбудил уголовное дело против крымской журналистки Татьяны Коробовой по ст. 125 УК Украины - клевета. Татьяна Коробова написала несколько острых материалов о депутате Миримском и его деятельности. Народный избранник подал иск в Железнодорожный райсуд Симферополя. В середине прошлого месяца Татьяну уволили из гостелерадиокомпании "Крым", где она проработала 15 лет. Причина: сокращение штатов.

("Киевские ведомости", 9 августа 1997 г.)

Из обращения крымских журналистов:

"Мы, участники "круглого стола" "Этническая пресса в Крыму: проблемы и перспективы", выражаем обеспокоенность ситуацией, в которой оказались печатные издания, рассчитанные на удовлетворение потребности этнических групп населения Крыма. Значительная часть газет, издаваемых национальными общинами и обществами, по финансовым причинам фактически прекратили свой выход. Хроническое недофинансирование государственных изданий также ставит их на грань закрытия. Более того, есть случаи, когда некоторые политические силы через органы власти пытаются оказывать давление на журналистские коллективы таких изданий в угоду своим амбициям и политическим целям. Отворачиваясь от решения проблем этнической прессы в Крыму, органы власти фактически способствуют лишению населения возможности получать достоверную информацию о жизни многочисленных этнических групп региона. Мы требуем от властей как в Киеве, так и в Симферополе и на местах, обратить особое внимание на проблемы "этнической прессы" - важного элемента стабильности межэтнических отношений в регионе.

("Правда Украины", 27 июня 1997 г.)

Редактор газеты "Вечерний Севастополь" Алексей Кравченко решением городского суда Севастополя арестован 24 июня на 10 суток за "неуважение к суду" и помещен в камеру предварительного заключения. В 1996 году газета опубликовала материал, который обвинял главу горгосадминистрации В.Семенова в коррупции. Мэр обратился в Ленинский райсуд с иском к газете. Суд постановил, что редакция должна уплатить штраф в сумме 3000 гривен и опубликовать опровержение. Однако А.Кравченко отказался публиковать опровержение, что вызвало более радикальные меры.

("День", №110, июнь 1997 г.)

III. СМИ в тяжбах с персоналиями и общественными организациями

Народные депутаты Н.Поровский и В.Червоний, известные своими ультрарадикальными действиями, обратились с заявлением на имя Генерального Прокурора Украины В.Шишкина, в котором требуют привлечь к уголовной ответственности за клевету (ст.125, ч.II УК Украины) журналистов "Независимости". Поводом послужила статья "Кто содержит УНСО и нардепов" за 9.04.93 г. Журналисты намерены воспользоваться всей полнотой прав, предоставленных не только внутренним законодательством, но и международными договорами, ратифицированными Украиной, поскольку следственными органами часто применяется практика - сначала гражданин допрашивается как свидетель и тут же признается обвиняемым, т. е. фактически человека принуждают свидетельствовать против себя, что является недопустимым согласно ст.14, п.2, п/п "д" Международного пакта о гражданских и политических правах.

("Независимость", 26 мая 1993 г.)

В Радянском районном суде Киева состоялось четвертое судебное заседание по иску депутата Винницкого горсовета, главы Винницкой областной организации ДСУ Анатолия Махлая к редакции газеты "Голос Украины" и председателю Совета национальных обществ, председателю Общества еврейской культуры Илье Левитасу.

Суд обязал И.Левитаса и редакцию "Голоса Украины" извиниться перед Анатолием Махлаем и опровергнуть утверждения, напечатанные в газете "Голос Украины" (№108, 1992 г.), как несоответствующие действительности, унижающие честь и достоинство истца. По решению суда редакция должна возместить судебные издержки (220 тыс. крб.), а гражданин Левитас - моральный ущерб (2 млн. крб.)

("Народна газета", №46, декабрь 1993 г.)

В Союз журналистов Украины поступило письмо от заведующего Донецким отделением Укринформа Николая Столярова. "В донецком корпункте "Комсомольской правды", а позднее и в некоторых местных газетах был опубликован служебный внутренний документ государственного агентства, - сообщил автор письма. - В оскорбительной форме Укринформ и его Донецкое отделение обвиняется в политическом шпионаже. Все попытки агентства обнародовать свою точку зрения не дали результата: ни одна из местных газет не напечатала нашего обращения. Не разобравшись в сути дела, на сторону "Комсомольской правды" встала областная журналистская организация, широко выступив со своим заявлением".

А суть конфликта вот в чем. В структуре Укринформа есть аналитико-информационный центр, в обязанности которого входит постоянное отслеживание в центральной и местной прессе, на радио и телевидении тенденций развития мнения широкой общественности (в целом в государстве и в отдельных регионах), что касается экономической и социальной политики руководства Украины; изучение реакции общественных и зарубежных средств массовой информации на отдельные решения Президента, Верховного Совета, Правительства Украины, относящиеся к узловым проблемам жизни и др.

Автор обзора "Пресса Донбасса о политике Президента" Н.Столяров, он же автор письма в Союз журналистов, изложил в собственном материале то, о чем хорошо знает из местных газет пятимиллионная Донетчина, поступил так, как поступают его коллеги в мировых информационных агентствах, то есть назвал вещи своими именами, за что его и подвергли уничтожительной критике за политический донос, стремление усмирить прессу. В обзоре земляки Н.Столярова видят посягательство на законные права журналистов, попытку ограничить их волеизъявление.

В сложившейся ситуации Н.Столяров решил обратиться за помощью в Союз журналистов

("Молодь України", 27 августа 1993 г.)

"Антисемитская организация вербует сторонников" - такое объявление появилось в Днепропетровской газете "Макком". К объявлению прилагался конкретный номер телефона, абоненты которого не имели к объявлению никакого отношения. В защиту прав евреев выступило местное отделение Народного Руха, которое официально обратилось в Прокуратуру и СБУ с требованием провести расследование и наказать виновных в разжигании национальной вражды. Первой заслуженное наказание понесла сама газета "Макком", которая в соответствии с Законом о печати не имела права публиковать подобное объявление. Кстати, редактор этого издания - еврей.

("Киевские ведомости", 18 ноября 1994 г.).

По сообщению Льва Овштейна, члена ассоциации "За межнациональный мир и согласие в Украине", несколько политических и общественных организаций и объединений, включая Министерство Украины по делам национальностей и миграции, обратились в прокуратуру г. Киева с просьбой разобраться в соответствии с законодательством с публикациями, разжигающими межнациональную нетерпимость и вражду. По их мнению, столичная прокуратура не проявила желания серьезно вникнуть в суть дела. Эта ситуация и стала предметом рассмотрения на заседании Консультативного совета объединений граждан при Киевской государственной администрации. В принятом по этому поводу заявлении предлагается "общественным и государственным организациям оказывать противодействие попыткам разжигания межнациональной вражды со стороны организаций и отдельных лиц, распространяющих гитлеровскую "Майн кампф", "Протоколы Сионских мудрецов", другую пропагандистскую литературу, печатающих ксенофобские материалы в газетах "Слово", "Нескорена нація", "Нова Україна" и некоторых других изданиях.

("Самостійна Україна", №29, август 1994 г.)

Генерал-лейтенант милиции Иван Мотринец , уволенный с должности начальника Львовского УМВД (по его мнению, из-за мощного политического давления на родное министерство со стороны некоторых народных депутатов), после некоторого затишья намерен вновь громко заявить о себе. На этот раз он собирается начать судебный поединок с газетой "Молода Галичина", которая за полгода опубликовала около 30 статей, порочащих, как полагает Мотринец, его честь, достоинство и профессиональную репутацию. Кроме публикации опровержения, истец требует от "Молодої Галичини" крупной денежной компенсации.

("Киевские ведомости", 18 января 1995 г.)

На семинаре по иудаике в августе 1995 г. директор Киевского международного института социологии В.Паниото сообщил, что 25% опрошенных не хотят, чтобы евреи были гражданами Украины. Зампред КУНа Богдан Павлив заявил, что евреи, хоть и живут в Украине веками, "но никогда не были на стороне порабощенного украинского народа, а служили его оккупантам и поработителям и сегодня не выступают за укрепление Украинского государства, продолжая распространять московское влияние через государственное телевидение" ("Шлях перемоги", 02.12.95 г.). Шовинистическая кампания, развязанная "Вечірнім Києвом", беспокоит прежде всего потому, что его главный редактор В.Карпенко поставлен во главе столичной организации Конгресса украинской интеллигенции. Несмотря на то, что Л.Кучма в интервью назвал статью "Программа ликвидации украинской нации" ("Вечірній Київ", 10.10.95 г.) "откровенно фашистского толка", Министерство по делам прессы и информации включило эту газету в перечень изданий, которым оказывается государственная поддержка. Такое реагирование министерства на эскалацию шовинизма побудило Ассоциацию "За межнациональный мир и согласие в Украине" и управление Киевской госадминистрации провести "круглый стол" "Этика освещения межнациональных отношений в прессе Украины", который состоялся 21 марта в рамках международной недели действий против расизма. Председатель Ассоциации Юрий Огульчанский сообщил о пассивной позиции государственных и общественных структур в отношении публикаций, провоцирующих межнациональные конфликты. Мирослав Попович (член-кор., завотделом Института философии НАН Украины): "...спорить с Виталием Карпенко или Григорием Мусиенко (обозреватель газеты "Вечірній Київ") о том, полезны или вредны евреи, было бы таким же безумием, как и писать статьи, которые они публикуют. Я хотел бы рассматривать эти явления как социальную клинику".

Моисей Шенкман (член-кор. НАН Украины, президент Киевской организации "Бнай-Брит"): "...молчит правительство, Верховный Совет и прокуратура, у которых еще нет определенного отношения к этим публикациям. Мне представляется необходимым создание института экспертизы, которыбудет квалифицировать подобные материалы с точки зрения их соответствия украинскому законодательству".

Мирослав Попович : "Я предлагаю, чтобы руководители страны организовали авторитетную комиссию, в которую вошли бы руководители правозащитных органов, ученые и общественные деятели. Комиссия должна изучить ситуацию и оценить реальный уровень существующей опасности. Это тот фашизм, который тлеет в пыли повседневной политической жизни. Мы должны его изучить, сделать необходимые прогнозы, разработать рекомендации".

Владимир Сергейчук (доктор истор. наук, профессор Киевского университета): "Шагом к межнациональному согласию могло бы стать ознаменование годовщины Всеукраинского интернационального конгресса, который состоялся в апреле 1917 года. Тогда представители еврейских, польских и других организаций вместе с другими участниками конгресса избрали Центральную Раду. Мы могли бы собраться и обсудить проблемы межнациональных отношений в стране. Это станет ступенью к достижению межнационального согласия".

Публикации, которые оскорбляют национальные чувства и достоинство граждан, продолжают появляться в печатных средствах массовой информации, а проблема противодействия проявлению национал-экстремизма не решается.

("Зеркало недели", N15, апрель 1996 г.)

Бывший политзаключенный, лауреат литературных премий имени А.Головко, Ю.Яновского, Государственной премии им. Т.Шевченко писатель Василий Захарченко предстал перед судом.

Судебный иск подали Черскасский областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил, а также черкасские горкомы социалистической и коммунистической партий. Истцы оскорблены статьей Захарченко "Имейте мужество, ветеран!", в которой он, в частности, призывает ветеранов "не воевать против Украины". Ветераны добиваются, чтобы суд вынес решение о закрытии газеты "Черкаси", опубликовавшей вышеупомянутую статью.

Вот что сказал по этому поводу писатель Сергей Носань в своем открытом письме, направленном руководителям Черкасс и Черкасской области, всем гражданам Шевченковского края:

"продолжается организованная травля и шельмование уже не просто Василия Захарченко как личности яркой, самобытной, имеющей мужество независимо мыслить, высказывать собственное мнение. То, что во всех цивилизованных, действительно демократических государствах считается совершенно нормальным, будничным, само собой разумеющимся, у нас до сих пор считается... "преступлением"! Какой ужасный парадокс: человека судят только за то, что он, в соответствии с Хельсинкским соглашением о правах человека и собственной государственной Конституцией, говорит и пишет то, что думает, то есть правду. В каком веке и при какой власти мы живем? Вроде бы не в глухом средневековье, и костры для сожжения инакомыслящих не пылают... Да это же лицемерие - судить совестливого, бескомпромиссного писателя за честную статью "Имейте мужество, ветеран!", где никто конкретно не оскорблен - нет ни физического, ни юридического объекта, судить без никаких на это законных оснований. ... Еще очень долго не видеть нам ни свободного высказывания мнений, ни правовой защищенности, экономического порядка и материального благополучия. Суд над Шевченковским лауреатом писателем Василием Захарченко - это уже не рядовой процесс районного масштаба города Черкасс, это одиозная политическая акция, приобретшая широкий резонанс...

("ХПГ-информ")

Руководитель Северодонецкой городской организации Гражданского конгресса Украины Владислав Попов обратил внимание на один из свежих номеров "часописа" Луганской Краевой организации Народного руха Украины "Луганські вісті". В рубрике под заголовком "Народный Рух Украины выступает в защиту отечественного информационного пространства" помещен следующий текст (приводится в переводе на русский язык):

"Дорогие друзья, просим Вас рассмотреть предложение, реализация которого даст Народному Руху возможность анализировать направленность и содержание публикаций и передач региональных средств массовой информации, прежде всего телерадиовещания, для последующего учета в собственной деятельности и разработки предложений руководству государства. Для этого предлагаем всем, кто имеет возможность просматривать программы регионального телевидения и прослушивать радиопрограммы, письменно фиксировать теле- и радиопередачи, в которых неуважительно и враждебно освещаются проблемы строительства государства, ставится под сомнение уместность существования независимого государства, унижается украинская культура, фальсифицируется история нашего народа, дискредитируются видные исторические деятели, политические организации. Информацию желательно собирать по схеме:

1. Дата, время, программа, название передачи.

2. Краткое содержание передачи, объективная оценка политической направленности передачи, самые характерные цитаты.

3. Фамилия, имя и отчество рецензента, домашний адрес, подпись.

Будем также благодарны за представление обзоров местной прессы с учетом вышеупомянутых вопросов. Далее приводится киевский адрес "отдела политического анализа" Секретариата Руха. Ниже под заголовком "Народный Рух Украины - за порядок в обществе" содержится приглашение "стучать" и по иным поводам, как-то: проведение митингов, пикетирований, забастовок, высказывания руководителей местных органов власти и т. д. Тут же дан адрес "Института государственности и демократии" Секретариата Руха, и приведен номер телефона "для срочной информации". Полученная информация не просто предназначена для внутрируховского употребления. Доносы будут обобщаться "по схеме" и доноситься "керівництву держави".

("Время", 14 ноября 1996 г.)

"К презренной прозе пришлось обратиться и телевизионному коменданту С.Ю.Потимкову, на которого подал в суд сотрудник правоохранительных органов М.Королев (Хренов). Разгневанный истец требует от Сергея Юрьевича извинений и возмещения морального ущерба в размере 100 гривен. Сумма, как говорится, чисто символическая, и, по замыслу истца, должна послужить овеществленным упреком в адрес телевизионного коменданта в связи с тем, что он якобы обнародовал в эфире непроверенные факты, не подтвержденные никакими документами. При этом Потимков посетовал: "Сколько еще таких Королевых-Хреновых работает в милиции..." А доблестному сотруднику милиции почудилось, что его обвинили в плохой, простите, "хреновой" работе. Усугубил ситуацию и один из героев "Комендантского часа", которому Королев помог "потерять" 130 тысяч долларов, горестным признанием о том, что "весь бизнес контролируется ментами". Впрочем, заседание Киевского районного суда, похоже, состоится не скоро, а значит и делать окончательные выводы о победе справедливости в споре между второй и четвертой властями пока преждевременно

("Панорама", N 24, июнь 1997 г.)

7 августа в Киевском райсуде Харькова было рассмотрено исковое заявление Харьковского городского управления УМВДУ в Харьковской области. Ответчиком выступал тележурналист Сергей Потимков. Суд постановил: взыскать с Сергея Потимкова за моральный ущерб 1755 грн. Обязать его и телерадиокомпанию "Харьков" опровергнуть распространенные сведения, принести извинения работникам милиции

("Харьковские губернские вести", N 32, август 1997 г.)

Что касается иска всей харьковской милиции, то Потимков подал кассационную жалобу в областной суд и готов, по его словам, пройти все инстанции - вплоть до Страсбурга. Параллельно продолжается судебное разбирательство по иску сотрудника правоохранительных органов М.Королева о защите чести и достоинства

("Харьковские губернские вести", N 37, сентябрь 1997 г.)

Прокурор Симферополя М.Негреша возбудил уголовное дело против крымской журналистки Татьяны Коробовой по ст. 125 УК Украины - клевета. Если вина Коробовой будет доказана, ей грозит до 5 лет заключения.

Татьяна Коробова написала несколько острых материалов о депутате Миримском и его деятельности.

Народный избранник подал иск в Железнодорожный райсуд Симферополя. В середине прошлого месяца Татьяну уволили из гостелерадиокомпании "Крым", где она проработала 15 лет. Причина: сокращение штатов

("Киевские ведомости", 9 августа 1997 г.)

В последнее время на украинские суды хлынула лавина исков против СМИ "о защите чести и достоинства". Истцами выступают преимущественно чиновники, обиженные несправедливыми, по их мнению, публикациями. Несовершенство законодательства привело к тому, что количество исков исчисляется миллионами, а суд становится весьма действенным оружием в борьбе с независимой прессой.

В связи с возбуждением уголовного дела против крымской журналистки Татьяны Коробовой заместитель председателя Крымской ассоциации независимых журналистов Владимир Притула сказал, что "дело не столько в Татьяне Коробовой, сколько в тенденциях, которые мы в последнее время наблюдаем в Крыму". Десяток судебных исков к крымским журналистам и средствам массовой информации от группы местных политиков, объединенных вокруг депутата и предпринимателя Льва Миримского и недавно зарегистрированной партии "Союз", и беспрецедентное возбуждение уголовного дела против журналистки Коробовой - это только начало перераспределения информационного, а отсюда и политического поля автономной республики, считает журналист.

"И если государство и общество не защищает право журналиста писать и говорить о том, о чем все знают и молчат, то наша страна заслуживает такой беспросветной жизни, и с этого болота нам никогда не выбраться. Я надеюсь, что кто-то в Украине вспомнит о необходимости бороться не с журналистами, а с коррупцией и организованной преступностью. Критические публикации на эту тему заставили Генпрокуратуру Украины поручить прокурору Крыма "разобраться в конфликте".

Т.Коробова получила письменное уведомление о том, что прокуратура автономии отменила постановление о возбуждении против нее уголовного дела.

"Я не убеждена, что отмена постановления ставит точку в этом деле", - сказала журналистка. - "Очевидно, что власть обращает внимание на проблему правовой защищенности журналистов только тогда, когда случается самое страшное - убийство, - и то только на несколько дней".

("День", N 145, август 1997 г.) IV. Расправа с журналистами

По сообщению корреспондента АТN, совершено покушение на жизнь луганского журналиста Игоря Милютина, который в тяжелом состоянии доставлен в больницу. Милютин - автор многих острых публикаций против рэкета, коррупции, наркобизнеса, неоднократно подвергался запугиванию и попыткам подкупа. По факту бандитского нападения возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

("Киевские ведомости", 6 мая 1994 г.)

Взломаны двери в комнате общежития Жашковского сахарозавода, где проживала корреспондент газеты "Молодь Черкащини", председатель Жашковской районной ассоциации "Зелений світ", бывший кандидат в народные депутаты в Верховный Совет Украины Валентина Васильченко. Председатель Жашковского районного Руха Владимир Шерстяк сообщил, что выселение состоялось по приказу директора сахарного завода Михаила Коломийца, который таким образом решил отомстить за критику во время предвыборной кампании.

Все вещи непокорной журналистки очутились в коридоре, а кто-то, пользуясь случаем, прихватил еще и все ее сбережения. Несмотря на это, районный прокурор отказался возбуждать дело, заявив, что выселили Валентину Васильченко законно.

("Независимость", 19 августа 1994 г.)

В отдел милиции Киева позвонил неизвестный, назвался членом террористической группировки "Помста" и сообщил, что в ближайшее время против редакций газет, радио и телевидения, поддерживающих крайне правых, будет применен ряд террористических актов. Милиция усилила охрану тех редакций, которые могли бы подпасть под эту категорию. Но на следующий день раздался взрыв в квартире вице-президента газетно-журнального концерна "РИА-пресс" Сулеменко, а на троллейбусной остановке ограбили редактора Укртелерадиокомпании. Идет следствие.

("Україна молода", 11 ноября 1994 г.)

Письма с угрозами в адрес тринадцати журналистов Крыма (крымских, российских и украинских изданий) пришли после убийства Влада Листьева.

(ПЛ, №7, 1995 г.)

Редактор областной независимой газеты "Полтавська думка" Александр Кулик сообщил об угрозах физического уничтожения в его адрес. Он считает это реакцией на публикации, разоблачающие многочисленные нарушения и злоупотребления отдельных представителей местной власти.

(ПЛ, №18, 1995 г.)

Около издательства "Чорномор`я" совершено вооруженное нападение на репортера местной газеты "Вечерняя Одесса" Сергея Лебедева. Одесская городская прокуратура нарушила действующее законодательство: раскрыла псевдоним Лебедева, который в газете освещал темы борьбы с преступностью.

(ПЛ, №21, 1995 г.)

Непросто ныне работается журналистам в Крыму. В последнее время ощутил это на себе собкор киевской газеты "Голос Украины" Александр Пилат, который все чаще начал получать угрозы неизвестных по телефону. А на днях ему вообще по неизвестным причинам отключили телефонную связь. Похоже, что проблемы у симферопольского журналиста возникли из-за его намерений внимательнее присмотреться к приватизации на Южном побережье Крыма.

("Молодь України", 20 октября 1995 г.)

Около десяти часов утра неподалеку от здания Одесской обладминистрации трое неизвестных молодых людей, лица которых закрывали вязаные шапочки, жестоко избили обрезками стальных труб и арматуры известного одесского журналиста Игоря Розова. В прошлом редактор газеты "Одесский вестник", пострадавший занимает ныне должность председателя правления местной телекомпании РИАК.

("Киевские ведомости", 24 февраля 1996 г.)

Поражающий воображение цивилизованного человека случай произошел на открытом заседании Львовского горсовета. Фотокорреспондент газеты "Экспресс" Людмила Гараева попыталась сделать фотографию депутата Ярослава Лемыка, однако тот набросился на нее с кулаками, стараясь помешать съемке. К нему присоединились другие депутаты, которые пытались вырвать из рук корреспондента фотоаппарат и засветить пленку.

("Независимость", N87, июль 1996 г.)

7 мая убит собкор "Независимости" и "Украины-Центра" по Черкасской области Игорь Грушецкий.

("Правда Украины", 13 мая 1996 г.)

14 сентября было совершено нападение на популярного журналиста, сотрудника телекомпании "Нова мова" Владимира Скачко. У него подозрение на сотрясение мозга.

("Киевские ведомости", 17 сентября 1996 г.)

17 сентября в подъезде дома неизвестные избили главного редактора газеты "Сільські вісті" Ивана Сподаренко. Подозреваемые задержаны. Их личности выясняются.

("Киевские ведомости", 19 сентября 1996 г.)

На территории Нововолынской автостанции совершено нападение на журналистку газеты "Народна справа", заместителя председателя Волынской областной организации Руха Наталью Камышникову. Неизвестные, выкрутив женщине руки, пытались затащить ее в машину. Наталья с травмой руки попала в больницу. Председатель Волынской организации Руха О.Харченко полагает, что нападение вызвали острые публикации журналистки: Наталье угрожали расправой не только бизнесмены, а и депутаты городского совета.

("Україна молода", №109, октябрь 1996 г.)

Главный редактор севастопольской газеты "Леус-Информ" Олег Леус заявил, что неизвестные лица угрожают ему по телефону, требуя закрыть или перепрофилировать издание. По его словам, угрозы начались после того, как он отверг предложение "свернуть независимую работу и признать покровительство". Телефонные шантажисты не устают повторять: "независимый "Леус-Информ" не имеет перспективы. Сейчас просто так работать нельзя. Все должны работать под какой-нибудь крышей, и ты в том числе. Если ты не согласишься, тебя просто уберут. Ты же хорошо знаешь, что профессия журналиста опасна для жизни". По мнению главного редактора, шантажисты могут работать в интересах некоторых недобросовестных конкурентов или секретных служб.

("Независимость", 18 декабря 1996 г.)

Члены объединения собственных корреспондентов СМИ Украины по Хмельницкой области передали прокурору города заявление по поводу жестокого избиения работниками милиции руководителя объединения, собкора газеты "Голос Украины" в Хмельницкой области Михаила Василашко. Этот инцидент произошел 14 марта. В настоящее время Михаил Василашко в тяжелом состоянии находится в нейрохирургическом отделении областной больницы. Как отмечается в заявлении, журналист Василашко не раз отмечался облуправлением милиции за активное сотрудничество, освещение умелых, оперативных и решительных действий правоохранительных органов.

("Всеукраинские ведомости", N49, март 1997 г.)

Согласно приказу начальника Управления МВД в Хмельницкой области М.Панькова, по факту избиения собкора газеты "Голос Украины" по Хмельницкой области Михаила Василашко наказаны 14 работников правоохранительных органов, в том числе выговоры получили два заместителя начальника УМВД полковники П.Драпатый и М.Тиванов, уволен с должности начальник Центрального отделения городского отдела внутренних дел полковник Н.Малашевский. Работники милиции, непосредственно принимавшие участие в избиении журналиста, ожидают заключения прокуратуры. Михаил Василашко уже выписан из нейрохирургического отделения областной больницы, его лечение продолжается в дневном стационаре.

("Слобода", 11 апреля 1997 г.)

14 апреля вечером в подъезде своего дома повторно был зверски избит журналист газеты "Вечерняя Одесса" Виталий Чечик. Он находится в больнице в тяжелом состоянии. Произошло это накануне отъезда Виталия Чечика в Киев, где в Радянском районном народном суде 16 апреля должно было состояться второе судебное заседание по иску Одесского горисполкома к редакции газеты "Голос України" и автору корреспонденции "Чого варта угода в Одесі".

(ГУ, №196 от 17 октября 1996 г.) В.Чечика ("Голос України", 16 апреля 1997 г.)

Пока самой опасной для журналистов остается Одесская область: на ее "счету" 11 преступлений, за ней следует Днепропетровск и Киев.

Чаще всего достается журналистам, пишущим на темы криминала, а в последнее время - политическим корреспондентам и обозревателям.

("Правда Украины", 27 марта 1997 г.)

Номер "Киевских ведомостей" за 20 февраля, в котором была опубликована статья специального корреспондента Сергея Киселева "Спецслужбы борются за власть - пока в Луганске?" и репортаж собственного корреспондента в Луганске Петра Шевченко "Сдать" или "не сдать"? Вот в чем вопрос" попал в луганскую розницу в количестве ... четырех (!) экземпляров. Куда подевалась остальная часть многотысячного тиража, остается явлением настолько загадочным, что даже предположить ответ на этот вопрос пока не представляется возможным. В Луганске полоса с вышеупомянутыми материалами размножается на ксероксах и чуть ли не подпольно ходит по Луганску, как в свое время ходил "самиздат". Такие ксерокопии луганские читатели "Ведомостей" видели на местных рынках - ими торговали по гривне за штуку.

("Киевские ведомости", 24 февраля 1997 г.)

13 марта трагически погиб бывший собкор "Независимости" а затем "Киевских ведомостей" по Луганской области Петр Шевченко. Его, накануне прибывшего в столицу в командировку , нашли висящим в петле в странном глухом месте, именуемом Кадетский Гай. Почему произошла трагедия? Как оказался журналист в заброшенной котельной на окраине? Боюсь, мы никогда не узнаем этого. С белым квадратом и вопросом "Кто следующий?" на первых полосах сегодня выходят газеты Украины, участвующие в акции протеста против террора над журналистами.

12 марта около 9 утра Петр Шевченко вышел из вагона луганского поезда на перрон киевского вокзала. Командировка в столицу была связана с нашумевшим делом - конфликтом мэра Луганска Алексея Данилова со спецслужбами, борьбой последних за власть. Шесть публикаций посвятили скандалу "Киевские ведомости". Автором части корреспонденций был Петр Шевченко. Их отличали сдержанность и толерантность, особенно заметные на фоне резких, беспощадных подач Сергея Киселева - друга и соавтора Петра Шевченко. Однако именно над Петром начали сгущаться тучи. Собравший пресс-конференцию начальник луганского областного управления СБУ генерал-майор Юрий Землянский выдвинул против собкора "Киевских ведомостей" ряд незаслуженных обвинений. О том, что происходило в Луганске вокруг Петра, коллеги из редакции могли только догадываться: "Мне трудно... Вокруг меня вакуум... Не могу рассказать по телефону..."

На вывод о самоубийстве должна была, очевидно, навести обнаруженная в кармане погибшего записка. Газеты сообщили: прокурор Киева Степан Лотюк на брифинге заявил - уверенности в том, что писал записку именно Шевченко, нет. Все, кто хорошо знал Петра, версию суицида отметают напрочь. Не такой он был человек.

Петру было 42 года. Он родился и прожил жизнь на Луганщине. Там окончил педагогический институт, работал преподавателем, потом - журналистом. Был большим украинским поэтом. Депутатом областного совета. Членом областного общества украинского языка и литературы имени Шевченко. Входил в группу поддержки известного журналиста Юрия Щекочихина, когда тот баллотировался в ВС СССР...

На пресс-конференции, которую провели фонд независимой прессы и редакция "Киевских ведомостей", были названы имена 17 погибших за последние годы журналистов. Список открывает народный депутат Вадим Бойко, за ним - львовяне Валерий Глезденев, Владимир Житаренко, Игорь Кузика, Мирон Ляхович; Игорь Грушецкий (бывший собкор "Независимости"), Черкассы; Виктор Фрелих, Черновцы; крымчане Юрий Османов, Владимир Иванов, Андрей Лазебников, Александр Мотренко; киевляне Юрий Джежула и Анатолий Таран; Юрий Работин, Одесса; виннитчане Сергей Шепелев и Анатолий Танадийчук.

А.Танадийчук опубликовал в "Україні молодій" статью о том, как его преследовала милиция; как он побывал на приеме у министра внутренних дел, как прибывшая из МВД комиссия занялась поиском компромата на него. Публикация "УМ" заканчивалась вопросом: если журналист выступил против милиции, ему что, теперь не жить? Через две недели А.Танадийчук был найден мертвым...

17-м в журналистском мартирологе значится Петр Шевченко...

Мэр Луганска А.Данилов рассказывал: люди в штатском говорят открыто, что хотят выбрать "своего" президента. Его имя тоже называлось... Неудобным оказался мэр. Неудобным оказался Шевченко. Возник скандал. Вмешалась пресса. Вероятно, какие-то тайные пружины, о которых никто не должен был знать, оказались "засвеченными".

Когда журналисты "КВ" искали Петра Шевченко по больницам и моргам, С.Киселева по телефону пригласили явиться в правоохранительные органы.

Но почему именно в день гибели Петра Шевченко?

- Я хорошо представляю, что могло произойти, - говорит Сергей Киселев - ...Учитывая, что доля Петра Шевченко в резонансных публикациях была небольшой, и то, что начался "отстрел" тех, кто "бьет" по спецслужбам (кто проводит этот "отстрел" - вопрос другой), у меня есть все основания опасаться за свою семью, за собственную жизнь... Поэтому, если что-то со мной случится, это будет следующее звено той же цепи.

Диктуя в номер корреспонденцию о Петре Шевченко, его преемник, наш нынешний луганский собкор Сергей Сорокин почти дословно повторил слова С.Киселева. У С.Сорокина, как он считает, тоже есть веские основания предупредить общественность об отсутствии склонности к самоубийствам...

Приезд Петра из Луганска в Киев за собственной смертью практически перечеркивает версию о суициде.

А если таким "сюжетным ходом" трагедии обеспечивался резонанс - несомненно, куда больший, чем если бы журналист погиб в Луганске? Нас словно предупреждают: Так будет с каждым, кто посмеет...

И НИКОГО НИКОГДА НЕ НАЙДУТ!

("Независимость", N50, март 1997 г.)

Смерть собкора "Киевских ведомостей" Петра Шевченко не оставила равнодушными украинских законодателей. 14 марта группа парламентариев составила депутатский запрос. Адресованный Генеральному прокурору, министру внутренних дел и главе Службы безопасности Украины документ гласит об огромном общественном резонансе, вызванном смертью журналиста. За последние годы, отмечают авторы послания, в Украине зарегистрированы десятки случаев гибели, избиения, ограбления, шантажа, запугивания и другого физического и психологического влияния на работников центральных и местных СМИ, которые выступали с острыми материалами об общественно-политической ситуации в стране, разоблачали коррумпированных должностных лиц в органах государственной власти. Кроме того, не единичны случаи ограбления, погромов или "государственного рэкета" в виде постоянных целенаправленных проверок правоохранительными и контрольно-ревизионными органами этих изданий. Как правило, эти преступления остаются нераскрытыми, а лица, их совершившие, - ненаказанными. Прослеживается откровенная попытка определенных структур исполнительной власти и мафиозных кланов, делают вывод депутаты, подмять, купить или уничтожить как независимые СМИ в общем, так и отдельных журналистов, установив монополию на информацию. На основании всего этого народные депутаты Г.Омельченко, В.Билоус, А.Ермак, Н.Петренко и Е.Лупаков требуют обеспечить полное, всестороннее и объективное расследование уголовного дела, возбужденного по факту смерти журналиста П.Шевченко, и других дел, возбужденных по фактам посягательств на жизнь и здоровье журналистов в связи с их профессиональной деятельностью. Генпрокуратуре предлагается взять под контроль ход расследования этих дел. Кроме того, депутаты настаивают на предоставлении им полной информации о фактах противоправных действий, совершенных в 1994-1997 годах в отношении журналистов, о результатах их проверки, расследования и ответственности, которую понесли виновные лица. В запросе также выдвигается требование применить действенные меры по защите журналистов, в адрес которых раздаются угрозы, а проверки и ревизии деятельности СМИ осуществлять исключительно при наличии предусмотренных законом оснований.

По просьбе председателя комиссии ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Григория Омельченко редакция обращается к представителям СМИ с просьбой направлять в комиссию заявления об имевших место преступных посягательствах на жизнь и здоровье журналистов в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей.

("Киевские ведомости", 18 марта 1997 г.)

Алексей Данилов , председатель Луганского городского Совета:

"Смерть еще одного журналиста подтвердила тот факт, что наше общество серьезно больно, что реализация таких цивилизованных принципов, как свобода слова, неприкосновенность личности, само право на жизнь находятся под смертельной угрозой, что есть реальные силы, которым претят гласность и открытость общества. Убийство Петра Шевченко - это акция устрашения. Нет сомнения и в том, что последние события в Луганске и гибель Петра Шевченко являются моментом уже начавшейся политической борьбы, предупреждением о том, какой может быть борьба за власть и какие силы, пользуясь предельно сложной социально-экономической ситуацией, могут прийти к власти. Мы привыкли к убийствам журналистов. Кто убивает их? Их убивают те, кто никогда не дает НАМ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, те, кому не нужна правда о положении в стране и о происходящем правовом беспределе. Если вас это устраивает - давайте промолчим и на этот раз!

Если мы действительно хотим быть свободными, жить в правовом государстве, под защитой его Конституции - мы обязаны знать ПРАВДУ! Какой бы страшной она ни была и как бы ее ни хотели от нас скрыть!

Я благодарен Богу, что в моей жизни был такой человек, как Петр Николаевич Шевченко

("Киевские ведомости", 19 марта 1997 г.)

По данным МВД, на протяжении 1996-1997 годов против представителей средств массовой информации совершено 42 преступления, 12 из них раскрыто, к рассмотрению в судах направлено 4 уголовных дела. Среди них дело по убийству в Черкассах диктора телестудии "Рось". Ее убийцы задержаны. По поводу уголовного дела по факту смерти собкора газеты "Киевские ведомости" Петра Шевченко на брифинге в МВД было сообщено: "Материалы судебно-медицинской экспертизы свидетельствуют, что журналист сам ушел из жизни. Следствие продолжается..."

("Урядовий кур`єр", №60-61, апрель 1997 г.)

24 февраля в 10 час. 30 мин. утра по киевскому времени в центре Луганска сотрудниками областного управления СБУ была заблокирована автомашина мэра города Алексея Данилова. Связавшись с "Ведомостями" по мобильному телефону, господин Данилов сообщил, что он заперт вместе со своей женой в машине, что ее окружили около 20 сотрудников СБУ, в том числе и вооруженные автоматами. В 11 час. 30 мин. автомобиль мэра неожиданно и безо всяких пояснений был разблокирован. А.Данилов сообщил, что он объявляет голодовку и будет проводить ее в здании мэрии до тех пор, покуда из Киева в Луганск не прибудет руководство СБУ.

Утреннюю акцию СБУ Алексей Данилов связывает с тем, что в "Ведомостях" вышел анонс статьи о конфликте между Луганским областным управлением СБУ и мэром Луганска.

("Киевские ведомости", 25 февраля 1997 г.) Библиография

1. С.Киселев. Спецслужбы борются за власть - пока в Луганске? // Киевские ведомости. - 1997. - 20 февр.

2. П.Шевченко. "Сдать" или "не сдать"? Вот в чем вопрос // Киевские ведомости. - 1997. - 20 февр.

3. С.Киселев. Украинские спецслужбы борются за власть // Киевские ведомости. - 1997. - 25, 26, 27, 28 февр.

4. П.Шевченко. Начальник Луганского УСБУ полагает, что мэр города в свою защиту пустит в ход "даже НЛО" // Киевские ведомости. - 1997. - 28 февр.

В цепи случаев запугивания журналистов следует отметить нападение на квартиру главного редактора газеты "Україна. Європа. Світ" Александра Рущака, нападение на главного редактора еженедельника "Демос" Светлану Зварич, избиение корреспондента радиостанции "Голос Америки" Виктора Басюка, нападение на главного редактора еженедельника "Политические хроники" Ирину Погорелову.

(ПЛ, №14, 1997 г.)

На заместителя председателя Всеукраинского Общества политических заключенных и репрессированных Василия Гурдзана было совершено покушение.

- Думаю, это неслучайное нападение было связано с тем, что Гурдзан является заместителем главного редактора правозащитного журнала "Зона", - прокомментировал ЧП председатель Киевского краевого общества репрессированных Андрей Чернуха. - На страницах этого издания регулярно публикуются материалы о преследовании инакомыслящих.

("Киевские ведомости", 11 августа 1997 г.)

24 июня в ожоговый центр Киевской областной клинической больницы скорая помощь доставила в бессознательном состоянии журналиста Виталия Коцюка, редактора отдела культуры газеты "День". Управлением внутренних дел на Юго-Западной железной дороге начато следствие "по факту". Основная версия - несчастный случай. Выглядит удивительным то, что следствие не рассматривает версию события, связанную с профессиональной деятельностью Виталия Коцюка. Виталий возвращался домой в Боярку с работы последней электричкой, в которой весной этого года его уже грабили.

("День", №109, 110, июнь 1997 г.)

В ночь на субботу 5 июля в результате полученных травм и ожогов скончался журналист газеты "День" Виталий Коцюк.

("Независимость", N123, июль 1997 г.)

Нападение на редактора отдела внутренней политики еженедельника "Рейтинг" Бориса Бахтеева было совершено 2 июля вечером. Как сообщили в секретариате Организации украинских националистов, злоумышленник причинил журналисту тяжкие телесные повреждения, вследствие чего тот попал в больницу. По словам потерпевшего, нападавший преследовал его на протяжении получаса и отобрал только "дипломат" со статьями.

("День", №114, июль 1997 г.)

Трое неизвестных в камуфляжах и масках избили резиновыми палками журналиста криворожской частной газеты "95 квартал" Александра Онищенко. По свидетельству потерпевшего, один из нападавших ясно высказался о мотивах избиения: "Будешь знать, как о милиции писать". Главный редактор газеты также склонен думать, что это месть правоохранителей, которым острые публикации журналиста о деятельности милиции стали поперек горла. Между тем любую причастность к этому преступлению в УВД города решительно отвергают.

("День", №121, июль 1997 г.)

5 августа при выходе из своего дома был зверски избит редактор змиевской газеты "Вісті Зміївщини" Михаил Ковалев - депутат райсовета народных депутатов, член правления Харьковской областной организации СЖ Украины, делегат съезда Союза журналистов. Дело под личный контроль взял начальник УМВД в Харьковской области В.М.Музыка. Расследование проводится во всех направлениях.

("Слобідський край", 9 августа 1997 г.)

Двое неизвестных выкрали ведущего Донецкой телерадиокомпании "Україна" Тараса Москалюка. Посадили его в машину, вывезли на пустырь, где и состоялся разговор. Ультиматум имел такой смысл: очередная передача в четверг в 14.30 должна выйти в эфир только на украинском языке. Иначе было обещано взорвать здание, в котором размещается телекомпания.

Передача в эфире не вышла. Не стали рисковать, поскольку выпуск был подготовлен на русском языке.

("День", N 98, июнь 1997 г.)

Возле подъезда своего дома, возвращаясь с работы, был жестоко избит главный редактор независимой областной газеты "Черниговский полдень" Константин Сердюк. Во время нападения он получил черепно-мозговую травму: кровоизлияние и перелом основания черепа.

"Черниговский полдень" последовательно отстаивает украинскую государственность, постоянно предоставляет возможность выступить членам Руха, "Просвіти" и других партий и общественных организаций демократического направления.

И еще издание большую часть своей площади отводит пропаганде украинской культуры.

("Літературна Україна", N 28, август 1997 г.)

Утром 11 августа по дороге к своей редакции четырьмя выстрелами в спину убит Борис Деревянко - редактор газеты "Вечерняя Одесса".

Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Jouvnalists, штаб-квартира в Нью-Йорке) выразил протест в связи с убийством Б.Деревянко. В заявлении CPJ выразил также озабоченность ростом числа угроз, избиений и убийств в Украине в отношении журналистов, большинство из которых не были расследованы окончательно. Эти факты, по мнению авторов, угрожают свободе слова в Украине и противоречат международным обязательствам Украины по защите безопасной профессиональной журналистской деятельности.

("Время", 14 августа 1997 г.) V. Региональные СМИ

В заметке "Донецк без украинских газет" Юрий Доценко сообщает, что областная ячейка общества "Просвіта" направила заявление председателю Донецкого областного Совета народных депутатов В.Чупруну, в котором высказала озабоченность и обеспокоенность по поводу ужасного положения, в котором оказалась сегодня украиноязычная пресса в Донецкой области.

Нет совсем в продаже "Голоса Украини", "Урядового кур`єра", "Культури і життя". "Освіти" и других официальных изданий, ничтожное количество экземпляров "Літературної України", "Молоді України". Приблизительно такая же ситуация во всей области.

Но на фоне всех этих неприятностей в самом безвыходном положении оказалась сегодня единственная областная украиноязычная газета "Донеччина".

"Просвіта" в заявлении на имя председателя облсовета просила помочь этому изданию. Но депутаты дружно проголосовали против внесения в порядок дня этого предложения.

- Сегодня можно серьезно говорить об откровенно антиукраинских настроениях многих народных избранников, - так прокомментировал ход последних событий редактор "Донеччини" Игорь Зоц.

... Так кто же ответит авторам заявления, почему именно такой мизерный - 1,89% - украинской прессы в киосках области. Почему на Донеччине закрываются украиноязычные газеты... Ведь судьба каждой газеты, издаваемой на украинском языке, - это и судьба нашего государства.

("Голос Украины", 17 июня 1993 г.)

Из всех областных луганских газет ни одна (!) не высказала своего отношения к событиям в Чечне. Вообще на эту тему не напечатано никаких материалов, если не считать сообщения в "Житті Луганська" (печатном органе горисполкома), да и то весьма кастрированного в пользу нейтралитета к агрессии (по высказыванию автора сообщения - Ред.). Нет никакой реакции на войну и на луганском радио и телевидении, так что луганчане получают информацию большей частью от "Останкино", лгущего на чеченскую тему по указанию российского правительства. Усвоению этой лжи способствует и отсутствие четкой позиции в чеченском вопросе украинских радио- и телевизионных программ.

Что же касается украинских газет патриотической ориентации, то на самой Луганщине их просто некому издавать, а из Киева в областную "Союзпечать" поступают лишь те, которые удовлетворяют руководство, открыто взявшие курс на воссоздание СССР. В позапрошлом году, например, большинство луганских газет снова, как по команде, одновременно напечатали эксклюзивное интервью с В.Жириновским. Даже наиболее демократичная луганская газета "Життя Луганська" взяла курс на необходимость воссоединения со "старшим братом".

("Молодь України", 3 февраля 1995 г.)

С этого дня на волнах Одесского областного радио жители Одесской области имеют возможность слушать информации пресс-службы ДСУ. Таким образом, жители обрусевшего южного региона будут слушать правдивые вести о деятельности украинского национального движения. Передачи Одесского радио будут транслироваться в Кировоградской, Черкасской, Николаевской и Херсонской областях.

("За вільну Україну", 3 ноября 1994 г.)

Украинское меньшинство старинного козацкого города Черкасс бьет в набат, так как единственное украиноязычное издание, еще доходящее до города - "Голос Украины", да и то не всегда в украинском варианте.

Почему же такие известные издания, как "Демократична Україна", "Україна молода", "Молодь України", "Україна. Європа. Світ", "Самостійна Україна" и другие объявили бойкот Черкассам?

("Самостійна Україна", №5, 1995 г.)

Похоже, что Севастополь ныне переживает настоящую духовную интервенцию России. В газетных киосках сплошь русские издания, черносотенные газетки, брошюры монархического направления. Парадокс, но в этом украинском городе сегодня жители не имеют возможности купить хоть какую-то украинскую газету. Местная "Союзпечать" по чьей-то команде даже не заказывает украинской периодики. Иначе как неуважением к нашему государству это не назовешь. Пока официальный Киев и далее будет демонстрировать равнодушие и нетвердость в решении этой проблемы, главная база ВМС Украины так и будет оставаться в блокаде. И дай Боже, чтобы только в информационной.

("Голос Украины", 30 сентября 1993 г.)

За 6 лет независимости в Донецкой области властные структуры не учредили ни единой хотя бы многотиражки на украинском языке.

(ПЛ, №14, 1997 г.) Перечень источников информации

Всеукраинские газеты:


1. "Вечірній Київ"

2. "Вісті з України"

3. "Всеукраинские ведомости"

4. "Голос Украины"

5. "День"

6. "Зеркало недели"

7. "Киевсие ведомости"

8. "Літературна Україна"

9. "Молодь України"

10."Независимость"

11. "Новости"

12."Правда України"

13. "Самостійна Україна"

14. "Україна молода"

15. "Урядовий кур’єр"


Региональные газеты и другие СМИ


1. "Время"

2. "Галичина"

3. "За вільну Україну"

4. "Слобідський край"

5. "Слобода"

6. "Східний часопис"

7. Бюллетень Харьковской правозащитной группы "Права людини"

8. "Панорама"
•   "Харьковские губернские вести"

Рекомендувати цей матеріал
X




забув пароль

реєстрація

X

X

надіслати мені новий пароль


догори