MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

В Соломенском районе Киева без летального исхода обошлось, но применили свое "ноу-хау", едва не отправившее человека на тот свет

26.05.2004    джерело: (“Сегодня”, №100, 7 мая 2004 г.)

Трое бывших сотрудников арестованы, один находится на подписке о невыезде, исполнявший обязанности начальника — в розыске. Тот, кого они, по версии следствия, подвергали пыткам, добивается сатисфакции через суд. Такова на сегодня диспозиция нового уголовного дела, которое расследовала Генеральная прокуратура Украины.

Обратимся к материалам обвинения. Пяти экс-работникам милиции инкриминируется "преступный сговор... с целью показать мнимую видимость успешной работы по раскрытию преступлений в районе...". Иными словами, сотрудники в погонах излишне рьяно взялись бороться с преступностью. Как именно они это делали, также повествует сухая летопись уголовного дела: "...превышая свои властные и служебные полномочия в отношении задержанного по уголовному делу..., которое сопровождалось насилием, оскорбляющим личное достоинство потерпевшего, и пытками, то есть, умышленным причинением сильной физической боли и страданий путем нанесения побоев и других насильственных действий в целях вынудить потерпевшего совершить противоречащие его воле действия".

Пока оставим в стороне фабулу дела, по которому в июне прошлого года был задержан киевлянин Г. (надеемся, к этой теме мы еще вернемся и расскажем обо всем подробнее). Достаточно сослаться на то, что, не имея убедительных доказательств причастности человека к тяжкому преступлению, его пытались склонить к признанию своей вины.

Сначала это делалось под серьезным психологическим прессом. Когда обещания смягчить возможное наказание и похлопотать об освобождении от уголовного преследования не помогли, в ход пошли угрозы применить насилие. Это также не возымело действия — Г. наотрез отказывался признаться в том, что ему "шили" белыми нитками. Тогда-то терпение ретивых стражей порядка и лопнуло.

Из материалов уголовного дела: "Поскольку задержанный не сознавался.., исполняющий обязанности начальника районного управления с целью показать успешную работу по раскрытию тяжких преступлений и улучшения показателей по райуправлению, выходя за пределы предоставленных ему прав и полномочий, вопреки воле Г. решил заставить его написать явку с повинной о совершенном им преступлении... путем причинения ему сильной физической боли, страданий, нанесения телесных повреждений".

...До поры до времени не станем цитировать, сколь иезуитскими методами выбивались у задержанного признания собственной вины за то, чего он не совершал. Объективно говоря, всякого рода "ласточки", "слоники", другие запрещенные способы допросов на этом фоне просто блекнут. Не раз бывало, что после такого рода "воспитательной работы" подозреваемый соглашался подписать какой угодно документ, который ему подсовывали, лишь бы издевательство прекратилось.

Гражданина Г., которого жестоко пытали около полутора часов кряду, а в период между потерей сознания приводили в чувство нашатырем, ни физически, ни морально сломить не удалось. Приходя в себя, он повторял, что ни в чем невиновен, чем, видно, еще больше распалял своих мучителей.

Вновь обратимся к обвинительному заключению: "Совместными преступными действиями.., связанными с жестоким, нечеловеческим обращением с задержанным и применением оскорбляющего его достоинство насилия, потерпевшему были нанесены многочисленные кровоизлияния, ссадины в области обоих лучевых суставов правого и левого плеча, кровоизлияния на левой ушной раковине, сотрясение головного мозга, посттравматический ишемический плексит c глубоким вялым парезом обеих конечностей, которые согласно выводам судебно-медицинской экспертизы относятся к телесным повреждениям средней тяжести".

Более месяца потерпевший провел на больничной койке. Что немаловажно, около недели его, как особо опасного, склонного к побегу преступника, держали в палате под охраной и прикованным одной рукой к кровати наручниками (вторая рука после допросов с пристрастием была в гипсе).

А потом вдруг охрану и наручники сняли, сказав: "Лечись, брат, дальше сам..." Лечение обошлось в круглую сумму — сейчас причиненный ему моральный ущерб Г. оценивает в 100 тысяч гривен. Это, так сказать, гражданские исковые требования, идущие "прицепом" к уголовному делу, возбужденному по статье 365-2 УК Украины. Санкция которой, напомним, предусматривает лишение свободы сроком от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет.

Дело расследовалось не без трудностей и препон, у "завзятых" офицеров милиции находились влиятельные покровители. Тем не менее, недавно материалы все же были направлены в суд. Сегодня, 7 мая, должно было состояться первое заседание, но увы...

Как стало известно из достоверных источников, в ближайшее время дело перенаправят в другой суд — Соломенскому, мол, не с руки рассматривать похождения правоохранителей, которые работали в этом же районе. Кто знает, может, и разумно?

Информированные люди сообщили "Сегодня", что бывший первый заместитель руководителя Соломенского райуправления милиции (в июне 2003-го он исполнял обязанности начальника) скрывается от следствия. Эту версию опровергает его жена, которая, по нашим данным, побывала на приеме у высоких должностных лиц, где убеждала, что супруг тяжело болен и находится в больнице. Те, кто вел следствие, склонны видеть в этом стремление затянуть, а то и развалить дело. Так ли, — время покажет. Ну и Фемида, естественно. В инспекции по личному составу столичного главка говорить на "больную" тему не пожелали.

Министр внутренних дел Николай Билоконь, только вступая в должность, заявлял, что будет решительно искоренять попытки улучшения отчетности любой ценой, достижения дутых показателей в раскрытии преступлений, не говоря о противоправных методах работы милиции. Глава МВД немало сделал и продолжает делать для повышения имиджа органов правопорядка в глазах общественности.

Как ни горько осознавать, но дискредитирующие звание сотрудника милиции поступки способны свести на нет самые благородные усилия, бросая тень и на остальных людей в погонах.

Журналистское расследование продолжается.

 Поділитися