MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Попытки сорвать расследование будут безуспешными. Открытое письмо Генерального прокурора Украины газете The Independent

31.08.2004    джерело: (“Киевские ведомости”, №143, 9 июля 2004 г.)

Непредвзятость, точность, честность и справедливость, а также невмешательство в личную жизнь людей - это главные принципы журналистского кодекса, по которому работает известная на весь мир британская телекомпания Би-би-си. Это принципы, основополагающие для каждого независимого и профессионального журналиста. Неужели они ничего не значат для британского издания The Independent?

Этот вопрос возник у меня после публикации в этой газете статьи Аскольда Крушельницкого по делу Георгия Гонгадзе. Статьи, шокировавшей цинизмом и наглостью, с которыми были искажены реальные события и факты. Статьи, которая нанесла непоправимый ущерб расследованию экстраважного для Украины дела и поставила под угрозу жизнь многих людей.

Какую цель преследовала эта публикация? На кого она рассчитана? Британским читателям фамилии Кравченко, Пукач, Ярошенко ничего не говорят. В Украине англоязычная газета The Independent имеет, мягко говоря, небольшой круг читателей. Так что, очевидно, публикация А. Крушельницкого ориентирована не на читательский интерес, а на выполнение других задач. Каких именно - очень легко читается между строк. Ведь изготовлена публикация довольно-таки грязным и неуклюжим способом. Реальные факты не просто искажены. Они буквально поставлены "с ног на голову". Возьмем только фрагмент статьи, в котором автор пытается доказать, что генерал Пукач был арестован по приказу генерального прокурора Украины Пискуна и освобожден после назначения Васильева. Достаточно только сопоставить настоящие даты этих событий (их не один раз называли в СМИ), чтобы понять, что автор откровенно обманывает читателя и подтасовывает данные. Прокуратура не имеет никакого отношения к освобождению генерала Пукача. Его освободили из-под стражи судом. И произошло это 5 ноября прошлого года. А меня назначили на эту должность только 18 ноября. Более того, после освобождения генерала из-под стражи Генеральная прокуратура продолжала расследовать дело относительно него. А когда в феврале 2004 года суд вынес постановление о закрытии данного уголовного дела, мы это решение обжаловали! И аргументировали это обжалование именно теми материалами, которые теперь упоминаются в публикации. Потому обвинения британской газеты в том, что прокуратура хочет эти материалы скрыть и уничтожить, непонятны и абсолютно не обоснованы.

Информация о том, что за Гонгадзе велась слежка накануне исчезновения, уже давно есть и в распоряжении временной следственной комиссии Верховной Рады. Так что говорить о том, что опубликованные материалы являются сенсацией, - мягко говоря, несерьезно.

В то же время очень серьезным является то, что автор публикации не просто рассекретил имена многих людей, но и приписал им слова, которые они никогда не говорили. В протоколах с самого начала был задокументирован лишь факт ведения наблюдения за Гонгадзе. Все другие выводы надуманы автором и просто вложены в уста других людей. Они шокированы публикацией и обратились в прокуратуру с жалобами, с просьбами защитить их честь, достоинство и, собственно, жизнь. Автор публикации едва не называет их преступниками.

Вместе с тем Игорь Гончаров представляется чуть ли не народным героем. Но ведь этот человек не только свидетель в деле Гонгадзе. Прежде всего это жестокий кровавый убийца. На его совести жизнь 11 человек.

Чем руководствовался Аскольд Крушельницкий, готовя эту публикацию? Хорошо бы, если он просто не отдавал себе отчета в том, что делает, и гнался за дешевой сенсацией. Тогда можно все списать на невысокий интеллект. Если же журналист делал это осознанно - вопрос серьезнее. Это означает, что он сознательно обвинил многих людей в совершении тяжелого преступления, рассекретил их фамилии, поставил под угрозу их жизни, а также жизни их семей. Что касается самого расследования, то причинить ему большего вреда пока не смог никто. Из-за разглашения существенных следственных данных сорван ряд оперативно-следственных действий. Возможно, именно это и было главной целью публикации?

Это уже вопрос, собственно, к самой газете. Для чего была сделана попытка сорвать расследование этого важного дела? Возможно, кого-то беспокоят активные шаги, которые предпринимает оперативно-следственная группа? Возможно, кое-кому выгодно, чтобы расследование дела Гонгадзе затягивалось как можно дольше? Допускаю, что именно с этой целью статья Аскольда Крушельницкого в газете The Independent построена на предвзятом отношении к следственно-оперативной бригаде, неточных фактах, нечестной оценке событий, несправедливом отношении ко многим людям и вмешательстве в их частную жизнь. Словом, на полном антикодексе журналистской чести.

Автор статьи утверждает, что у него не было корыстных мотивов. Тогда какие мотивы у него были? Возможно, политические? И знает ли об этих мотивах, и, главное, разделяет ли их редакция газеты The Independent?

В этом письме высказана не только моя точка зрения. Это и позиция следователей, которые уже несколько лет работают по делу Гонгадзе. Они уже высказывали свою точку зрения на пресс-конференции для журналистов, пытались разъяснить ситуацию, призывали не придавать ей политического привкуса. Впрочем, политическое напряжение вокруг дела Гонгадзе продолжает искусственно нагнетаться.

Исходя из этого, хочу решительно заявить: никакие попытки сорвать расследование и перевести уголовное дело относительно убийства Гонгадзе в политическую плоскость - не будут иметь успеха. Генеральная прокуратура Украины будет проводить основательное и всестороннее расследование, реализовывать в его рамках все необходимые следственно-оперативные действия и не будет принимать участия в политических спорах, оставив это для политиков.

Генеральный прокурор Украины Геннадий Васильев

 Поділитися