пошук  
версія для друку
06.07.2004
джерело: maidan.org.ua

"Острову" нет места ни в "Донбассе", ни в "Новом мире", ни на "Восток-Украине", или О том, как познаются в беде защитники свободы слова

   

- Я хотел бы, чтобы количество независимых журналистов возрастало и это будет условием эффективной государственной политики. Обратная связь обязательно должна быть. И чем она будет более четкой, тем будет эффективнее работать власть, тем больше будет доверия... Не надо украшать, не надо рисовать красивые картины, надо говорить о реалиях в нашей жизни, донести до людей правду, сказать действительно, что делается в государстве и как (Виктор Янукович участникам Всеукраинского собрания "Журналистская светлица", июнь, 2004 г.)

Сергей Фурманюк, зам. редактора газеты "Остров":

17 мая газета "Остров" послала в сети интернет известие о том, что ее выгоняют из "Донбасса". Сначала, в ноябре прошлого года, после "Хэллоуина" в Донецке (31 октября), нас скоропостижно отказалось печатать издательство "Донетчина", а теперь, в самый канун перед официальным началом предвыборной президентской кампании – издательство редакции газеты "Донбасс". Причем, в этот раз под дамоклов меч "технических причин" попал не только "Остров", но и многотиражная газета угледарских шахтеров "Ситуация" (тираж - всего 2 тыс. экземпляров, но учредитель – Независимый профсоюз горняков Украины во главе с народным депутатом М.Волынцом из фракции БЮТ), а также "5 канал", который вдруг одновременно "выпал" из программ трансляции всех известных нам кабельных операторов в Донецке и округе.

Нам, как и любому мало-мальски сведущему человеку, совершенно ясно, что техника может монтироваться, модернизироваться, "начиняться", совершенствоваться под индивидуального заказчика, но чтоб ломаться специально под "оппозиционеров" – это уже политическим нюхом надо обладать. Но мы своими соображениями ни с кем из адресатов и не делились. Просто сообщили факты. Без оценки и версий. И еще указали свои контактные координаты для тех, если кому-нибудь захочется узнать подробности о жизни "Острова" на донецком материке и оказать помощь.

Спасибо, многие интернет-издания нашу информацию поставили в своих новостях. "Майдан" – сразу и в полном объеме, даже с телефонами (http://maidan.org.ua/static/news/1087536854.html). Другие – в сокращении. Наш тезка интернет-"Остров" – с указанием на то, что директор издательства "Донбасс" по совместительству является еще и председателем областного союза журналистов (раз уж пошла речь об этом, то добавим, что А.Бриж еще и секретарь НСЖУ! – прим. "Острова").

А вот из Института массовой информации – авторитетной в Украине правозащитной организации в сфере СМИ – нам позвонили. И попросили дать координаты издательства "Донбасс", чтобы выслушать "другую сторону конфликта". Естественно, мы, журналисты, за свободный обмен информацией и мнениями, и все телефоны дали, хотя про себя и удивились, почему сотрудники ИМИ, в таком случае, не поинтересовались нашим мнением о причинах "конфликта". Ведь в своей информации мы изложили только факты.
И вот в понедельник, 21 июня, на сайте ИМИ, наконец, повесили сообщение, я бы даже сказал, результаты "дослідження громадської думки", которое провели признанные защитники свободы слова в Украине (http://www.imi.org.ua/?read=3951:1):

21-06-2004

Типографія, що відмовила "Острову", готова нести відповідальність за умовами договору Сьогодні генеральний директор Типографії ЗАО „Редакція газети "Донбас" Олександр Бріж повідомив ІМІ, що відмовив донецькій газеті „Остhов” у послугах друку накладу з суто технічних причин. Він розповів, що типографія має друкарські верстати індійського виробництва, які є не дуже потужними, і тому типографія була вимушена відмовити замовникам в особі газети „Остров” у послугах. „Вони прийшли до нас останніми з усіх клієнтів. Зараз ми вимушені відсікати деякі замовлення,” - повідомив ІМІ Олександр Бріж. Він також зазначив, що політичних мотивів відмови немає. „За умовами договору ми готові нести відповідальність”, - додав він.

17 червня газета "Острів" розповсюдила повідомлення, що їй відмовила у послугах Типографія ЗАО „Редакція газети "Донбас". У листі від типографії було зазначено, що вона відмовляє „Острову” через велику завантаженість устаткування і регулярних поломок друкарських верстатів. У повідомленні йшлося, що "Острів" виявився єдиним виданням, якому відмовили у послугах. Нікому з інших замовників (серед яких газета облдержадміністрації "Життя", офіційні видання міської і районної влади області, а також численні рекламно розважальні вісники) відмовлено в послугах не було,” - зазначено у повідомленні "Острова".

”Разом з тим, ще 15 червня редакція "Острів” за кілька годин до здачі чергового номера газети до друку було повідомлено про підвищення тарифів на типографські послуги більш, ніж у 1,5 рази - на 63%.

У листопаді минулого року через технічні причини з газетою "Острів" відмовилося співпрацювати найбільше в області видавництво "Донеччина".

Також у повідомленні „Острова” йшлося про те, що під тиск потрапили газета „Ситуація” та „5 канал”, з яким відмовилися співпрацювати оператори кабельного телебачення. Проте, у розмові з ІМІ представники „5 каналу” повідомили, що поки жодних проблем з трансляцією у Донецькій області не мають.

ІМІ

Мы, журналисты газеты, были просто шокированы результатами обнародованного "правозащитниками" "исследования". Выходит, наша газета просто спекулирует на гражданских чувствах сознательной части населения и взывает о сочувствии к себе без всяких на то оснований. Более того, "Остров" приплел в свою небылицу и ложь о проблемах трансляции "5" телеканала в Донецкой области, о которых (на самом деле!) ничего неизвестно самим телевизионщикам!

Я немедленно позвонил в ИМИ и в разговоре с выпускающим редактором сайта Ириной Курашиной прямо спросил, каким образом она проводила свое расследование (уж не так ли, как Ганна Стецив изучала обстоятельства судимостей Януковича) и не собирается ли ИМИ поставить на поток выпуск из стен Института специалистов типа Марии Самбур? И что мешало редактору сайта, чувствуя ответственность за доброе имя ИМИ, задать хотя бы парочку уточняющих вопросов редактору "Острова" Евгению Талышеву и ознакомиться с его мнением.? Или хотя бы самой задуматься, почему "Донбасс" сначала выставляет оппозиционной газете (и только ей, никому больше!) новые, полуторные цены на услуги, а через день – заявляет своему самому дорогому, золотому клиенту "Острову" (и только ему, никому больше!!) о невозможности его печатания по "техническим причинам"?!.

Ирина мой "наезд" парировала тем, что она не специалист в экономике (надо полагать, что она специализируется по "техническим вопросам"?), но готова рассмотреть наши доказательства версии политического заказа. Будто она работает не в ИМИ, главной целью которого является защита свободы слова, а в наймах у одного из Васильевых – то ли из Генпрокуратуры, то ли из Администрации президента.

"Остров" и на этот раз удовлетворил просьбу редактора ИМИ. Мы переслали в Институт копии:

- трех писем из издательства "Донбасс" – приглашение печататься на их новых станках, уведомление о повышении цен на типографские услуги на 63% и о категорическом отказе от выполнения договорных обязательств,

- три аудиофайла телефонных бесед с секретарем и заместителями директора издательства "Донбасс" А.Брижа, которые достаточно наглядно свидетельствуют о сомнительности "технических" причин отказа в печатании "Острова" (сознаем, что эти доказательства никогда бы не стал рассматривать "наш лепший друг" Геннадий Васильев, но все же ИМИ – организация негосударственная, и не на гранты концерна "Энерго" работает);

- официальный релиз областной организации НСЖУ от 11.06.2004 г. о результатах социологического опроса , согласно которым оппозиционный "Остров", ставший для Л.Брижа "последним клиентом", занял 2-е место в рейтинге наиболее популярных общественно-политических еженедельников региона.

Ну, а пока в ИМИ знакомились с предоставленной нами документами, редакция газеты получила еще один отказ, на этот раз от издательства "Новый мир". По тем же "техническим причинам". Хотя еще утром 21 июня мы им оплатили печатание тиража очередного номера газеты.

Естественно, чтобы не быть голословными, мы направили в ИМИ и документы, подтверждающие наши "трогательные", но так и не состоявшиеся отношения с "Новым миром". И в ответ получили от Ирины Курашиной заверения, что она поняла свою ошибку, и сейчас срочно готовит материал о том, что на самом деле происходит сейчас в Донбассе с "Островом". И что это даже хорошо, что на сайте ИМИ появится новый материал с новой версией. Мол, если бы было 2х1 (две версии в одной заметке), на настоящие причины бойкота "Острова" в регионе никто не обратил бы внимания, а вот большая доказательная статья будет иметь куда более существенный резонанс.

Формула "два в одном" нас не особенно утешила, так как в это время уважаемая нами "Телекритика" и прочие сайты уже разнесли по миру оригинальный взгляд ИМИ о "сугубо технических причинах" расторжения договора между "Донбассом" и "Островом". Но мы решили дождаться, когда Институт сам исправит "ошибку". И что получили?!

Уважаемая выпускающий редактор ИМИ в результате рассмотрения и прослушивания представленных нами документов выдала на-гора, как говорят в Донбассе, новое произведение, после прочтения которого мы, наверное, уже никогда не поймем, чем занимается и чьи интересы защищает в Украине Институт массовой информации, но зато совершенно четко осознаем, почему такие престижные "школы", как ИМИ и прочие выпускают в "большую жизнь" таких специалистов, как Самбур и Герман.

Газеті „Остров” відмовила друга друкарня Донецька

Сьогодні редакція газети „Остров” повідомила ІМІ про те, що їх відмовилося друкувати видавництво „Новый мир». За словами керівництва видання, видавництво аргументувало відмову тими ж технічними причинами, якими минулого разу типографія «Донбасс».

У повідомленні газети йдеться про те, що проплачені за друк гроші «Новый мир» готовий повернути негайно. Зазначимо, що «Остров» замовив друк 14 тисяч екземплярів.

У розмові з ІМІ головний редактор «Острова» Євген Талишев повідомив, що наразі вони терміново шукають друкарню, яка б погодилася друкувати їх газету.

17 червня з тих же самих причин Типографія ЗАО „Редакція газети "Донбас" відмовила „Острову” . Її генеральний директор Олександр Бріж повідомив ІМІ, що відмовив донецькій газеті „Остров” у послугах друку накладу з суто технічних причин.

17 червня газета "Острів" розповсюдила повідомлення, що їй відмовила у послугах Типографія ЗАО „Редакція газети "Донбас". У листі від типографії було зазначено, що вона відмовляє „Острову” через велику завантаженість устаткування і регулярних поломок друкарських верстатів. У повідомленні йшлося, що "Острів" виявився єдиним виданням, якому відмовили у послугах. Нікому з інших замовників (серед яких газета облдержадміністрації "Життя", офіційні видання міської і районної влади області, а також численні рекламно розважальні вісники) відмовлено в послугах не було,” - зазначено у повідомленні "Острова".

Вот уж, воистину, упаси нас, Бог, от таких друзей, а с "донецкими" мы как-нибудь и сами разберемся.

P.S. Сегодня, 22 июня, в 9:00 редакция нашей газеты вместо обещанного счета на оплату типографских услуг в издательстве "Восток-Украина" получила сообщение, что и там все печатные станки перегружены до предела, и если вчера еще печатать новую газету было можно, то теперь для этого нет ну никаких "технических возможностей".

Рекомендувати цей матеріал
X




забув пароль

реєстрація

X

X

надіслати мені новий пароль


догори